Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха, привлечения родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, на что и был направлен проект.
Цель проекта: Содействие сохранению семьи, её приверженности здоровому образу жизни путём проведения совместно с родителями туристических прогулок - походов.
Задачи проекта:
- Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха.
- Расширить педагогические знания родителей по вопросам важности физической активности детей и родителей, здорового образа жизни (ЗОЖ), туризма.
- Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком в свободной самостоятельной деятельности.
- Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.
Участники проекта. Дети группы "Солнышко" МДОУ "Дюймовочка", родители и педагоги ДОУ.
Основное направление проекта - оздоровительное
Сроки реализации проекта: Сентябрь 2011.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного педагогического проекта будет установлено единство дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания здорового ребёнка. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.
Увеличится количество желающих родителей участвовать во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.
Родители станут организаторами, активными помощниками и участниками в проведении различных спортивных мероприятиях, прогулок - походов.
Огромную пользу от педагогического проекта получат не только взрослые, но и дети. Физические качества детей будут эффективно развиваться, повысится скорость формирования важных двигательных навыков детей, а здоровье будет сохраняться и укрепляться. Ожидается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей.
Снизится общая заболеваемость детей по дошкольному учреждению.
После каждого проведённого туристического похода, родители будут оставлять свои мнения, пожелания в книгу отзывов и предложений дошкольного учреждения. Со своими пожеланиями, отзывами родители смогут выступать на днях открытых дверей, родительских собраниях, беседах, обмениваться опытом.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Повышение уровня активности участия родителей в совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Обогащение педагогического просвещения взрослых в вопросах оздоровления и воспитания детей.
- Формирование у детей и взрослых культуры здоровья.
- Повышение темпов прироста физической подготовленности детей.
Описание проекта. Недалеко от нашего детского сада есть прекрасные места для отдыха, это место, где проходят мотогонки, большая поляна, подъём на возвышенность предполагает преодоление препятствий, что является прекрасной тренировкой на выносливость. Туристический поход не просто прогулка: у него есть точный маршрут, место, куда необходимо прийти. По карте маршрута все вместе отправляются в указанное место. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки "выживания" в природной среде: умение ориентироваться на местности, находить ветки для костра, разжигать его и тушить, оказывать посильную помощь товарищам.
Для того чтобы добиться поставленной цели и задач, предполагается данный проект реализовать в три этапа:
План реализации проекта
№п/п | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
Подготовительный этап | |||
1 | Сбор литературы о туризме: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. | Воспитатели группы, логопед, родители | В течение всего проекта |
2 | Консультация - практикум "Полезная прогулка" (с обыгрыванием подвижных игр). | Инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. | Август 2011 |
3 | Родительское собрание "Готовимся к
походу". Памятка для родителей "В поход всей семьёй". |
Воспитатели группы, родители, | Сентябрь 2011 |
4 | Приобретение необходимого оборудования | Родительский комитет группы | Сентябрь 2011 |
5 | Беседы с детьми о значении туристического похода, правилах поведения в походе, о безопасности в походе. | Воспитатели группы | В течение всего проекта |
6 | Наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы. | Воспитатели группы, логопед. |
Август - сентябрь 2011. |
7 | Памятка для родителей "Берегите природу". | Воспитатели группы. | Май 2011 |
8 | Разучивание подвижных игр. | Инструктор по физическому воспитанию | По вторникам каждую неделю |
9 | Информационный стенд о походе. | Воспитатели группы | Сентябрь |
10 | Обследование места проведения похода. | Инструктор по физическому воспитанию | Накануне |
Основной этап (непосредственное проведение туристического похода). | |||
1 | Подготовка снаряжения, медицинской аптечки, атрибутов, спортивного оборудования, воды. | Воспитатели группы. | Перед походом |
2 | Разработка схемы маршрута, сценария проведения похода, распределение ролей, подготовка костюмов. | Воспитатели группы, родители |
Август - сентябрь 2011. |
3 | Совместный сбор и отправление по маршруту. | Воспитатели группы, инструктор по физическому воспитанию, логопед | Сентябрь 2011г |
4 | Деятельность по сценарию. | Воспитатели группы | Сентябрь 2011г |
Заключительный этап (оценочный) | |||
1 | Оформление фотовыставки "Мы ребята - туристята" | Воспитатели группы. | После похода |
2 | Публикация в СМИ заметки о походе с фотодополнением. | Воспитатели группы | После похода |
3 | Планирование работы по проведению дальнейших походов по сезонам. | Воспитатели группы | После похода |
4 | Подведение итогов реализации проекта. Презентация педагогическому коллективу |
Воспитатели. | Ноябрь 2011г. |
Распространение результатов.
