Цели:
- Показать педагогам новые дидактические упражнения, для использования в своей работе.
- Развитие творческих возможностей педагогов.
- Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел.
- Воспитание компетентности, коммуникабельности, артистичности педагогов.
- Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
Дорогие коллеги!
Все мы с вами знаем, какая трудная и
ответственная у нас работа, как мы с вами
переживаем, когда у детей что-то не получается. И
конечно, мы сами тоже нуждаемся в отдыхе.
Давайте сегодня прогуляемся в лес, но прежде я
вас познакомлю с действиями, которые нужно
выполнить в процессе прогулки.
Мы услышим в лесу:
Шуршание листвы под ногами («Шур-шур-шур!» – потирать ладони)
Пение птичек («Твинь-твинь!»)
Журчание ручейка («Брл-рл-рл!» – язык касается верхней губы)
Завывание ветра («У-у-у!»)
Кукушка («Ку-ку!»)
Стук дятла («Тук-тук»)
Ворона (Кар-р-р!»)
(Показ и выбор участников)
А теперь попробуем все эти звуки воспроизвести под текст.
Дорогие воспитатели, вот мы с вами и пришли в
лес.
Вы слышите, как зашуршала осенняя листва под
ногами, конечно, ведь ее так много в лесу, деревья
продолжают сбрасывать ее на землю, чтобы
подготовиться к зиме. Обратите внимание, какой
сегодня замечательный день, солнце выглядывает
из-за тучки, да и небо еще голубое, а листва такая
разноцветная и такой шелест необыкновенный от
прикосновения наших ног (трение ладошек с
произношением звука шур-шур-шур)
А вы слышите, как радуются солнечному деньку
синички, давайте остановимся и послушаем
(твинь-твинь-твинь), веселая песенка у них
получается. Сегодня и вправду хорошо в лесу,
пойдемте, погуляем вглубь леса. Я кажется что-то
слышу еще. Ну, конечно, это же ручеек поет свою
волшебную песенку (брл-брл-брл). Подойдем поближе,
послушаем ручеек и поглядим на воду. Сколько
много листочков нападало в ручеек.
Ой, кукушка кукует (ку-ку-ку)
– Кукушка, кукушка ты подольше прокукуй (шур-шур,
твинь-твинь, брл-брл)
– Да, хорошо в лесу, листочки шуршат, синички
поют, ручеек журчит, кукушка поет (ку-ку)
– А вы слышите, там совсем далеко дятел стучит,
трудится, бережет лес (тук-тук)
– Ой, солнышко спряталось, ветер подул. А кто это
летит, да еще так громко кричит…
– Ну, что ж и нам пора домой.
– Вот мы с вами и вернулись, давайте сейчас вспомним, какие звуки мы слышали в лесу. (Воспроизводим звуки без текста, педагог выступает в роли режиссера, жестом показывает на того, кто должен озвучивать.Сначала по очереди, потом все вместе, а в самом конце «выступает Ворона» и все замолкают)
– Скажите, вы когда-нибудь были в джунглях? (Нет) А на льва охотились? (Нет) Вот и давайте отправимся с вами в Африку, поохотимся. Только, пожалуй, одним нам не справиться, давайте ка пригласим медведя.
(Выходит воспитатель и имитирует голосом медведя с показом, воспитатели по кругу, медведь в середине, воспитатели точно воспроизводят слова и голос медведя)
– Мы охотимся на льва – педагоги
повторяют слова
– Не боимся мы его – педагоги повторяют слова,
вертят головой
– У нас длинное ружье…– то же, одну руку
вытянуть вперед
– И каленый меч. – Руку, сжатую в кулак,
сгибают в локте
– Ой! А что это? – раскрытую ладонь
приставить козырьком ко лбу, ладонью вниз
– А впереди озеро – разводят руки в
стороны
– Под ним не проползешь… – обе руки
опускают вниз ладонями
– Над ним не пролетишь… – обе руки поднимают
вверх, вниз ладонями
– Его не обойдешь…– разводят руки в
стороны,перебирая указательным и средним
пальцами.
