Коды в жизни человека

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие логического мышления.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  1. Повторить понятия «код», «кодирование», «декодирование»;
  2. Рассмотреть примеры кодов в жизни человека;
  3. Выполнить и защитить мини-проект.

Тип урока: урок – обобщение и систематизация знаний.

Методы обучения:

  • игровой урок, с применением метода проектов,
  • элементы здоровье сберегающих технологий,
  • КСО (коллективные способы обучения) - работа в парах и группах,
  • Интеграция в обучении,
  • ЛОО (личностно-ориентированное обучение – опора на опыт детей),
  • Элементы развивающего обучения.

Формы обучения: парная, фронтальная, групповая.

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний (3 мин).
  3. Постановка целей урока. (2 мин).
  4. Самостоятельная работа (5 мин)+ (2 мин) Проверка. Физкультминутка.
  5. Работа над проектом (8 мин)?????
  6. Защита проектов (5 мин)
  7. Заполнение листа самооценки и подведение итогов урока. (4 мин)

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, выполнения единых требований и санитарно – гигиенического состояния классной комнаты.

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в виртуальное путешествие и побываем на необитаемом острове! Мы получим и расшифруем план острова, подержим в руках те предметы, о которых только мечтал наш герой. Все готовы к путешествию?

2. Актуализация знаний.

Дорогие ребята! Каждый путешественник встречает на своем пути различные коды.

  • Что мы называем кодированием?
  • Приведите примеры кодирования информации.
  • Какие способы кодирования существуют?
  • От чего зависит выбор кода?
  • А можно ли одну и ту же информацию закодировать по-разному?
  • Что необходимо знать, чтобы декодировать информацию?
  • Опишите жизненную ситуацию, в которой происходит кодирование информации (Графический способ, текстовый и числовой).

3. Постановка целей урока. СЛАЙД №2

Сегодня мы не только путешествуем, но и учимся. Какие цели мы поставим для себя на сегодняшнем уроке?

У вас на партах лежат таблицы с критериями самооценки работы в группе. В конце урока каждый из вас оценит свою работу:

Критерии оценки работы в группе:

Фамилия, имя_______________________________

Да – 1, нет - 0

Я активно участвовал(а) в обсуждении заданий

 

Я предлагал(а) способы решения заданий

 

Я участвовал(а) в оформлении решения заданий

 

Я четко и основательно доказывал(а) правильность своего способа решения заданий

 

Для решения заданий я применял(а) знания, полученные на уроках других предметов.

 

Всего баллов

 

СЛАЙД №3. Наверное, вы читали роман Даниэля Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» или видели фильм (4 экранизации) о том, как моряк из Йорка прожил один на необитаемом острове 28 лет. Робинзон Крузо вел дневник и сегодня мы отправимся на экскурсию на остров Робинзона, пользуясь его записями. СЛАЙД №4

Для путешествия нам необходима карта острова. (Слайд №5). План острова закодирован! Какой способ кодирования применил Робинзон Крузо? (координатная решетка)
На координатной решетке 6 фигур, поделимся на пары и попробуем расшифровать их значение.

4. Самостоятельная работа (5 мин).

Проверка. СЛАЙДЫ №№4-9

СЛАЙД №10

Итак, что у нас получилось? (на координатную решетку накладывается карта и по щелчку появляются фигуры)

ВОПРОСЫ:

  1. Почему можно купаться только в отведенных местах?
  2. Для чего Робинзон каждый вечер разводил костер на берегу?
  3. Сначала Робинзон поселился в пещере возле вулкана, а потом построил хижину в другом месте. Почему?

Устали? Давайте немножко отдохнем. Физкультминутка.

Давайте закодируем информацию жестами.

На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):

- Как изобразить жестами «Нет»??

- Вот так! (слева направо.)

- Как изобразить жестами «Да»??

- Вот так! (Покивать головой.)

- Как изобразить жестами «Не знаю»??

- Вот так! (Пожать плечами)

- Как позвать?

- Вот так! (Поманить рукой)

- Как радуешься встрече?

- Вот так! (Потянуть руки навстречу)

- Как жалеешь сам себя?

- Вот так! (Обнять себя руками.)

- Как летит птица?

- Вот так! (Махать руками, как птица крыльями.)

-Как забить гвоздик?

 

- Как играть на пианино?

 

-Как играют на скрипке?

 

-Как растет дерево?

 

Молодцы!

5. Пока мы расшифровывали записи Робинзона Крузо и составляли план острова, океан вынес нам послание. Что же в нем? (Приложение 3, Приложение 4)

Дорогие ребята! Когда кораблекрушение выбросило меня на этот остров, я принес с собой много различных предметов, которые мне пригодились. Но среди них не было трех очень важных вещей. В этих трех пакетах вы найдете эти вещи. Я предлагаю вам выполнить мини-проект и провести небольшое исследование - для чего нужны эти предметы, какую информацию они кодируют, и предложите свой способ кодирования такой информации. Для ответов на эти вопросы в пакет вложена таблица.

Ребята, ваша задача обсудить вопросы и аккуратно вписать ответы в правый столбец таблицы. По окончании работы, по одному представителю от каждой группы я попрошу выйти к доске и рассказать о своем проекте.

  • 1 пакет – компас
  • 2 пакет – календарь
  • 3 пакет – часы

Приложение_6

1 группа «ГЕОГРАФЫ»

ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________

Название предмета

 

Назначение предмета

 

Способ кодирования информации

 

В каком направлении нужно идти, чтобы от пляжа дойти до хижины Робинзона?

ОТВЕТ:

Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею.

 

2 группа «ЛЕТОПИСЦЫ»

ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________

Название предмета

 

Назначение предмета

 

Способ кодирования информации

 

Пользуясь календарем, определите, каким днем недели будет 7 января 2012 года? Расскажите, как вы это сделали.

ОТВЕТ:

Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею.

ОТВЕТ:

3 группа «ХРОНОГРАФЫ»

ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________

Название предмета

 

Назначение предмета

 

Способ кодирования информации

 

Определите какое время будет на часах, если с 9 часов 20 минут утра пройдет 3000 секунд?

РЕШЕНИЕ:

ОТВЕТ:

Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею.

ОТВЕТ:

Защита проектов.

1 группа «Географы»

Историческая справка: Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням.

2 группа «Летописцы»

Историческая справка: Первый в мире печатный календарь появился на восьмом году изобретения книгопечатания. Это был “Астрономический календарь” 1448 года, изданный Иоганом Гутенбергом. Он представлял из себя лист размером 67х72 см. И предназначался в качестве настенного календаря.

3 группа «Хронографы» Слад №15

Историческая справка: История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке. Это слово произошло от латинского слова "clocca", означавшего звонок.

Вы все молодцы. Вы не забыли о листе самооценки? (Приложение 2). Пришло время оценить свою работу. Подпишите листочки. В правой колонке поставьте один, если вы выполняли действия, написанные слева. Подсчитайте.

Поднимите две руки, кто работал на «5» и одну руку, кто работал на «4».

Какие вы молодцы!

Домашнее задание: СЛАЙД 17. По соседству с Робинзоном жили обезьянки, которые очень часто проникали в хижину Робинзона и пытались стащить что-нибудь. Придумайте и изобразите знак для плана острова Робинзона Крузо «Обезьянам вход воспрещен»

Итог урока. Цели, которые ставились в начале урока, выполнены (Слайд №16). Мы декодировали информацию, решали логические задачи и узнали много нового.

Все вы молодцы, и я хочу наградить вас памятными знаками «Путешествие на остров Робинзона Крузо» (Приложение 5)