Страны Передней Азии в древности

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи урока.

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.

2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать и высказывать свою точку зрения.

3. На примере истории Древнего Вавилона показать необходимость жизни государства и общества согласно законам.

Оборудование: карта “Передняя Азия”, картина “Вавилон VI веке”, камень с законами царя Хаммурапи, выставка книг по данной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Недавно мне в руки попала газета, где я прочитала статью о необычных явлениях, которые наблюдали люди разных стран. На Украине видели поезд-призрак, в Японии появился мальчик, говоривший на древнекитайском языке и утверждавший, что он появился из 15 века. Если верить этим фактам, то существует некий коридор времени, который позволяет путешествовать во времени.

Мы сегодня с вами также совершим путешествие во времени. Для этого нам не понадобится ни коридор времени, ни машина времени. Нам в этом помогут знания, которые мы получили на наших уроках.

Итак, мы с вами отправляемся в далекий Древний мир, а именно в страны Передней Азии.

- Ребята, а что любят делать все дети на свете?

- Играть.

Как сказал великий классик В.Шекспир: “Вся наша жизнь – игра, а люди в ней актеры…”

Вот и мы с вами поиграем.

Ход игры

I этап

Начнем мы наше путешествие с карты – которая является языком истории. Называется этот этап “А знаешь ли ты, где находится…?”

1. Показать государства, с которыми мы познакомились на наших уроках: Египет, Двуречье, Финикия, Древнееврейское царство.

2. Где протекают реки: Нил, Тигр, Евфрат, Иордан.

3. Где основали свои колонии финикийские мореплаватели?

4. Где находятся города: Вавилон, Ур, Тир, Библ, Сидон, Иерусалим?

II этап

Знаете ли вы, чем известен Вавилон?

Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. По ним купцы доставляли товары. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Прославился Хаммурапи тем, что создал законы.

Выходят Глашатай, богач, начальник стражи и выносят камень с законами царя и ставят его со словами: “Слушайте и соблюдайте законы царя Хаммурапи!”.

Мы предлагаем вашему вниманию сцену из жизни Вавилонии.

(Материал взят из журнала “Преподавание истории в школе”, 1993, № 3.)

Действие происходит на площади Вавилона. Входит богач в сопровождении раба, несущего мешок. Купец наблюдает за ними.

Богач. Сиди здесь! Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит)

Купец. Куда ушел твой хозяин?

Раб. Он ушел к судье, господин.

Купец. Он хочет, судит тебя, ты провинился?

Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от нее будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьет меня.

Купец. Да, не легко тебе живется!

Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

Купец. Я – купец. Мой корабль стоит в гавани. У нее на носу золотая богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трех матросов за борт. А ты, я смотрю, толковый.

Раб. Я знаю три языка, умею считать…

Купец. (Перебивая раба) клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, ты получишь свободу.

Раб. Спасибо тебе, господин! (Падает в ноги к купцу, затем делает из мешка чучело и прислоняет его к дереву и убегает).

Богач. (Выходит из дома и пинает чучело). Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему как к родному сыну!

На площадь выходит отряд воинов, впереди - глашатай.

Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

Глашатай. (Читает) Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба…

Богач (прерывая глашатая). Да будут благословенны твои дни, повелитель! Теперь берегись, проклятый вор!

Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!

Богач (падает в ноги). Прости, великий! Пусть это поможет забыть тебе о моем невольном поступке (дает начальнику стражи мешочек с деньгами).

Начальник стражи. Ладно уж.

Глашатай (продолжает чтение). Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!

Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя!

Все уходят.

Анализ просмотренной сцены по вопросам.

1. Где и когда могли произойти эти события?

2. Из какой страны прибыл купец? Почему вы так решили?

3. Как вы думаете, кто в вавилонском обществе обладал большим могуществом – богатый человек или представитель государственной власти, например начальник стражи? Почему вы так решили?

4. Насколько были справедливы эти законы? Почему?

5. Защищал ли своих граждан царь Хаммурапи? Каким образом он это делал?

6. Можно ли сегодня жить по законам этого царя?

Я вам дома предлагаю написать продолжение этой сцены: что сделает богач, попадет ли на свою родину раб?

III этап

А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего путешествия.

(Показывая на карте). В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря во II тысячелетии жили древнееврейские племена. Во главе их стояли старейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в Библию.

Мы сейчас с вами проведем конкурс знатоков Библии и узнаем, кто ее лучше знает.

Вопросы.

  1. Как называлось собрание священных книг у египтян?
  2. Что обозначает слово “Библия” в переводе на русский язык?
  3. Когда, примерно, создавалась Библия?
  4. Как называется наиболее древняя часть Библии?
  5. Когда-то евреи, как и египтяне, вавилоняне поклонялись многим богам, но с течением времени они пришли к единобожию. Как звали этого Бога?
  6. Бог Яхве дал людям правила, по которым они должны жить. Как называются эти правила?
  7. О чем рассказывает Библия?

У нас представлена выставка книг по этой теме.

- Ребята, кто из вас читал Библию?

- С чего начинается Библия?

- Кто из вас может пересказать какой-нибудь миф из Библии?

IV этап

Вопрос классу:

- Скажите, кто помогает ученым-историкам в изучении истории?

Археологи.

Археологам удалось найти текст о государствах Передней Азии. Но вот беда! Видимо эта глиняная табличка сначала попала в руки мошенников, и они решили пошутить. Что они сделали: исправили некоторые слова, и текст приобрел, совершено другой смысл. Поможем археологам найти эти исправления мошенников.

Я вам сейчас раздам тексты с ошибками, а вы за определенное время должны будете найти их и исправить текст

Передняя Азия в древности

Расцвет финикийского государства пришелся на время правления царя Хаммурапи. По представлениям вавилонян царь был богом. Финикия получила свое название из-за обилия финиковых пальм, растущих здесь. У вавилонян была дурная слава пиратов. Они плавали по всему Средиземному морю и основали свою самую крупную колонию – Карфаген – в северной Испании. Здесь же появилось единобожие. Древние евреи поклонялись богу Иисусу. Самым мудрым считался царь Саул, сын Давида. Много тайн хранит еще Передняя Азия, ожидая своих исследователей!

(Хаммурапи был царем Вавилона. Царь у вавилонян не был богом. Финикия названа из-за пурпурной краски, по-гречески красноватый звучит как “Финикия”. Дурная слава пиратов была у финикийцев, они же основали Карфаген в северной Африке. Единобожие евреев зародилось в Передней Азии. Евреи поклонялись Яхве).

III. Подведение итогов. Комментированное выставление оценок.

Вот мы и завершили свое путешествие по странам Передней Азии.

Ребята, скажите, в каких странах мы сегодня побывали?

Чем известна каждая из них?

IV. Домашнее задание.

Написать продолжение истории о судьбе богача и раба.