– Дорога напрямик! – указывают рукой вперед
– И по озеру: буль-буль-буль! – делают
руками плавательные движения
– Давайте пригласим еще лисичку, она хитрая, с
ней мы точно справимся:
– … все повторяется(имитируется голос лисы)
– А впереди горы – разводят руки в стороны
– Под ними не проползешь…– обе руки
опускают вниз ладонями
– Над ними не пролетишь… – обе руки поднимают
вверх, вниз ладонями
– Их не обойдешь … – разводят
руки в стороны,перебирая указательным и средним
пальцами.
– Дорога напрямик! – указывают рукой вперед
– По горам : «Хоп-хоп» – делают движения,
будто лезут по горам.
– Думаю, надо мышку пригласить, она хорошая
разведчица:
– … Все повторяется (имитируется голос мышки)
– а впереди лес – разводят руки в стороны
– Под ними не проползешь…– обе руки
опускают вниз ладонями
– Над ними не пролетишь… – обе руки поднимают
вверх, вниз ладонями
– Их не обойдешь… – разводят руки в
стороны, перебирая указательным и средним
пальцами.
– Дорога напрямик! – указывают рукой
вперед
– По лесу: «Хр-хр-хр!» – идут «
полесной чаще», высоко поднимая ноги и раздвигая
перед собой ветки
Темно, ничего не видно, как будто глаза закрыты. (Ведущий
и педагог закрывают глаза и медленное сходятся в
центр круга, вытянув руки перед собой вперед)
– Ой! Что это такое мягкое, такое пушистое?
Давайте поглядим!... (Ведущий касаются друг
друга пальцами рук.)
– Ой! Да это же лев! Побежали! (Ведущий
открывают глаза и убегают обратно)
– Стоп! (Педагоги останавливаются) Испугались?
(Дети отвечают) А говорили, что льва не
боитесь!
Да, после такой прогулки, думаю, нужно слетать в
какие-нибудь экзотические места, наверное,
подойдет Индия. Полетели? (Расправили руки,
как крылья у самолета и полетели).
– Самолет летит,
Самолет гудит
У-у-у-у – я лечу в Индию.
– Подождите пожалуйста меня здесь, а я сейчас
узнаю, где мы будем жить (говорит по
игрушечному телефону по- индийски)
– Представляете, мне сказали, что для нас нет
мест в гостинице, сказали, чтобы мы сами искали
себе жилье.
– А мы с вами его построим сами, вот я сейчас
заложу первый камень для фундамента (все
воспитатели строят «дом» из бус).
– Мы построили шикарный дворец, здесь мы и будем
жить.
– Наверное, нам пора узнать, что там делается на
улицах Дели.
– Вы только посмотрите, какие здесь бродят
диковинные животные (воспитатели держат в
руках бусы, затем их произвольно бросают и
отгадывают свой получившийся образ)
– Да, действительно потрясающая страна.
– Пожалуй, нам стоит где-нибудь перекусить,
давайте зайдем в знаменитое кафе «Индиана».
– Сейчас я узнаю, есть ли здесь фирменное блюдо,
которое готовят только у них в кафе.
– Уважаемые коллеги, блюдо это у ни х есть, но
они всегда записывают всех, кто его пробует,
для этого нам нужно представиться. Начнем с меня (Все
представляются как кому нравится, воспитатель
называет свое имя и действие в своем амплуа, или
без имени, но с показом движения, соответственно
своему образу, пример: воспитатель выходит в
середину круга, делает реверанс и называет свое
имя)
После представления ведущий показывает
одно из представлений и спрашивает, кто так
представился. Затем спрашивает, как представился
тот или иной воспитатель (развитие внимания)
– Ну что ж, хорошо мы с вами попутешествовали, но
как говорится в гостях хорошо, а дома лучше,
полетели?
– Самолет летит
Самолет гудит
У-у-у-у –
Я лечу в Москву!
– Большое спасибо вам всем за внимание!
– Мы сегодня попытались раскрыть методику
работы с детьми. Идя по известному пути – от
простого к сложному, мы попытались доказать, как
на простых играх и упражнениях у детей можно
развивать умение общаться, выражать себя в
речи и движениях, входить в образ, оценивать
результат. Из маленьких упражнений, сценок
постепенно собирается целый спектакль, в котором
участвуют все дети.
– Очень надеюсь, что все эти приемы вы будете
использовать в работе с детьми.