Класс: 3.
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактические цели:
- образовательные: обобщить знания об основных питательных веществах и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; учить детей выбирать полезные и ценные для здоровья продукты питания; закрепить навыки правильного питания.
- развивающие: развивать умение организовать полноценное разнообразное питание; развивать устную связную речь и навыки публичного выступления.
- воспитательные: воспитывать в детях практические навыки самооздоровления; убедить детей в необходимости и важности использования разнообразной пищи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы
Для практической работы: продукты питания: растительное масло, сливочное масло, сметана, мясо, рыба, творог, яйцо, молоко, хлеб, картофель, геркулес, гречка, морковь, яблоко, апельсин.
Организация рабочих мест: парты расставлены по группам (3 группы); на столах карточки со словами для игры, карточки с указанием питательных ценностей продуктов, молоко в пачках, карточки с названиями блюд для составления меню.
Рекомендации по составу группы: группы сборные, в каждой должен быть и слабый, и сильный ученик.
Подготовка детей к уроку: деление учащихся на группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Я уверена, что мы с хорошим настроением начинаем урок и с таким же настроение его закончим.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, вы любите читать сказки? А слушать? Вашему вниманию предлагается одна история. Слушайте.
«У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была, ни весёлой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: «Кто вылечит его дочку, тому он отдаст полцарства». Отовсюду сбежались лекари. Они навыписывали рецепты, но принцессе ничего не помогло. В конце концов, нашёлся знающий человек и дал очень простой совет: «Пусть принцессу кормят чёрным хлебом и молоком». Так и сделали – и принцесса выздоровела».
Беседа по содержанию.
- Почему заболела принцесса?
- Благодаря чему принцесса выздоровела?
- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (ответы детей)
- Мы будем говорить о пище, продуктах питания.
- Почему человеку нужна пища? (ответы детей).
Обобщение учителем: Действительно, пища помогает расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями. Без пищи человек не может жить.
- Как вы думаете, сколько человек съедает за свою жизнь?
- Очень много, примерно 50 тонн. Это целый товарный вагон.
- Как вы думаете, всякая ли пища полезна?
- Вот сегодня мы должны выяснить, отчего зависит полезность пищи.
II. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока – Питательные вещества и их значение для организма.
< Слайд №1>
Это очень важная тема, так как наша жизнь и наше здоровье напрямую зависят от питания.
Мы будем выступать в роли исследователей. Вы, ребята, являетесь I группой исследователей, вы - II группа исследователей, а вы - III группа.
III. Работа над новым материалом.
Учитель: Из сказки мы узнали о полезности молока. Чем полезно молоко, как вы думаете?
Практическая работа. Нужно выяснить состав молока. Для этого предлагаю провести исследование молока. ( для каждой группы на столах приготовлены пакеты с молоком. Учащиеся изучают состав молока по записям на пакетах. Учитель, при необходимости, оказывает помощь. Затем выслушиваются ответы детей). Пищевая ценность 100г. продукта: Жир – 3,2г., Белок – 2,9г., Углеводы – 4,7г.
Учитель: Всякая пища состоит из белков, жиров, углеводов. Это питательные вещества.
< Слайд № 2>
Учитель: В разных продуктах соотношения питательных веществ разные и значение питательных веществ для организма различно.
- Что же такое белок?
- Белок – это строительный материал для клеток организма.
- Белок нужен для роста, развития организма. Белок повышает сопротивляемость организма.
<Слайд №3>
- А что такое углеводы?
- Углеводы – это топливо для клеток. Это основной источник энергии для игр, бега, физической и умственной работы.
< Слайд №4>
- Что же такое жиры?
- Жиры – это продовольственные и топливные склады. Жиры – прежде всего, строительный материал для работы мозга и функционирования нервной системы.
< Слайд №5>
Учитель: Ребята, может ли человек быть здоров без какого – либо питательного вещества? (ответы детей)
Обобщение учителем: Все питательные вещества нужны организму. Поэтому важно сбалансированное и правильное питание.
