Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
5) прививать любовь к родной стране.
Ход урока
I. Организационный момент
- Подержимся за руки, закроем глазки и представим как будем работать на уроке, открыли глазки, улыбнулись и пожелали друг другу удачи.
Открыли тетради, запишем число, классная работа.
II. Чистописание
м л Ш ш
- Назовите буквы.
- Как вы думаете, какая буква лишняя и почему?
- Для чего необходимы заглавные буквы в русском языке?
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания на употребление заглавной буквы в именах собственных.
III. Словарная работа
- Познакомимся с новым словом из словаря. Постарайтесь его узнать в этой записи:
Собака- домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере) словарь Ожегова
Со-ба-ка - 3 слога, 3 гласных, 3 согласных.
IV. Введение нового слова в активный словарь учащихся
- Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово собака.
- Объясните данные выражения. Спишите.
… на сене (о человеке, который сам не пользуется чем либо и другим не даёт).
… съесть (быть знатоком в чём-либо, иметь большой навык, опыт в чём-либо).
Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях).
- Такие выражения называются фразеологизмами.
V .Гимнастика для пальцев
VI. Упражнение в написании заглавной буквы в кличках животных
- Прочитайте два предложения, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Спишите предложения только с именами собственными.
- Какую ещё орфограмму увидели?
- Почему два слова шарик, Шарик, которые звучат одинаково, а написаны по-разному?
Лопнул красный (ш,Ш)арик. Вывод!
Бежит собака (ш,Ш)арик.
VII. Физминутка
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка
Поросёнок Гришка,
Красивые Синички.
Как напишешь клички?
VIII. Упражнение в написании заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей
- Прочитайте. Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Почему?
(У каждого ученика на карточке)
Книгу про …езнайку …аписал …иколай …осов.
…икита всё лето жил у бабушки …асти в городе.
- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы Н,н
(Взаимопроверка) Вывод!
- А мы с вами живём в городе…
IХ. Упражнение в написании заглавной буквы в названии стран, городов, улиц, рек
- Продолжить предложения.
Моя страна……
Я живу в городе……
В моём городе течёт река……
Моя школа находится на улице……
- Запишем в тетрадь.
Страна Россия, город Москва, река Москва, улица Штурвальная.
- Подчеркните орфограмму. Вывод!
Выбор президента России 4 марта.
Х. Работа в группах
- Прочитайте слова на карточках. Составьте сочетания слов. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с заглавной буквы и со строчной?
I ряд | II ряд | III ряд |
море-Рыжик | коза-Белка | щенок-Снежок |
платье-чёрное | пушистая-Мишка | первый-Черёмушки |
гриб-Чёрное | друг-мишка | расцвела-черёмуха |
собака-рыжик | плюшевый-белка | деревня-снежок |
(Выход к доске и демонстрация задания)
ХI. Подведём итог нашей работы
Сегодня на уроке
Мы с вами узнали…..
Мы с вами научились…
Мы с вами сумели…..
ХII. Словесные поощрения активных детей
Карточки (Приложение)