Цель: показать возможности интегрированного подхода в развитии детей через чтение художественной литературы и передаче в рисунке характера и настроения конкретного человека (мамы).
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- продолжать учить анализировать литературный текст;
- продолжать учить рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (мамы).
Развивающие задачи:
- продолжать развивать у детей диалогическую речь, активизировать и обогащать словарный запас;
- развивать наблюдательность, технические навыки при рисовании восковыми мелками.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь и доброту к маме.
Предварительная работа.
Беседа о предметах быта народов Севера; заучивание стихотворения про маму; рассматривание репродукций и иллюстраций портретов художников; экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета; выполнение заготовок для портрета;
Словарная работа.
Чум, малица, напёрсток, тундра, кукушка.
Методы и приёмы.
Словесные: беседа на тему “Моя мама”; беседа по сказке; чтение сказки; чтение стихотворения про маму.
Наглядные: рассматривание чума, предметов быта (малица, напёрсток); рассматривание схем построения лица.
Практические: рисование портрета; физкультминутка; дидактическая игра “Какое выражение лица бывает у людей”.
Материал и оборудование.
Демонстрационный: малица, изображение чума, напёрстки на разносах; опорные рисунки для повторения этапов работы; схемы, изображающие мимику человека; изображение губ.
Раздаточный: заготовки лица человека на тонированной бумаге, восковые мелки.
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят, их встречает педагог, здороваются с гостями.
Вводная беседа:
- Сегодня мы с вами побываем в сказке. С самого рождения наша жизнь немного похожа на сказку, в которой нас окружают очень близкие и родные люди.
- Назовите своих близких и родных людей (мама, папа, бабушка и т.д.)
Педагог:
Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете!
Только мама – на свете одна!
- Самый близкий, родной и любимый человек – это наша мама.
- Как ласково вы называете свою маму? (Единственная, родная, милая, хорошая и т.д.)
- А за что вы её любите?
- Как часто вы помогаете своим мамам?
- Для чего вы ей помогаете?
- Хвалит ли вас мама, когда вы ей помогаете? Какими словами?
- Что будет, если вы не будете помогать своей маме?
- А сейчас давайте послушаем стихотворение о том, как вы умеете помогать своим мамам.
Дети:
1 р. Мечтаю на маму похожим я стать
2 р. Я гладить учусь
3 р. И варить
4 р. И стирать
5 р. И пыль вытираю
6 р. И пол подметаю
7 р. Мечтаю
8 р. Мечтаю
9 р. Мечтаю
10 р. Мечтаю, как мама всё делать уметь…
Воспитатель:
- Молодцы, вы все прекрасные помощники.
- Я вас приглашаю к жилищу народов Севера.
- Как называется жилище народов Севера? (Чум)
- Как называется верхняя одежда народов Севера? (Малица)
- Из чего они шьют себе одежду? (Из оленьих шкур)
- А что лежит на разносе, для чего они нужны? (Напёрстки, чтобы не уколоть палец)
- А теперь, ребята, занимайте свои места, и приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку ненецкого народа “Кукушка”.
Анализ сказки:
- Как вы считаете, почему сказка называется “Кукушка”? (Потому, что мать бросила своих детей, как кукушка)
- Почему заболела мать? (Потому, что дети не помогали своей маме)
- Что видел сын, когда заглянул в чум? (Мать превращается в птицу)
- Почему мать бросила своих детей?
- Почему в тундре мох стал красным?
Физкультминутка:
- Давайте, ребята, встанем в круг поиграем в игру “У оленя дом большой”.
У оленя дом большой
А у зайки маленький
Сидит олень в окошко глядит
Зайчик по полю бежит
Тук-тук, дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне скорей давай.
(Повторяется 2 раза)
Педагог. Подготовка к работе над портретом мамы.
- А сейчас, ребята, продолжаем беседу про наших мам.
- Мамам надо помогать, а чем можно порадовать маму? (Ответы детей)
- Сегодня, к празднику наших любимых мам предлагаю нарисовать их портреты. Для них это будет самым радостным и дорогим подарком.
- Подходите за столы, занимайте свои места.
- Мы уже работали над портретом человека (товарищ, папа). К нашему занятию мы уже приготовили лицо человека. А чтобы лицо получилось красивым и правильным, мало нарисовать глаза, рот и нос красивыми, их необходимо правильно расположить.
Устное рисование лица (при помощи пальчика).
- Какую форму имеет лицо человека?(Овал)
При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза (их расположение).
- Что находится над глазами? (Брови)
- Между глазами и подбородком находится кончик носа.
- Где он находится? (Посередине)
- Что находится посередине между кончиком носа и подбородком? (Рот-губы)
- Голова переходит в шею.
а) Ощупывают шею и плечи, сравнивают с головой.
б) Цвет глаз и волос у мамы.
- Закройте глаза и вспомните цвет глаз и волос мамы.
в) Губы (схемы).
г) Украшение (мама всегда красивая).
Дидактическая игра “Какое выражение лица бывает у людей”.
Показ схемы – дети мимикой изображают, называют настроение.
- И прежде, чем мы начнём рисовать наших мам (любимых и прекрасных), вспомним главное правило при работе: мы должны наполнить рисунки добром!
Работа за столами.
- Сейчас, чтобы к маминому празднику оформить красивую выставку, мы с вами нарисуем свою маму.
Посадка детей за столами (осанки, ноги).
Как правильно работать восковыми мелками?
Итоги:
- Рисунки выкладываются на один стол. Все подходят и рассматривают работы.
- Как ты думаешь, Егор, Люба… на каком портрете правильно расположены части лица?
- Почему?
- На каком портрете правильно передано, что мама добрая и весёлая? (Добрая потому что радуется)
Воспитатель:
- Какой портрет наполнен радость и добротой?
Все вы старались. Мамы получились очень красивыми, потому что вы их действительно любите.