- Что будет, если человек будет употреблять много жиров? (ответы детей)
Учитель: Да, человек заболеет. Он нанесёт вред работе внутренних органов: печени, желудку и другим органам. Избыток белка также приводит к отрицательному развитию организма. В древние времена существовала даже пытка, когда человека кормили только мясом. Через некоторое время человек умирал. А наша задача научиться быть здоровыми.
Дидактическая игра. Проведём игру, которая называется «Светофор желаний». Перед вами - светофор. Помните? Красный свет – запрещающий знак, желтый – предупреждающий, а зеленый – разрешающий. На столе разложены карточки с названиями продуктов. Ваша задача – прикрепить их на светофор. Но не просто так, а на зелёный свет – названия тех продуктов, которые можно употреблять каждый день, на жёлтый – иногда, а на красный – очень редко.
- Проверяем. Молодцы, справились успешно.
Ответы:
- Зелёный: суп, салат овощной, мясо, салат фруктовый, молоко, кефир, творог, йогурт, каша, сок, хлеб, рыба, фрукты, овощи, ягоды, подсолнечное масло.
- Жёлтый: шоколад, конфеты
- Красный: сникерс, торт, жирное мясо, фанта, пепси-кола, чипсы, кириешки, лимонад, шоколадные конфеты, сало.
Учитель: Продолжаем исследования дальше. Перед вами таблица, где указана питательная ценность продуктов. Внимательно ознакомьтесь и выясните, какие продукты богаты белками, какие – жирами, а какие – углеводами.
Углеводы |
Жиры |
Белки |
||
Хлеб |
|
сметана |
|
йогурт |
Крупы |
|
масло сливочное |
|
мясо |
Макароны |
|
колбасы |
|
рыба |
Сахар |
|
масло растительное |
|
яйцо |
Мёд |
|
|
|
сыр |
Карамель |
|
|
|
молоко |
Зефир |
|
|
|
творог |
Вафли |
|
|
|
фасоль |
Овощи |
|
|
|
грибы |
Горох |
|
|
|
орехи |
Ягоды |
|
|
|
семечки |
Картофель |
|
|
|
|
Предлагаю I группе выбрать те продукты, в которых преобладают белки, II группа выбирает продукты, которые богаты углеводами, а III группа – жирами. От каждой группы выберите 2-х представителей, которые подойдут к столу, где расставлены разные продукты и выберут соответствующие продукты.
(Учащиеся показывают и называют, какие продукты выбрали).
Учитель: Народ придумал немало пословиц и поговорок, которые посвящены различным продуктам питания, а конкретно - пище.
- Посмотрите на доску. Правильно ли составлены пословицы? Давайте исправим.
(На доске карточки, на которых написаны пословицы, но карточки перепутаны)
Хлеб – что глаза кашу видят. (Хлеб – всему голова)
Любо желудку, – всему голова. (Любо желудку, что глаза кашу видят)
У коровы а без хлеба несытно (У коровы во рту молоко)
Без соли невкусно, во рту молоко. (Без соли невкусно, а без хлеба несытно)
Учитель: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Заодно и отдохнули.
- Старинная английская пословица гласит: «Съешь одно яблоко в день – и забудешь о докторе».
- Кто объяснит значение этой пословицы?
- Чем богато яблоко?
- Правильно, витаминами. Что вы знаете о витаминах?
- Каждый вид витаминов полезен. Вы сможете сами в этом убедиться, если прочитаете о значении витаминов. (Перед каждой группой учащихся листы со сведениями о витаминах).
1 группа. Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зелёном луке.
2 группа. Витамин С борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке и многих других овощах, фруктах.
3 группа. Витамин Д укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Также витамин Д мы получаем, загорая на солнце.
Беседа по прочитанному.
- Что вы узнали о витаминах группы А?
- Чем полезны витамины группы С?
- Какое значение для организма имеют витамины группы Д?
- А что дополняют овощи и фрукты у нас, на Севере? (ягоды).
- Назовите эти ягоды? (черника, морошка, голубика, брусника, смородина).
IV. Закрепление.
Учитель: Один из сказочных героев мечтал побывать на нашем уроке. Но не смог, потому что заболел. Поэтому он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.
