Цель урока: Подвести итог работы по ознакомлению детей старшей группы с жизнью и музыкальным наследием Уральского композитора П.И.Чайковского.
Задачи урока:
- Взаимодействовать с семьями воспитанников на разных этапах работы над проектом [участие в защите проекта, оформление выставки детских рисунков по произведениям композитора, участие в музыкальной гостиной].
- Через музыкальное творчество П.И.Чайковского пробудить в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
[участвуют: команда родителей и команда детей].
Вопросы музыкальной викторины для родителей.
[родителям необходимо выбрать правильный ответ]
1. В каком городе родился композитор?
- Алапаевске;
- Клине;
- Воткинске.
2. Сколько балетов написано П.И.Чайковским?
- Два (назвать какие);
- Пять;
- Три.
3. Дать определение жанра – балет?
- театрализованное представление – где все поют;
- где все танцуют;
- это разговорный жанр.
4. Назовите оперы, написанные композитором?
- “Евгений Онегин”;
- “Пиковая дама”;
- “Садко”;
- “Снегурочка”.
5. Назовите памятники культуры, увековечивающие имя композитора?
- Театры оперы и балета – г. Пермь;
- Улицы города – Каменск – Уральский;
- Города – П.Чайковский;
- Музеи – Клин, Воткинск, Алапаевск;
- Консерватории – г. Москва.
6. Чем отличается песня от пьесы?
- Красивой мелодией;
- Красивым аккомпанементом;
- В песне есть слова.
7. Чем занимаются композиторы?
- Пишут стихи;
- Авторы детективов;
- Пишут музыку.
8. Кем руководит дирижер?
- Бригадой слесарей;
- Персоналом магазина;
- Оркестром.
Вопросы музыкальной викторины для детей.
[назвать звучащие произведения и определить название цикла пьес]
- “Вальс цветов” – балет “Щелкунчик”
- “Колыбельная Мари” – балет “Щелкунчик”
- “Марш деревянных солдатиков” – “Детский альбом”
- “Баба Яга” – “Детский альбом”
- “Танец феи драже” – балет “Щелкунчик”
- “Песня жаворонка” – “Детский альбом”
- “Болезнь куклы” – “Детский альбом”
- “Зимнее утро” – “Детский альбом”
Под звучание пьесы “Баба Яга” появляется сама героиня.
Баба Яга: Ну что расселись? Все музыку слушаете? А ну – ка я вас сейчас!
Муз.р: Постой, постой, Б.Я., что ты так раскричалась, как вихрь влетела!
Б.Я: А что это вы без меня музыку слушаете?
М.р: Ну садись и ты послушай. Мы как раз о тебе и слушаем.
Повторное слушание.
Муз.р: Давайте, ребята, расскажем Бабе Яге о музыке, которая
рассказывает о ней. Какое настроение в музыке?
- Была ли музыка:
спокойная
приветливая
неторопливая
убаюкивающая
мягкая
плавная
гладкая
напевная
протяжная
- Значит она была:
печальная
жалобная
скорбная
хмурая
обиженная
просящая
плачущая
стремительная
беспокойная
тревожная
сердитая
недовольная
[ответы детей]
[Беседа с Бабой Ягой разработана Т. Белоненко]
М.р: Вот она какая была музыка, так ведь и Баба Яга влетела к нам внезапно, стремительно. Композитор такой тебя и изобразил.
Б.Я: И совсем я не злая, а добрая и веселая, знаю много разных игр:
Игра “Буги – буги” с Бабой Ягой.
Б.Я: Вот спасибо порадовали вы меня. Пора мне уже в сказку возвращаться.
До свидания.