Интеллектуально-познавательная игра-занятие "О, счастливчик!" (по правилам пожарной безопасности)

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра-занятие построена по принципу известной телепередачи “Кто хочет стать миллионером” и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Игра-занятие проводится в увлекательной форме и помогает педагогу проверить знания детей о пожарной безопасности, а детям проявить смекалку, быстроту решения в возникших пожароопасных ситуациях, поднять волевой дух к победе, повысить эмоциональный заряд.

Данная игра-занятие апробирована в подготовительной группе (воспитатель Белоусова JI.A., ведущая игры Чупина Л.И.). Игра-занятие вызвала живой интерес у детей.

Одним из самых страшных бедствий на земле является пожар. Ежегодно огонь уничтожает сотни гектаров леса, в результате пожаров исчезают с лица земли целые населённые пункты, горят дома, гибнут в огне люди.

Многие пожары возникают из-за незнания и несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности. И очень часто причиной становятся детские шалости с огнём. Детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Очень важно уметь в доходчивой форме, лучше через игру, объяснить детям, как уберечься от пожара и потушить огонь. Актуальность данной работы очевидна.

Мы предлагаем игру-занятие “О, счастливчик!”, которая помогает закрепить и расширить знания по пожарной безопасности, развивает способность ориентироваться в экстремальных ситуациях, учит принимать решения, а при необходимости изменять действия по ситуации.

Чтобы включиться в игру, дети должны иметь определённый багаж знаний. А для

этого необходима соответствующая подготовительная работа. Надо прочесть литературные произведения о свойствах огня, о пожарах; через экскурсии и встречи узнать о трудной и опасной работе пожарных; рассмотреть множество иллюстраций, картинок и плакатов по данной теме; посмотреть видеофильмы.

Игра-занятие “О, счастливчик!” построена по принципу известной телепередачи “Кто хочет стать миллионером”.

Игра-занятие проводится в соревновательной форме. Ведущий игры - воспитатель. В отборочных турах их четыре, принимают участие все дети. В финал выходит один игрок, который правильно и быстро справился с заданием в отборочном туре.

Финалисту необходимо дать ответы на десять вопросов. Трудность вопросов возрастает по мере продвижения игры. Как в настоящей телепередаче игрок может воспользоваться тремя подсказками:

  • помощь зала;
  • звонок другу;
  • 50:50 (попросить ведущего убрать два неправильных ответа).

Между отборочными турами возможно проведение рекламных пауз, игр со зрителями. Награды победителей соответствуют тематике игры.

Цели:

  • расширение знаний детей о правилах пожарной безопасности;
  • формирование представлений у детей о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Задачи:

  • учить детей находить выход из возможных пожароопасных ситуаций;
  • формировать навыки осторожного обращения с огнем;
  • развивать логическое мышление, память, внимание.

Материалы к игре:

  • плакаты по теме;
  • карточки с вопросами;
  • карточки: “50:50”, “Звонок другу”, “Помощь зала”;
  • сигнальные пульты;
  • телефоны;
  • аудиокассета;
  • колокольчики;
  • призы.

Предварительная работа:

  • беседы по пожарной безопасности;
  • экскурсия в пожарную часть;
  • конкурс рисунков и плакатов, викторины;
  • чтение художественных произведений по теме.

На игру-занятие приглашаем детей старшей группы, сотрудников детского сада, родителей.

Ход игры

(Под весёлую музыку дети заходят в зал, рассаживаются по местам)

I часть: Воспитатель группы объясняет правила игры, задаёт эмоциональный и психологический настрой.

II часть: Звучит музыка из игры. Входит ведущий. Игра начинается.

I отборочный тур

Расположите названия в порядке увеличения огня:

- искра;

- пламя свечи;

- костер;

- пламя факела.

Вопросы к первому игроку.

1. Какой номер телефона в случае пожара ты наберёшь?

А 02

В 01

С 03

Д 04

2. Продолжи фразу “Спички не тронь, в спичках ...”

А фонарь

В фасоль

С огонь

Д пароль

3. Что ты будешь делать, если начался пожар?

А растеряюсь

В спрячусь под кровать

С выпрыгну из окна

Д сообщу взрослым

4. Как звали девочку в произведении С.Маршака “Пожар”?

А Оля

В Юля

С Люда

Д Лена

5. Чего не бывает на щите пожарной безопасности?

А лопата

В противогаз

С песок

Д ведро

6. Кто не принимал участия в поисках неизвестного героя в произведении С.Маршака “Рассказ о неизвестном герое”?

А милиция

В фотографы

С пожарные

Д врачи

7. Кто написал рассказ “Пожар”?