(Ученик читает текст)
«Здравствуйте, друзья! Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси - кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров».
- Догадались, кто прислал нам письмо? Совершенно верно. Это Карлсон.
- Что такое меню?
- Как понимаете выражение «здоровое меню»?
- А знает ли Карлсон, что входит в здоровое меню?
- Давайте поможем ему составить здоровое меню на один день. I группа составляет меню на завтрак, II группа – на обед, III группа – на ужин. Помните, что обед должен быть сытнее, чем завтрак и ужин. Перед сном переедать тоже вредно. Воспользуйтесь перечнем блюд, который вам предложен (на столах лежит список с указанием блюд).
Обед |
Завтрак |
Ужин |
Жевательная резинка |
Каша молочная |
Молоко |
Суп гороховый |
Пепси-кола |
Торт |
Чай с сахаром |
Салат овощной |
Рыба отварная |
Котлета рыбная |
Компот из сухофруктов |
Запеканки из творога |
Щи мясные |
Кефир с сахаром |
Сок фруктовый |
Каша молочная |
Шоколад |
Творог |
Овощи тушёные |
Сок фруктовый |
Молоко |
Гуляш из говядины |
Винегрет |
Салат из свежих овощей |
Оладьи |
Оладьи |
Сосиска с капустой тушеной |
Газированная вода |
Котлеты отварные |
Суп рыбный |
Рыба жаренная |
Чай сладкий |
Чай сладкий |
Вермишель быстрого приготовления «Ролтон» |
Щи с мясом |
Каша рисовая |
Пюре картофельное |
Чипсы |
Творог |
Сок фруктовый |
Запеканка творожная |
Газированная вода |
Кириешки |
Блины со сметаной |
Чипсы |
Какао с молоком |
|
|
Учитель: - Давайте проверим. Какое меню составили на обед, завтрак, ужин. Молодцы, успешно справились с этим заданием.
- А сейчас внимание на экран. Послушаем, какие советы по правильному питанию дает врач нашей амбулатории.
«Дорогие, ребята! Существуют определённые нормы для питания младших школьников. Диетологами разработаны определённые программы, которые предусматривают питание ребёнка в комплексе. Благодаря этому ребёнок получает с пищей все необходимые витамины и его меню состоит из разнообразных продуктов, которые необходимы для его растущего организма. Однообразная пища, а тем более пища, состоящая из кириешек, газированной воды, вредна для организма.
Запомните золотые правила питания:
- главное - не переедайте;
- ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу;
- тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать;
- перед приёмом пищи сделайте 5 - 6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив тех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища»
Учитель: Запомнили советы врача? Надеюсь, что вы прислушаетесь к советам врача.
V. Итог урока.
- Наше исследование сегодня удалось.
- Что полезного для себя узнали?
- Предлагаю проверить наши знания на компьютере. Займите свои места за компьютерами.
- Вначале проведём пальчиковую гимнастику.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом работать будут
Всё отлично выполнять
- Вам предлагается выполнить тестовое задание. По завершению работы компьютер оценит ваши знания по сегодняшнему уроку. При выполнении заданий будьте внимательны, внимательно читайте вопросы и ответы. (выполнение Super Test v2.4 – программный комплекс) <Приложение 2>
- Поднимите руки, кто доволен полученными результатами своей работы. Я догадываюсь, что компьютер оценил ваши знания на «4»и «5».
- Теперь проверим задания с помощью экрана.
< Слайд 6>
Заключительное слово учителя. Вообще, проблема здорового питания, это очень большая проблема, над которыми работают многие учённые в мире. Эти проблемы вы будете изучать в старших классах на уроках химии, биологии.
А я желаю вам здоровья. Помните, здоровье в ваших руках.
< Слайд 7>
Литература
- А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3класс. Часть1. М.: «Просвещение» 2009г.
- А.Макеева. Разговор о правильном питании. Начальная школа. №16 – 2003г.
- Охрана здоровья. Начальная школа. №20 – 2003г.
- Уроки здоровья. Начальная школа. №1 – 2002г.
- В.Н.Касаткина. Педагогика здоровья. Начальная школа. №9 – 1999г.