Проблема воспитания патриотических чувств, формирования гражданина, ценностно- ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Причин данной проблемы несколько:
- ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-е годы
- отношения детей с внешним миром часто опосредуется телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян
- можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей
Все это привело к тому, что младшие школьники в результате преобразований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколениям: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты сверстников и другие.
Реализация современных тенденций образования и воспитания школьников призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся понимания общечеловеческих ценностей.
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к истории своей семьи, малой родины, своей страны. Изучение своей семьи, родного края позволяет школьнику осознать непосредственную причастность к истории, узнать свои корни, сохранить и развить связь поколений своей семьи и родственников. Все это делает жизнь человека более значимой, вкладывает в нее дополнительный смысл, воспитывает гражданина своей страны и патриота своей малой родины.
Работу по изучению истории совей семьи, своего края, страны целесообразно выстраивать в соответствии со следующими принципами:
– систематичности
– доступности для учащихся при определении
содержания и форм проведения работы
– использования знаний, полученных на других
предметах (ИЗО, окружающий мир, литературное
чтение, музыка и др.)
– опоры на социальный опыт учащихся
– направленности на формирование
положительного личностного отношения
школьников к истории своей семьи, своего края,
Родины.
Данная программа позволяет младшим школьникам более глубоко изучить историю своей Родины, непосредственно отражающуюся в истории родного края и своей семьи.
Цели и задачи:
Целью данной программы является изучение истории своей семьи, своего района, города, страны как части отечественной истории, отражение жизни предыдущих поколений, изучение культуры и традиций прошлого и настоящего.
Основные задачи курса:
- Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение их к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны. Так и непосредственно жителями города, конкретной семьи в их историческом развитии
- Воспитание патриотических чувств
- Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма
- Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей
Пояснительная записка
Факультативный курс «С чего начинается Родина»
разработан как дополнение к курсу «Окружающий
мир» в начальной школе.
Целью данной программы является изучение
истории своей семьи, своего района, города,
страны как части отечественной истории,
отражение жизни предыдущих поколений, изучение
культуры и традиций прошлого и настоящего.
Основные задачи курса
- Формирование гуманистической направленности личности учащихся, приобщение их к духовным ценностям, накопленным как народами нашей страны. Так и непосредственно жителями города, конкретной семьи в их историческом развитии
- Воспитание патриотических чувств
- Формирование у учащихся важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма
- Расширение кругозора учащихся и их познавательных возможностей
Программа разработана для учащихся 2-4 классов и рассчитана на 102 часа, по 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.
В процессе изучения курса «С чего начинается Родина» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о себе как личности, как члене свой семьи, как гражданине общества со своими правами и обязанностями.
Формирование гражданской позиции младшего школьника происходит в несколько этапов:
- Накопление знаний о себе, своем имени, фамилии, семье, далеких предках, осознание своей роли в семье и роли семьи в жизни каждого человека.
- Накопление знаний о своей Малой родине, ее истории, современности; осознание своей роли в продолжении традиций того края, в котором живешь.
- Накопление знаний о России как государстве, гражданином которого являешься, ее традициях, истории, современности; осознание своей роли в обществе.
Курс «С чего начинается Родина » представляют единую систему, состоящую из нескольких подсистем: «Я и моя семья» изучается во 2 классе, «Моя малая Родина» – 3 класс, «Россия – Родина моя» – 4 класс. Каждая из подсистем имеет законченную структуру.
Так как изучение программы начинается во 2 классе, когда дети еще маленькие, то материал 2 класса рассчитан на изучение ребенком своей семьи: ее истории, особенностей, традиций и пр. Дети учатся беседовать с родителями, чтобы выяснить интересующий их материал, анализировать и отбирать нужный материал, оформлять его. Таким образом ребенок учится элементам простейшей исследовательской деятельности
В 3 классе, когда дети становятся взрослее и уже имеют опыт работы с дополнительной литературой, с проведением небольших исследований, программа предлагает для изучения более трудный раздел: изучение совей малой родины. Особенность курса 3 класса состоит в том, что в программу включено много экскурсий, посещений музеев, встреч с интересными людьми. Таким образом, у ребенка с накоплением жизненного опыта и расширением кругозора, формируется гражданская позиция, происходит приобщение к духовным ценностям.
В 4 классе продолжается изучение истории своей Родины на примере изучения истории страны. Но вместе с тем введен раздел, который позволяет формировать гражданскую позицию учащихся, знакомит их с нормами поведения в обществе, гражданскими правами и обязанностями. Однако на протяжении всех трех лет поднимаются темы, когда ребенок ощущает себя, свою семью частью общей истории, частью большого государства.
Программа реализуется как факультативный курс, но может использоваться и как система классных часов.