А А.Толстой

В В.Катаев

С Н.Носков

Д Б.Житков

8. Чтобы предотвратить пожар, нужно:

А взять спички

В пролить бензин

С оставить включенным чайник

Д быть внимательным

9. Как называется место для хранения предметов пожаротушения:

А круг

В диск

С щит

Д пласт

10. Как называется выход из помещения в случае пожара:

А запасной

В переходной

С проходной

Д подземный

II отборочный тур

Расположите в порядке использования средства пожаротушения, начиная с наименее действенного:

- огнетушитель;

- ящик с песком и лопата;

- одеяло;

- пожарная машина.

Вопросы ко второму игроку.

1. Какой цвет имеет пожарная машина?

А жёлтый

В зелёный

С синий

Д красный

2. Кто выручает нас во время пожара?

А плотник

В логопед

С пожарный

Д шахтёр

3. Что такое пожар?

А игра

В соревнование

С бедствие

Д развлечение

4. Что ты должен выключить, уходя из дома?

А телефон

В холодильник

С электрический звонок

Д газ, свет, утюг

5. Кто добыл огонь?

А инопланетянин

В первобытные люди

С компьютер

Д робот

6. Ваши действия при пожаре?

А спрячетесь в шкаф

В откроете окно

С спрячетесь под одеяло

Д выбежите на улицу

7. Каким из этих предметов можно вызвать огонь?

А стул

В книга

С бревно

Д кремний

8. Чего не нужно пожарному?

А брезент

В вода, пена

С песок

Д глина

9. Кто написал сказку “Путаница”?

А  К.Чуковский

В  А.Барто

С  С.Маршак

Д  А.Толстой

10. В какой из этих сказок случился пожар?

А “Колобок”

В “Кошкин дом”

С “Гуси-лебеди”

Д “Теремок

Рекламная пауза.

Мода 2011 г. Весенние шляпки.

III отборочный тур

Расположите степени ожога в порядке воздействия на человека:

- 2 степень;

- 3 степень;

- 4 степень;

- 1 степень.

Вопросы к третьему игроку

1. Что не является средством тушения пожара?

А вода

В огнетушители

С песок

Д спички

2. Как называется звук, который издаёт пожарная машина?

А скрежет

В барабанная дробь

С сирена

Д визг

3. Какой марки машины для пожаротушения?

А “Ока”

В “Жигули”

С “Волга”

Д “ЗиЛ”

4. Чем не тушили пожар звери в сказке “Путаница”?

А пироги

В сушенные грибы

С блины

Д пирожные

5. Какой длины может достигать лестница у пожарной машины?

А 105 м

В 12 м

С 80 м

Д 30 м

6. Из какой ткани сшит костюм пожарного?

А брезент

В шёлк

С драп

Д фланель

7. Кто потушил пожар в сказке Чуковского “Путаница”?

А крокодил

В кит

С пожарный

Д бабочка

8. В какой из этих сказок случился пожар?

А “Лягушка-путешественница”

В “Огниво”

С “Путаница”

Д “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”

9. Какое из природных явлений не вызывает пожар?

А дождь

В ветер

С молния

Д солнце

10. Как сокращенно записывается служба пожаротушения?

А ГПС

В ФСБ

С МВД

Д ГИБДД

Игра со зрителями

Назовите имя героя-пожарного в произведении С.Маршака “Пожар”.

IV отборочный тур

Какой предмет является пожароопасным:

- шампунь;

- гель;

- дезодорант;

- крем.

Вопросы к четвертому игроку

1. Кто помогает пожарным на пожаре?

А собаки

В кошки

С козы

Д коровы

2. Выходя из леса нужно:

А нарвать цветов

В разорить муравейник

С затушить костер

Д наломать веток

3. Чем можно украсить Новогоднюю ёлку?

А ватой

В бенгальскими огнями

С свечами

Д гирляндами

4. Кто был виновником пожара в сказке “Путаница”?

А бабочка

В белки

С лисички

Д зайчата

5. Кто является автором стихотворения “Рассказ о неизвестном герое”?

А  С.Маршак

В  Н.Носов

С  Е.Пермяк

Д  .Толстой

6. Что из перечисленного не игрушка?

А мишка

В петарды

С мячик

Д машинка

7. Чем тушили пожар древние люди?

А пена

В брандспойт

С огнетушитель

Д вода

8. Для чего нужна газовая плита?

А сушить бельё

В готовить еду

С для красоты кухни

Д для обогрева помещения

9. Кто из сказочных героев сгорел бы от солнышка?

А Снегурочка

В Робот

С Буратино

Д Баба-яга

10. Кто из сказочных героев огнеопасен?

А Баба-яга

В Змей Горыныч

С Леший

Д Водяной

III часть: подведение итогов игры.

Правильно ответившие на первые 3 вопроса получают пожарные машинки-брелки.

Правильно ответившие на 7 вопросов - настольную игру “Не играй с огнём”.

Правильно ответившие на 10 вопросов - энциклопедию “Всё обо всём “Пожарные”.