Тип урока: обобщающий урок.
Цели урока:
- повторить и обобщить изученный материал в конце 1 полугодия,
- развитие логического мышления и внимания,
- активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру,
- расширение знаний учеников об окружающем их мире.
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Выполнение заданий
- 1-я страничка (бобры)
- 2-я страничка (африканский слон)
- 3-я страничка (фламинго)
- 4-я страничка (гепард)
- Дополнительное задание (заяц)
- Заключительное слово учителя
«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным» (Б.Паскаль)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
- Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
- Сегодня на уроке мы с вами повторим несколько тем, перелистывая «зоологические странички». Кроме того, повторяя изученный ранее материал, вы узнаете новое и интересное о некоторых животных.
2. Выполнение заданий
Страничка 1
- В нашем крае водятся бобры. Бобр – крупнейший грызун, ведёт полуводный образ жизни и обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, делает плотины.
1) Узнайте массу бобра в кг.
207 ∙ 8 = 1656
1656 – 1500 = 156
156: 4 = 39
39 + 61 = 100
100: 4 = 25
Ответ: 25 кг
Как называются геометрические фигуры, используемые в записи задания? (круг, треугольник, четырёхугольник, шестиугольник, прямоугольник)
Какая фигура лишняя и почему? (круг, остальные - многоугольники)
Округлите число 1656 с точностью до десятков, сотен, тысяч. (1660, 1700, 2000)
2) Узнать длину тела бобра вам поможет удивительный квадрат. (Слайд 5)
Из 1 строки выберите наибольшее число. (6,3)
Из 2 строки выберите наименьшее число. (0)
Из 3 строки выберите не наибольшее и не наименьшее число. (3,7)
Сумма чисел и укажет вам длину тела бобра. (10 дм)
Выразите 10 дм в м (1), в см (100)
Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму трёх чисел. Найдите сумму чисел по диагонали. Что вы заметили? (= 10)
Такой квадрат в математике называют «магическим».
3) Бобр отличный пловец и ныряльщик, несколько минут он может находиться под водой. (Слайд 6)
В строки таблицы запишите название чисел 900, 600, 1000, 500.
В одном из столбцов прочтите название числа, указывающего, сколько минут бобр может находиться под водой (5 минут).
Какую часть 5 минут составляют от одного часа? (1/12)
Индейцы почитали бобра особо. Будучи людьми суеверными, они верили в неземное происхождение бобров, обожествляли их и называли «нашими меньшими братьями». Добыча бобров запрещалась, а виновников в нарушении запрета жестоко карали.
Страничка 2
- На этой страничке мы встретимся с африканским слоном.
1) Узнать высоту и длину тела слона вы сможете, если выполните действия по следующим схемам: (слайд 10).
2) Узнать массу африканского слона вам поможет следующая схема: (слайд 11)
1. Выразите длину и высоту в метрах, а массу в тоннах:
350 см = 3,5 м
450 см = 4,5 м
6000 кг = 6 т
2. Найдите массу новорождённого слонёнка, если она в 60 раз меньше массы взрослого слона.
6000 : 60 = 100 кг
3. Выразите массу слонёнка в тоннах: 100 кг = 0,1 т
3) Узнать, сколько литров воды может выпить слон за 1 раз вам поможет следующий квадрат: (слайд 13).
Для этого выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу и найдите их сумму. Например: 5,6+0+4,7+7,7 = 18.
Увеличьте число в 10раз - это и будет объём воды.
18∙10 = 180 литров
Как назывался этот квадрат? (Магическим)
Страничка 3
На этой страничке речь пойдёт о животном – безошибочном составителе прогноза погоды на лето.
Название животного вы узнаете, если последовательно решите уравнения и замените корень уравнения буквой.
х : 32 = 32
25 : х = 22
х ∙ 26 = 28
х ∙ 35 = 37
55 ∙ х = 57
46 ∙ х = 48
33 : х = 32
58 : х = 57
(Фламинго) (слайд 16).
Фламинго строят гнёзда из песка. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето – сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнёзда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если лето ожидается засушливым, то гнёзда строятся более низкими.
(Слайд 17) Какая из фигур лишняя и почему? (№ 2 - конус, остальные - многогранники)
Именно в форме конуса фламинго строят свои гнёзда.
Страничка 4
Животное, о котором пойдёт речь на этой страничке нам пока неизвестно, но вы его узнаете, если решите анаграммы и исключите лишнее слово:
Обрилик – колибри
Сорбаальт – альбатрос
Падерг – гепард
Лоск – сокол
(Гепард, остальные - птицы)
Если сокол – самая быстрая птица, то гепард – самое быстрое млекопитающее.
1) Выполнив задание, вы узнаете, какую скорость может развивать гепард.
Выполните действия:
(360ху – 15х2у): 3ху + 5х = 120 – 5х +5х = 120
(120 км/ч)
2) Гепард – грациозное животное. Найдите длину его тела:
Выполните действия, найдите сумму полученных чисел и увеличьте результат в 10 раз.
34 : 33 – 1 = 2
(215)2 : (29)3 = 8
3 + 810 = 4
(-1)14 = 1
(2 + 8 + 4 + 1) ∙ 10 = 150
(150 см)
3. Дополнительное задание
По заданным координатам построить рисунок, на котором изображён представитель фауны нашего края.
(5;1), (6;1), (8; 3), (9;2), (8; 2), (7; 1), (12; 1), (13; 3), (12; 2), (12; 3),(11; 5), (9; 6), (7; 6), (6; 7), (9; 8), (7; 8), (9; 9), (8; 9), (6; 8),(5;8), (4;7), (4; 6), (5; 6), (6; 3), (6; 2), (5; 1)
(заяц)
Домашнее задание (творческое):
- придумать кодированные задания, зашифровав названия животных;
- рисунок в координатной плоскости животного.
4. Заключительное слово учителя
- Как вы думаете, что объединяет таких разных животных, о которых мы сегодня говорили?
Гепард и африканский слон занесены в Международную Красную книгу. Фламинго также находится под охраной. На территории Тюменской области находится заповедник Малая Сосьва, где охраняются различные виды животных, в том числе и бобры.
Высокомерие не к лицу
Ни великану, ни мудрецу.
В сосновом бору,
В берёзовой роще,
Где так многогранно желание жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.
(А.Яшин)
Литература:
- «Нестандартные уроки математики». Григорьева Г.И., 2004, Волгоград, Экстремум.