- Потребителями данного проекта могут являться:
- Инструкторы по физической культуре дошкольных образовательных учреждений.·
- Воспитатели и специалисты дошкольных образовательных учреждений.
Выводы.
Таким образом, туристические прогулки - походы не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.
Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т.е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.
Пешеходный поход для детей старшего дошкольного возраста "Осенние встречи"
Программное содержание.
- Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретённые ранее.
- Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.
- Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.
- Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.
- Содействовать сохранению и укреплению семьи, её приверженности здоровому образу жизни. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.
- Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
рюкзаки, атрибуты для игр и эстафет, вода, аптечка, палатка.Участники похода собираются у входа в детский сад в 16 часов.
Вступительная беседа ведущего с детьми.
Ведущий. Сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово "путешествие"? (Поход) Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, палаткой и интересными людьми. А как называют таких людей? (Туристы)
Перед началом трудной дороги давайте разучим нашу речёвку.
Я буду произносить строчку, а вы мне дружно отвечайте: "Мы, туристы!". Но будьте внимательны!
Ведущий. Кто шагает с рюкзаком?
Дети. Мы, туристы.
Ведущий. Кто со скукой не знаком?
Дети Мы, туристы.
Ведущий. Кто в дороге целый день?
Дети. Мы, туристы.
Ведущий. Кто не знает слова лень?
Дети Мы, туристы.
Ведущий.
Эй! Ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Дети. Песню, ложку и рюкзак!
Ведущий. Итак, туристы готовы?
Все отвечают: Готовы! (Фотопортрет группы на память)
Можно идти в поход. Будьте внимательны, нас ждут сказочные герои.
Первая встреча
На тропинке появляется незнакомка в белом халате и шапочке с красным крестом
Незнакомка. Здравствуйте, дети, уважаемые взрослые!
Ведущий. Простите. А вы кто такая? Что вам здесь нужно?
Незнакомка. Меня зовут Пилюля Айболитовна. Я дочь знаменитого доктора Айболита. Я слышала, что вы отправляетесь в поход? А откуда вы?
Дети
(хором).Мы, девочки и мальчики,
Все ходим в детский сад!
А группу нашу в садике
Мы СОЛНЫШКОМ зовём,
И каждый день, как в праздники,
В ней весело живём!
Ведущий. Да, мы очень спешим.
Пилюля Айболитовна. Перед походом я должна осмотреть всех туристов, не больны ли они, могут ли преодолевать препятствия, трудности.
Пилюля Айболитовна. У вас ангина?
Дети. Нет!
Пилюля Айболитовна. Скарлатина?
Дети. Нет!
Пилюля Айболитовна. Холерина?
Дети. Нет!
Пилюля Айболитовна. Аппендицит.
Дети. Нет!
Пилюля Айболитовна. Малярия и бронхит?
Дети. Нет!
Пилюля Айболитовна. Какие вы здоровые дети! Я хочу угостить вас ароматным лесным чаем, он заварен с лекарственной травой, в лесу их очень много разных. А какие лекарственные травы знаете вы? Дети перечисляют. Пилюля Айболитовна угощает всех чаем.
Ну, вот теперь можете продолжить поход. А я пойду лекарственные травы собирать. До свидания!
Вторая встреча
На тропинке появляется Красная Шапочка, плачет
Ведущий.
