Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей.
На свете нет милее и любимей,
Дороже сердцу нет учителей!* * *
Чтоб нами славилась земля,
Чтоб честными росли мы.
Спасибо Вам, учителя,
За всё хорошее – спасибо!
Актуальность. (Слайд 1)
Год 2010-й объявлен годом Учителя, а год 2011-й – Юбилейный год для средней общеобразовательной школы № 7. И мы должны помнить традиции и учителей, которые работали и работают в нашей школе. Сеять разумное, доброе, вечное – какая это замечательная работа – работа Учителя!
2010-й – год Учителя не зря,
Так президент решил и вся страна,
Чтобы все знали, что учительство в почёте,
И будущее наше в надёжной их работе.
Эта тема нашла отражение в нашем проекте, который называется: «Дорогой мудрости всегда ведёт нас память сквозь года»
Цель проекта: изучение военной и педагогической деятельности Малковой Надежды Петровны. (Слайд 2)
Задачи:
- Встретиться с Малковой Н.П.Ознакомиться с документами домашнего архива Малковой Н.П.
- Собрать материал по рассказам и воспоминаниям родных и близких Малковой Н.П.
- Систематизировать и обобщить полученный материал.
- Представить собранный материал в виде заметки в газету, на тематических классных часах.
- Повысить престиж школы.
- Развить творчество учащихся.
Результат: (Слайд 3)
- Мы надеемся, что после нашей исследовательской работы, сверстники проникнутся уважением к историческому прошлому на примере мужества, стойкости и героизма.
- Наша заметка в газету будет являться памятью и останется в сердцах людей.
Этапы: (Слайд 4)
- Обсуждение проекта с классным руководителем, составление плана.
- Встреча с заведующей музеем и создание
творческой группы учащихся 4 «А» класса. В неё
вошли:
- Гомзиков Вячеслав.
- Ковальчук Мария.
- Коноалова Анна.
- Морозова Юлия.
- Осипчук Ульяна.
- Сысолятина Марина.
- Черноскутова Анастасия.
- Встреча и беседа с Малковой Надеждой Петровной.
- Работа с документами: фотографиями, воспоминаниями, статьями из домашнего архива.
- Изучение письменных источников – военных документов.
- Сбор материала о детстве и военном периоде жизни Малковой Н.П.
- Обобщение полученного материала и написание
рассказов на тему:
- «Учителями славится Россия»
- «Малкова Н.П. – труженик тыла и ветеран труда»
- Сочинение стихотворений про Малкову Н.П.
- Опубликование заметки в газету «Знамя Победы» на тему: «Дорогой мудрости всегда ведёт нас память сквозь года».
Наша работа состоит из глав, которые вы видите на слайде. (Слайд 5)
Первая глава посвящается учителю, ветерану труда Малковой Надежде Петровне. 7 декабря 2010 года мы были в гостях у Надежды Петровны и записали её рассказ о жизни и о педагогической деятельности.
Глава I. Малкова Надежда Петровна
1.1. Детство и юность
Малкова Надежда Петровна родилась 24 сентября
1922 года в городе Сухой Лог в семье крестьянина.
Проживала по улице Красная горка.
Отец: Пётр Иванович Быков работал на Цементном
заводе в горном цехе.
Мать: Быкова Мария Петровна – домохозяйка,
работала в колхозе.
У Надежды Петровны 2 брата: Степан, живёт на
Красной горке и Григорий – умер очень рано в
возрасте 29 лет. Он воевал в Великой
Отечественной войне, был личным водителем
генералов.
Надежда росла в многодетной семье. Жили дружно,
помогали друг другу. В школу девочка пошла в 8 лет.
Очень любила учиться.
Из воспоминаний: У нас в классе была пионерская организация, а вожатой была – Прозорова Лида. Мы её слушали и уважали. Помогали старикам по хозяйству: покупали продукты питания, выполняли разные работы по дому. В классе были очень дружными, помогали тем, кто отстаёт в учёбе. Все старались учиться хорошо.
– Надежда Петровна закончила Сталинскую среднюю школу № 1 – 10 классов на отлично.
Из воспоминаний: Очень любила химию, поэтому стала учителем химии.
– Малкова закончила школу на отлично и получила аттестат с золотой каёмкой. После школы поступила в Уральский гуманитарный институт в городе Екатеринбурге без экзаменов.
Коновалова Анна: «Надежда Петровна – молодец. А я для себя тоже решила, что буду учиться на одни пятёрки, чтобы поступить в институт».
1.2. Трудные годы
Вторая глава посвящена тяжёлому периоду в
жизни Надежды Петровны. Глава так и называется:
«Трудные годы»
В 19 лет закончила 1 курс университета. 21 июня
началась Великая Отечественная война. 23 июня
сдавать экзамены всё равно пришлось.
Из воспоминаний: Услышали о войне по
радио. Все вышли на «Красную площадь» в г.
Екатеринбурге. Что делать теперь? Как жить?
Каждый решал сам за себя. Я пошла на курсы
медсестёр. Училась 1 месяц. Дежурила в
госпитале от университета. Писала письма за
раненых домой. Очень было страшно. Я перевязывала
раненых, беседовала с ними.
