Внеклассное мероприятие по экологии "Спасем природу"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся, немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводилось в рамках проведения Дня Земли 22 апреля с учащимися 5–7-х классов.

При подготовке к мероприятию ученики, разделившись на группы, участвовали в конкурсе плакатов “Спасём природу”.

В ходе мероприятия каждая группа демонстрирует свой плакат, комментируя подобранным материалом.

По окончании презентации жюри присуждает места за участие в конкурсе плакатов.

Классы: 5-7.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
  2. Активизировать познавательную деятельности, создать условия, побуждающие детей со вниманием и заботой относится к природе.
  3. Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
  4. Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.
  5. Углубить и систематизировать знания об экологических факторах среды и их действие на организмы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, презентация к занятию, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися

Ход занятия

1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, на уроках природоведения, географии мы с вами очень часто употребляли выражения “Природа – наш дом родной”, “Берегите природные богатства”, “Планета в опасности”. Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

Прослушивание фонограммы песни “Как прекрасен этот мир”.

Учитель: Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Ученик:

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как – мы, такая же – живая!

Рис.1

(презентация идет на фоне произведений Э?ннио Моррико?не)

Жизнь всех людей неразрывно связана с природой : из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое-многое другое.

В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей.

1 ученик:

Долгое время считалось, что человек – царь и властелин природы, призванный ни с чем не считаясь, покорять её и подчинять своим нуждам. Обретая невиданную власть над природой, изменяя её, человек ставит под угрозу не только здоровье Земли, но и само существование всего живого, в том числе и людей.

Рис.2

2 ученик:

Человеку всегда и во всём сопутствует вода. Она его кормит, поит, греет и охлаждает, ни одно производство не обходится без воды. И поселялся человек издавна вблизи морских берегов или рядом с реками и озерами. Крупнейшие города нашей страны возникли на реках: Москва – на Москве-реке,

Петербург – на Неве,

Иркутск – на Ангаре,

Хабаровск – на Амуре.

Рис.3,4,5,6.

3 ученик:

Потребление воды непрерывно растет. Неудивительно, что проблема водообеспечения быстрорастущего населения нашей планеты стала одной из основных мировых проблем. 18% населения мира лишены безопасной питьевой воды.

За год от загрязнения воды и воздуха в мире умирает 6 млн. человек. Больше всего загрязняет окружающую среду автомобильный транспорт. На некоторых растениях влияние выхлопных газов настолько отчётливо видно, что их с успехом можно использовать для обнаружения опасной концентрации этих газов для здоровья человека.

Рис.7

“НЕ ГУБИТЕ ВСЁ ЖИВОЕ”

4 ученик:

В 1950-х годах предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива Минамата (Япония). Бактерии перерабатывали её в диметилртуть. По цепям питания она попадала и накапливалась в рыбах. Люди питались рыбой, получали сильнейшие отравления, нервнопаралитические заболевания, более 50 человек умерли. С 1955 по 1959 годы здесь каждый третий ребенок рождался с психическими и физическими аномалиями.

Рис.8

“НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ”

5 ученик:

За последние 10 лет площадь лесов в мире сократилась на 94 миллиона гектаров. Около 70% лесных пожаров в нашей стране возникает по вине населения.

Рис. 9

Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы, создав благоприятные условия, добиться увеличения их численности. Если каждый из нас не станет весной рвать ландыши, возможно, скоро этот цветок перестанет быть объектом Красной книги Подмосковья.

Рис.10  Рис.11

Впервые Красная книга была создана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. В Красную книгу внесено 681 растение, 20 грибов,32 моховидных растения и 29 лишайников.

“СОХРАНИМ МОРЕ”

6 ученик:

Почти 75% поверхности Земли покрыто водой, но только 2,5% приходится на пресные водоёмы.

В развивающихся странах 90% бытовых и 70% производственных стоков сбрасывают в воду без очистки.

Рис.12 

Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и многими другими химическими веществами.

Особенно от загрязнения страдают внутренние моря: Балтийское, Азовское, Черное, Японское, Северное. В Черном море уменьшилось количество рыб, зато в огромном количестве размножаются медузы.

Рис.13

7 ученик:

Стадо черноморских дельфинов 40 лет назад насчитывало два с половиной миллиона голов. Теперь оно едва дотягивает до 100 тысяч.

Около четверти коралловых рифов мирового океана уничтожены. Ещё 30% исчезнут в ближайшие 10 лет.

Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор.

Рис.14

В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют “сточной канавой” Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и... ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыбы, птицы.

Рис.15.

В Красную книгу Российской Федерации (1983г.) внесены: млекопитающие – 94 вида, птицы – 80, рептилии -11, рыбы -10, насекомые – 219 видов.

“ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ТАКИМИ?”

Рис.16

8 ученик:

В мире 2 млн. человек в год умирают от болезней, связанных с загрязнением питьевой воды. Больше всего страдают дети. Всё чаще можно услышать про животных с обнаруженными мутациями.

Мутация – это появление у живых организмов необратимых изменений, возникающих под влиянием экологических факторов среды. Экологи установили, что последствия хозяйственной деятельности людей являются наиболее значимыми в загрязнении окружающей среды и объединили их в группы в порядке значимости:

  • 1.ядохимикаты, пестициды, диоксиды;
  • 2.тяжелые металлы и их соли;
  • 3.потери нефти и нефтепродуктов;
  • 4.сточные воды и твёрдые отходы промышленности;
  • 5.химические удобрения;
  • 6.радиоактивные и тепловые отходы;
  • 7.городские шумы (транспорт, громкая музыка, работа машин).

Рис.17

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕНЬШИТ КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ, ТО ЗАГРЯЗНИТЕЛИ УМЕНЬШАТ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ.

Рис. 18

9 ученик:

Главное условие развития человечества – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.

1 ученик:

ЗЕМЛЯ У НАС ТОЛЬКО ОДНА… Это наш корабль в безбрежных просторах Вселенной. Этот замечательный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но в случае поломки этого корабля пересесть нам будет не на что. Следует беречь то, что имеем.

Рис. 19 

Все хором: Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края!

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ
ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,
НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,
НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,
ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ,
ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РЕЧНЫМ ПОКОЕМ,
ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В ЖИТЕ.
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ! М.ДУДИН

Рис.20