Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опорных сигналов" на уроках зоологии

Разделы: Биология


Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект»

Программа создавалась в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows.

Продукт разрабатывался в 1999-2002 гг, его разрешение 640*480, что, несколько снижает его ценность в настоящее время. Тем не менее современные мультимедиа-проекторы вполне презентабельно отображают его на большом экране.

Этот программный продукт (и многие другие) можно свободно скачать на моём сайте http://www.lnip-bg.ru или по следующей ссылке (версия для Windows): http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Animals8PC/Animals8PC.zip

Версия для МасOS X находится на сайте в разделе «Прочее»

Возможности и примеры применения данного пособия на уроках биологии можно увидеть в прилагаемых иллюстрациях и пояснениях.

В качестве эксперимента в программу «Animals8» были интегрированы специально составленные комплекты «опорных сигналов» (методика В.Д. Шаталова), отображающих содержание каждой изучаемой темы. Целью использования данного метода являлась проверка его эффективности в качестве инструмента повторения крупных блоков изученного материала.

Для оценки результатов были проведены тесты в 2-х параллельных классах, изучавших один и тот же курс с одним преподавателем и по одной методике. При изучении материала использовалась мультимедийная программа «Animals8».

Исследование проводилось в 4 этапа:

1) Класс «А» и класс «Б» изучали тему «Тип Простейшие» и сдавали тестовый зачёт после того, как обобщили и повторили изученный материал без применения «опорных конспектов»
2) При изучении темы «Тип Кишечнополостные» класс «А» был испытуемым, а класс «Б» - контрольным.
3) При изучении темы «Тип Моллюски» класс «Б» стал испытуемым, а класс «А» - контрольным.
4) При изучении темы «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» оба класса использовали «опорные конспекты» для повторения.

Примеры «опорных конспектов» и результаты исследования в виде диаграмм приведены ниже.

Описание интерфейса мультимедийного пособия «Animals8. Эволюция животных»

Программа «Animals8 Эволюция животных» содержит конспект лекций по школьному курсу биологии, разделу “Животные”. Содержание курса полностью соответствует образовательному стандарту Российской федерации. Основной целью создания данного программного продукта являлась потребность в максимальной визуализации изучаемого материала. Поэтому продукт и получил название «мультимедийного конспекта»: максимально краткие тексты, содержащие теоретический материал сопровождаются сотнями анимаций, рисунков, фотографий, видеофрагментов.

Особенностью данного курса зоологии является то, что в нём сделана попытка изложения материала с акцентом на эволюционный аспект. Отсюда и название: «Эволюция животных» и, соответствено, более подробно рассмотрена тема «Теория эволюции», с которой курс и начинается.

Меню программы отображает стандартный перечень изучаемых Типов, а подменю - Классов Царства Животные (см. Илл.1)

Илл. 1

Программа содержит следующие элементы интерактивности:

1) Возможность рисования мышью или пером поверх изображения, что повышает её функциональность при работе в классе.
2) Изображения, содержащие активные области. При «наведении» курсора мыши на такую область происходит определённое действие, например, появляется пояснительная надпись, начинается анимация, звучит «голос» данного животного и т.п.
3) Систему поиска в виде перечня терминов и понятий, сгруппированных по темам и снабжённых гиперссылками.
4) «Тетрадь» для заметок, с возможностью сохранения их в виде файла.
5) Регулировку громкости звука.
6) Элементы навигации: кнопки «вперёд», «назад», «выход».

К пособию прилагается комплект тестов по всем изучаемым темам в 2-х вариантах: для преподавателя (по вариантам, для раздачи на занятиях) и для учащихся (вопросы всех вариантов в едином списке со сквозной нумерацией и в случайной последовательности, для подготовки) (см. Приложение 1)

Примеры опорных конспектов:
По теме «Тип Простейшие (Протисты)» см. Илл.2
По теме «Тип Кишечнополостные» см. Илл.3
По теме «Тип Моллюски» см. Илл.4
По теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» см. Илл.5

На Илл.5 показано, что при «наведении» курсора мыши на ячейку таблицы на экране появляется краткий комментарий к «опорным сигналам», что облегчает повторение.

Илл.2

Илл.3

Илл.4

Илл.5

Анализ контрольных тестов, выполненных учащимися показал некоторое улучшение результатов при применении «опорных конспектов» в качестве инструмента повторения. В частности, заметно увеличение количества оценок «4» и «5» в 3-х случаях из 4-х и снижение количества оценок «3» во всех случаях. Причём прогресс был отмечен в обоих классах, вне зависимости от уровня предметной подготовки каждого.

Кроме того, приведённые таблицы и диаграммы показывают, что в результате применения данной методики различия в результатах двух классов нивелировались, то есть уровень знаний классов А и Б стал более «ровным»

Несколько худший результат на этапе № 3 (по сравнению с ожидаемым) можно объяснить тем, что тема «Тип Моллюски» содержала больший объём изучаемого материала.

Результаты выполнения контрольных тестов (%):

Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
Оценка Класс A Класс Б Класс А Класс Б Класс А Класс Б Класс А Класс Б
«5» 21 14 23 16 19 19 26 22
«4» 38 46 49 43 42 46 45 46
«3» 36 37 26 40 35 31 27 30
«2» 5 3 2 1 4 4 2 2
Тема

Тип Простейшие

Тип Кишечнополостные

Тип Моллюски

Тип Хордовые
Класс Пресмыкающиеся

Испытуемый класс
Контрольный класс