Жили с девочками в общежитии дружно. В тот момент
была карточная система. Бесплатно давали суп:
вода и 2-3 ложки протёртой свёклы. Очень выручала
картошка. Садили её и копали все вместе. Делились
с другими ребятами, помогали друг другу.
В 24 года сдала последний экзамен и осталась
работать в университете на факультете –
органики, старшим лаборантом на 1 год. Потом
пришлось приехать в г. Сухой Лог, т.к. тяжело
болела мама. Работала в литейном цехе Старого
Цементного завода. Изготовляла корпуса для
гранат вместе с московскими ремесленниками –
металлургами. Вскоре ушла в академический отпуск
на 1 год.
Сысолятина Марина: «Малкова Надежда Петровна была очень смелая, сильная духом. Она верила, что скоро кончится война и будет всё хорошо».
1.3. Начало педагогической деятельности (Слайд 6)
Следующая глава о том как Малкова начала свою
педагогическую жизнь.
В 25 лет принята учителем химии, через год стала
завучем средней школы № 7. Работала
классным руководителем всего 3 года. Это
был её первый 7 «А» класс. В классе 19-20 человек.
Уроки химии преподавала в 7-х – 10-х классах.
В то время строили 3-й этаж школы – 1959-1960 годы.
Малковой предложили стать директором школы, но
она отказалась.
Проработав в средней школе № 7 8 лет, была
переведена в среднюю школу № 2. Преподавала химию
и была завучем этой школы до пенсии.
Из воспоминаний: В трудные годы не хватало учителей химии, поэтому меня и просили проводить уроки в других школах. Готовила ребят в Высшие учебные заведения. Тяжело было, но я справлялась. Почти все мои ученики поступили в институты. Я горжусь своими ребятами!
Гомзиков Вячеслвв: «Она – Учитель с большой буквы! Я считаю, что сейчас, к сожалению, мало таких учителей».
1.4. Высокое Звание Учитель. (Слайд 7)
Родина высоко оценила заслуги Надежды Петровны. Малкова была награждена:
- Орденом знака почёта СССР за достойную работу.
- Медалью за долголетний и добросовестный труд. Ветеран труда.
- Золотой медалью – труженик тыла.
Ковальчук Мария: «Я очень горжусь тем, что в нашем городе Сухой Лог живёт добрый, умный и мудрый человек – Малкова Н.П. Всю свою жизнь она вела детей по дороге мудрости. Мы всегда будем помнить и уважительно относиться к женщине – мужественной, стойкой и героической».
Глава II. «Сквозьгода наша память всегда ведёт нас по дороге мудрости». (Слайд 8)
После того, как мы встретились с Надеждой Петровной, у нас появилось желание написать о ней рассказы и стихи (рассказать и зачитать).
* * *
Жила-была девочка Надя
Отличницей в школе была,
Химию очень любила
И дальше учиться пошла.
Но началась война
И медсестрой стала она.
Раненых много было,
Она никого не забыла.
Всем помогала,
Домой им письма писала,
Когда кончилась война,
В школу Надежда работать пошла.
Долго и честно трудилась она.
Получила медаль золотую и ветерана труда.
И живёт она теперь: дети, внуки ездят к ней.
Любят её и уважают.
Здоровья и добра желают.(Сысолятина Марина)
* * *
Мы знаем женщину одну.
С ней мы встречались поутру.
В гости мы ходили к ней.
Нам показалась всех она добрей.
Надеждою Петровной её зовут.
К ней внуки радостно бегут.
Ведь бабушка такая мудрая!
И помнит жизнь такую трудную.
Ведь ничего не забывается.
А вспомнить все хорошее старается!(Осипчук Ульяна)
* * *
Надежда Петровна!
Вы Учитель с большой буквы,
С молодой и красивой душой!
Сколько долгих лет, сколько зим
Отдавали душу молодым!
И поэтому душа много лет
Остается молодой – вот секрет!
В вашей жизни
Пусть и дальше она
Будет счастья и здоровья полна!(Коновалова Анна)
* * *
Но, если выживешь в атаке,
Видишь: снова птицы прилетели
И, побеждая смерть, пришла весна,
А, значит, скоро кончится война.
Всё за спиной: победы и могила.
Дороги, опалённые дома.
Девчонка в гимнастёрочке на снимке.
Давно-давно закончилась война.(Морозова Юлия)
Заключение (Слайд 9)
– Сквозь года остаются в нашей памяти люди,
которые учат нас быть мужественными,
бесстрашными, верными своей Родине. Они несут нам
мудрость, жизненный опыт, знания.
Мы решили узнать про одного такого человека, чья
память осталась в наших сердцах навсегда.
В начале проекта, мы поставили перед собой цель: изучение военного периода и педагогической деятельности Малковой Надежды Петровны. Хочется сказать, что мы достигли поставленной цели, так как при встрече с Малковой Надеждой Петровной и её родственниками, мы записали их воспоминания.
Результатом данного проекта стал собранный материал, который можно использовать для проведения классного часа, посвящённого Дню Знаний, Дню Учителя, для написания сочинений, посвящённых юбилею школы.