Предмет: развитие речи на основе знакомства с окружающим миром.
Класс: 3 (программа школы VIII вида).
Тема: Органы обоняния, вкуса, осязания: нос, язык, кожа.
Цель: ознакомление с органами чувств.
Задачи:
- познакомить с органами обоняния, вкуса, осязания;
- совершенствовать технику чтения;
- отрабатывать умение моделировать фразу;
- развивать зрительную память;
- воспитывать эмоциональную адекватность.
Оборудование:
- картинки с изображением органов человека: уши, ноги, нос, глаза, руки;
- карточки со словами, словосочетаниям, буквами;
- предметы для игры “Ароматы и запахи”: духи, чеснок, апельсин;
- маленькое зеркало;
- продукты для игры “Угадай по вкусу”: банан, яблоко, апельсин, конфета;
- предметы для игры “Определи на ощупь”: камушки, мягкая игрушка, резиновый мячик.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение.
- Физминутка.
- Введение в тему.
- Изучение нового материала.
- Физминутка.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
1. У нас сегодня на уроке гости. Покажем, как мы работаем?
2. Отработка биологических терминов и понятий
– На прошлых уроках мы говорили про организм человека. Организм человека – это сложный механизм. В нём работает много систем и органов. Это костная система, которая состоит из костей. Мышечная система, состоящая из мышц. Нервная система контролирует работу всего организма. Система органов дыхания состоит из лёгких, бронхов. В сердечно – сосудистой системе можем отметить сердце, сосуды. В пищеварительной системе мы называли желудок, пищевод, кишечник. В выделительной системе знаем почки.
– На прошлом уроке мы говорили об органах чувств. Какие органы чувств мы узнали? (Глаза.) Для чего нужны глаза? Как сохранить хорошее зрение? Для чего нам уши? Как сохранить хороший слух?
· Упражнение на развитие памяти.
– А сейчас мы с тобой поиграем. (Карточки, на которых изображены ноги, уши, глаз, руки, нос) Это что? Запомни, как лежат картинки. Сейчас ты закроешь глаза. Я поменяю картинки местами, а ты скажешь, что изменилось. Запомнила? Теперь закрывай глаза. Что изменилось?
· Упражнение в группировке.
– Теперь поиграем по-другому. Разложи эти картинки на 2 группы. Как назовём каждую группу? (Ноги, руки – части тела. Уши, глаз, нос – органы чувств.)
· Упражнение в установлении логических связей.
– Перед тобой 2 столбика слов:
ходим | уши |
смотрим | глаза |
ощущаем запахи | руки |
пишем | нос |
слышим | ноги |
К каждому слову из левого столбика надо найти пару из правого. Для этого сначала прочитай слова справа. Теперь читаем слово из левого столбика и находим ему пару. Теперь с каждой парой слов составим предложение так, чтобы слова дружили.
3. Физминутка.
– Наши глаза устали. Надо сделать зарядку. Встань прямо лицом к окну. Найди глазками высокую трубу. Смотрим на её конец и считаем глаза до 20 (“Один глаз, два глаза...). Теперь смотрим на носик кошечки (маленькая картинка прикреплена на окно) и считаем уши от 20 (двадцать ушей, девятнадцать ушей…) в обратном порядке. Зажмуримся. “Бабочки” (быстро моргать глазами).
4.
– Что мы будем изучать сегодня? Ты сама догадаешься. (Таблица с изображением геометрических фигур. Отдельно вырезанные такие фигуры с написанными в них буквами. При наложении карточек с буквами на контуры в таблице появляется тема урока: НОС. ЯЗЫК. КОЖА) Положи каждую букву в домик. Читай, что получилось.
– Сегодня мы узнаем, зачем человеку нужны нос, язык, кожа.
5.
– Как ты думаешь, что у меня в коробочке? (Духи.) Как ты догадалась? (Понюхала.) Чем? (Носом.) Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость : аромат цветов, чистого воздуха после дождя, хвойного леса… Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. А какие запахи нравятся тебе?
– Поиграем в игру “Ароматы и запахи”. Закрой глаза. Понюхай. Отгадай, что это. Скажи, нравится тебе такой запах или нет.
– Но нос нам помогает только тогда, когда он чистый, т.е. когда в нём не скапливается слизь, грязь. Для этого его надо ежедневно прочищать, т.е. высмаркиваться во время утреннего туалета. Утром, когда ты умываешься, не забывай обязательно прочищать нос – тогда ты сможешь чувствовать ароматы вокруг. Надо оберегать себя от простуды, потому что при насморке человек плохо чувствует запахи. Что же делать, если вдруг заболел?
6.
– У какого сказочного героя был длинный нос? Встань и представь, что ты – Буратино.
Буратино потянулся…
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть, сесть.
7.
– У меня 2 баночки. В одной – соль, в другой – сахар. Но, где что, я забыла. Ты можешь определить? Как? Что тебе поможет? Язык – это орган вкуса. Он помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от солёного, вкусное от невкусного. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Это они помогают нам различать вкус пищи. Возьми зеркало и рассмотри свой язык. Видишь эти сосочки? А теперь проверим, как ты с их помощью отгадаешь, что я дам тебе попробовать. Закрывай глаза. Открывай рот. Пробуй. Что это?
– У меня 2 баночки с водой. В одной вода горячая, в другой – холодная. Определи, где какая вода. Кожа – это орган чувств. Она может “рассказать” нам о том, что нас окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснёшься к горячему предмету и тут же отдёргиваешь руку. Почему? Потому что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она нам подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания.
– Поиграем в игру “Что это?”. С закрытыми глазами ты должна определить, что за предмет у тебя в руках.
8.
– С какими органами чувств мы сегодня познакомились? Положи карточку со словом нос слева. Правее положи карточку со словом язык. Справа положи карточку со словом кожа. Это наши органы чувств. Теперь ты читаешь наши действия и кладёшь карточку под тот орган чувств, которым мы это ощущаем. (Карточки со словами НОС, ЯЗЫК, КОЖА, РАЗЛИЧАЕМ ВКУС ПИЩИ, РАЗЛИЧАЕМ ЗАПАХИ, РАЗЛИЧАЕМ ТВЁРДОЕ И МЯГКОЕ)