Литература для учителя:
- Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына – Сталинграда. В.1991г
- Морозова Н.Т. и др. Путеводитель по Волгограду. В.1980г
- Гундарев П.А. Путешествие по Волгограду.В.1987г
- Воротилова С.В. Символы Волгоградской области. М. Глобус. 2008г
- Коти Т. Моя первая книга о Россиию М. ОЛМА-ПРЕСС.2003г
Программа факультативного курса
«С чего начинается Родина».
2-4 класс (102 часа)
2 класс. «Я и моя семья» – 34 часа
Введение 1 ч
Я в семье 4 ч – Имя человека, его значение.
Фамилия. Автобиография.
Моя семья 4 ч – Виды семей. Степень родства в
семье. Распределение обязанностей в семье. Права
и обязанности членов семьи. Правила поведения в
семье.
Родительский дом – начало начал 8 ч – Мама, папа.
История создания семьи. Профессии родителей.
Детство родителей (игры, занятия, увлечения).
Отчество, история появления.
Близкие и дальние родственники 7 ч – Братья и
сестры, их занятия и увлечения. Дедушки, бабушки,
прадедушки, прабабушки. (Их занятия, профессии,
детство – любимые игры, песни, книги, фильмы и
т.п.). Тети, дяди, двоюродные, троюродные
родственники (Их занятия, профессии, увлечения).
Моя семья – мое богатство 7 ч – Семейные и
национальные традиции, увлечения. Досуг семьи.
Семейные праздники. Известные люди рода (семьи).
История государства в истории семьи.
Итоговое обобщение материала 3 ч – Составление
своей родословной. Подведение итогов
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- Значение своего имени.
- Историю своей семьи, семейные традиции.
- Своих предков и родственников.
- Родственные связи в семье.
- Права и обязанности членов семьи.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- Вести поиск своих предков.
- Общаться со взрослыми: правильно строить беседу, задавать вопросы, записывать воспоминания взрослых.
- Работать с различными словарями, печатными документами, письмами, фотографиями и т.д.
- Обобщать и оформлять собранный материал в различных формах (Сообщения, альбомы, газеты, фотовыставки и т.д.)
3 класс. «Моя малая Родина» – 34 часа
Водное занятие 1ч
Микрорайон, в котором я живу 12 ч – Дом, в котором я
живу (история возникновения дома, значимые
события, соседи). Моя улица (история названия,
значимые события, достопримечательности). Мой
микрорайон (история, достопримечательности). Моя
школа (история, современность, известные люди).
Мой район (история, современность,
достопримечательности).
Город, в котором я живу 18 ч – Мой город.
Исторические названия. История возникновения.
Символы города. Основные вехи истории развития
города:
– История Царицына. Царицын в годы революции и
гражданской войны.
– Сталинград в довоенное время. Город в годы
Великой Отечественной войны.
– Город в период восстановления хозяйства в
послевоенные годы.
– Мой город и современность. Промышленность и
культура.
– Достопримечательности моего города.
– Известные люди моего города.
– Вклад моей семьи в развитие моего города.
Итоговое обобщение материала 3 ч
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- Основные моменты истории родного города, района, микрорайона, школы.
- Наиболее значимые достопримечательности, их историческую ценность.
- Историю района и города в годы Великой отечественной войны.
- Имена нескольких известных людей, прославивших свой город.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- Работать с различными источниками информации.
- Рассказать об основных событиях истории своего района, города, страны.
- Обобщать и оформлять собранный материал в различных формах (Сообщения, альбомы, газеты, фотовыставки и т.д.)
4 класс. «Россия – Родина моя» – 34 часа
Вводное занятие 1 ч
История моей Родины 8 ч – История возникновения
Российского государства. Наиболее значимые
исторические эпохи в развитии страны. Величайшие
правители России. Величайшие полководцы России.
Культурное наследие моей страны 7 ч – Величайшие
деятели науки и искусства России. Образ Родины в
различных произведениях искусства. Великие
города России. Самые известные исторические,
архитектурные, природные памятники России.
Современная Россия 4 ч – Новое возрождение
России – 1991г. Россия – страна, проложившая
дорогу в Космос. Современные достижения России.
Известные люди современности.
Я – сын твой Россия 10 ч – Что такое государство.
Символы государства, символы России. Россия –
многонациональное государство. Что значит быть
гражданином. Нормы жизни в обществе. Конституция
РФ.
Итоговое обобщение материала 4 ч
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Символы Российского государства.
- Основные моменты истории Российского государства.
- Имена нескольких исторических личностей Российского государства (в политике, искусстве, науке).
Иметь представление об:
- Основных положениях Конституции РФ, как основного закона государства.
- Основных нормах морали.
- О современных тенденциях развития Российского государства
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- Работать с различными источниками информации.
- Соблюдать Законы Конституции.
- Рассказать об основных событиях истории страны.
- Обобщать и оформлять собранный материал в различных формах (Сообщения, альбомы, газеты, фотовыставки и т.д.)