Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Научить детей декодировать зашифрованную информацию.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие логического мышления.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
- Повторить понятия «код», «кодирование», «декодирование»;
- Рассмотреть примеры кодов в жизни человека;
- Выполнить и защитить мини-проект.
Тип урока: урок – обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения:
- игровой урок, с применением метода проектов,
- элементы здоровье сберегающих технологий,
- КСО (коллективные способы обучения) - работа в парах и группах,
- Интеграция в обучении,
- ЛОО (личностно-ориентированное обучение – опора на опыт детей),
- Элементы развивающего обучения.
Формы обучения: парная, фронтальная, групповая.
Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Актуализация знаний (3 мин).
- Постановка целей урока. (2 мин).
- Самостоятельная работа (5 мин)+ (2 мин) Проверка. Физкультминутка.
- Работа над проектом (8 мин)?????
- Защита проектов (5 мин)
- Заполнение листа самооценки и подведение итогов урока. (4 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, выполнения единых требований и санитарно – гигиенического состояния классной комнаты.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в виртуальное путешествие и побываем на необитаемом острове! Мы получим и расшифруем план острова, подержим в руках те предметы, о которых только мечтал наш герой. Все готовы к путешествию?
2. Актуализация знаний.
Дорогие ребята! Каждый путешественник встречает на своем пути различные коды.
- Что мы называем кодированием?
- Приведите примеры кодирования информации.
- Какие способы кодирования существуют?
- От чего зависит выбор кода?
- А можно ли одну и ту же информацию закодировать по-разному?
- Что необходимо знать, чтобы декодировать информацию?
- Опишите жизненную ситуацию, в которой происходит кодирование информации (Графический способ, текстовый и числовой).
3. Постановка целей урока. СЛАЙД №2
Сегодня мы не только путешествуем, но и учимся. Какие цели мы поставим для себя на сегодняшнем уроке?
У вас на партах лежат таблицы с критериями самооценки работы в группе. В конце урока каждый из вас оценит свою работу:
Критерии оценки работы в группе:
Фамилия, имя_______________________________ |
Да – 1, нет - 0 |
Я активно участвовал(а) в обсуждении заданий |
|
Я предлагал(а) способы решения заданий |
|
Я участвовал(а) в оформлении решения заданий |
|
Я четко и основательно доказывал(а) правильность своего способа решения заданий |
|
Для решения заданий я применял(а) знания, полученные на уроках других предметов. |
|
Всего баллов |
|
СЛАЙД №3. Наверное, вы читали роман Даниэля Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» или видели фильм (4 экранизации) о том, как моряк из Йорка прожил один на необитаемом острове 28 лет. Робинзон Крузо вел дневник и сегодня мы отправимся на экскурсию на остров Робинзона, пользуясь его записями. СЛАЙД №4
Для путешествия нам необходима карта острова. (Слайд №5). План острова закодирован! Какой способ кодирования применил Робинзон Крузо? (координатная решетка)
На координатной решетке 6 фигур, поделимся на пары и попробуем расшифровать их значение.
4. Самостоятельная работа (5 мин).
Проверка. СЛАЙДЫ №№4-9
СЛАЙД №10
Итак, что у нас получилось? (на координатную решетку накладывается карта и по щелчку появляются фигуры)
ВОПРОСЫ:
- Почему можно купаться только в отведенных местах?
- Для чего Робинзон каждый вечер разводил костер на берегу?
- Сначала Робинзон поселился в пещере возле вулкана, а потом построил хижину в другом месте. Почему?
Устали? Давайте немножко отдохнем. Физкультминутка.
Давайте закодируем информацию жестами.
На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):
- Как изобразить жестами «Нет»?? |
- Вот так! (слева направо.) |
- Как изобразить жестами «Да»?? |
- Вот так! (Покивать головой.) |
- Как изобразить жестами «Не знаю»?? |
- Вот так! (Пожать плечами) |
- Как позвать? |
- Вот так! (Поманить рукой) |
- Как радуешься встрече? |
- Вот так! (Потянуть руки навстречу) |
- Как жалеешь сам себя? |
- Вот так! (Обнять себя руками.) |
- Как летит птица? |
- Вот так! (Махать руками, как птица крыльями.) |
-Как забить гвоздик? |
|
- Как играть на пианино? |
|
-Как играют на скрипке? |
|
-Как растет дерево? |
|
Молодцы!
5. Пока мы расшифровывали записи Робинзона Крузо и составляли план острова, океан вынес нам послание. Что же в нем? (Приложение 3, Приложение 4)
Дорогие ребята! Когда кораблекрушение выбросило меня на этот остров, я принес с собой много различных предметов, которые мне пригодились. Но среди них не было трех очень важных вещей. В этих трех пакетах вы найдете эти вещи. Я предлагаю вам выполнить мини-проект и провести небольшое исследование - для чего нужны эти предметы, какую информацию они кодируют, и предложите свой способ кодирования такой информации. Для ответов на эти вопросы в пакет вложена таблица.
Ребята, ваша задача обсудить вопросы и аккуратно вписать ответы в правый столбец таблицы. По окончании работы, по одному представителю от каждой группы я попрошу выйти к доске и рассказать о своем проекте.
- 1 пакет – компас
- 2 пакет – календарь
- 3 пакет – часы
1 группа «ГЕОГРАФЫ»
ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________
Название предмета |
|
Назначение предмета |
|
Способ кодирования информации |
|
В каком направлении нужно идти, чтобы от пляжа дойти до хижины Робинзона? |
ОТВЕТ: |
Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею. |
|
2 группа «ЛЕТОПИСЦЫ»
ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________
Название предмета |
|
Назначение предмета |
|
Способ кодирования информации |
|
Пользуясь календарем, определите, каким днем недели будет 7 января 2012 года? Расскажите, как вы это сделали. |
ОТВЕТ: |
Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею. |
ОТВЕТ: |
3 группа «ХРОНОГРАФЫ»
ФАМИЛИИ УЧАЩИХСЯ__________________________________________
Название предмета |
|
Назначение предмета |
|
Способ кодирования информации |
|
Определите какое время будет на часах, если с 9 часов 20 минут утра пройдет 3000 секунд? |
РЕШЕНИЕ: ОТВЕТ: |
Предложите Робинзону, чем можно заменить данный предмет. Опишите подробно вашу идею. |
ОТВЕТ: |
Защита проектов.
1 группа «Географы»
Историческая справка: Предположительно, компас был изобретён в Китае при династии Сун и использовался для указания направления движения по пустыням.
2 группа «Летописцы»
Историческая справка: Первый в мире печатный календарь появился на восьмом году изобретения книгопечатания. Это был “Астрономический календарь” 1448 года, изданный Иоганом Гутенбергом. Он представлял из себя лист размером 67х72 см. И предназначался в качестве настенного календаря.
3 группа «Хронографы» Слад №15
Историческая справка: История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход приблизительно 700 лет назад, в 14 веке. Это слово произошло от латинского слова "clocca", означавшего звонок.
Вы все молодцы. Вы не забыли о листе самооценки? (Приложение 2). Пришло время оценить свою работу. Подпишите листочки. В правой колонке поставьте один, если вы выполняли действия, написанные слева. Подсчитайте.
Поднимите две руки, кто работал на «5» и одну руку, кто работал на «4».
Какие вы молодцы!
Домашнее задание: СЛАЙД 17. По соседству с Робинзоном жили обезьянки, которые очень часто проникали в хижину Робинзона и пытались стащить что-нибудь. Придумайте и изобразите знак для плана острова Робинзона Крузо «Обезьянам вход воспрещен»
Итог урока. Цели, которые ставились в начале урока, выполнены (Слайд №16). Мы декодировали информацию, решали логические задачи и узнали много нового.
Все вы молодцы, и я хочу наградить вас памятными знаками «Путешествие на остров Робинзона Крузо» (Приложение 5)