Девочка в лесу живёт
И танцует, и поёт.
Любят все её и ждут,
Красной Шапочкой зовут
Ведущий. Что случилось, Красная Шапочка? Почему ты плачешь?
Красная Шапочка. Пока цветочки собирала, я тропинку потеряла.
Ведущий. Ребята, поможем Красной Шапочке дорогу найти? (По схеме дети рассказывают, как пройти к домику бабушки, пользуясь словами "направо", "прямо", "налево", "назад").
Ведущий. Ребята, чтобы не заблудится в лесу, пользуются компасом, (специальный прибор для определения сторон горизонта, дети рассматривают компас, пытаются определить стороны горизонта). Давайте подарим Красной Шапочке компас, пусть учится ориентироваться в лесу.
Красная Шапочка благодарит детей, угощает пирожками.
Красная Шапочка. Спасибо, мои дорогие! Угощайтесь пирожками, тут их много и бабушке хватит. Вот теперь-то я не заблужусь. (Отправляется с детьми в путь)
Третья встреча
Ведущий. Послушайте, о каком времени года говорится в этой загадке?
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
Кто эта художница?
Дети: Осень!
Ведущий. Осень - очень красивое время года! Все деревья и в саду, и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые. Появляется Осень
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Всё трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки
Яркие, приметные,
Издали заметные!
Хороводы с Осенью ("Падают, падают листья:", "Что нам Осень принесла")
Осень загадывает загадки.
- Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк).
- Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
- Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший -
- Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек. (Дерево)
- Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)
- Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим:
- Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна)
- Землю пробуравил, корешок оставил.
- Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
Осень.
Я скажу вам от души -
Все ребята хороши!
Но интересно мне узнать,
Любите ли вы играть?
Дети: Да!
Осень. Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру "Найди пару"
Детям раздаются картинки с изображением листьев. Осень говорит: "Подул ветер, листочки полетели". Дети бегают по поляне с картинками в руках. По команде: "Раз, два, три - себе пару найди!" каждый ребёнок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка.
Осень.
Очень весело нам было!
Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора.
Что поделать? Ждут дела!
До свидания, детвора!
Четвёртая встреча
На поляну выходят клоуны, у одного - горло замотано шарфом.
Клёпа: Ой! Смотрите, тут детишки - и девчонки и мальчишки!
Стёпа: Эй, ребята! Всем привет! Вы нас ждали или нет?
Клёпа. Эй, давайте знакомиться! Я - Клёпа!
Стёпа. А я - Стёпа! (отвечает хриплым голосом)
Ведущая: Что с тобой, Стёпа?
Стёпа.
Я чихаю,
Я охрип,
Голова моя болит.
Ведущая: Это видно грипп! А вот наши дети никогда не болеют! Послушай, как это у них получается.
1 ребёнок.
Почему мы бодрые, быстрые и смелые?
Потому что по утрам, мы зарядку делаем!
2 ребёнок.
Чтоб стали мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Каждый из нас заниматься
Зарядкой готов!
3-й ребёнок:
Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит.
4-й ребёнок:
Прочь болезни прогоняет -
И ангину и бронхит.
Дети (все)
В нашем садике родном
Замечательно живём!
С болезнями не знаемся,
Спортом занимаемся!
Клоуны.
Мы тоже хотим стать чемпионами.Ведущий.
В чём же дело?Клоуны.
Мы не знаем как?Дети
(хором). НАДО ТРЕНИРОВАТЬСЯ!Ведущий.
Нам не надо пить микстуру,Мы знакомы с :?
Дети (все)
С ФИЗКУЛЬТУРОЙ!!Клёпа: Я тоже занимаюсь спортом! Я покажу, что умею!
Стёпа: И я, и я! (Берут по очереди в руки скакалку, обруч, мяч, показывают несложные движения. В скакалке запутываются, обруч из рук укатывается и т.д.).
Ведущая: Я вижу, что ничего у вас не получается, вставайте рядом с ребятами и посмотрите, как умеют играть наши дети. Детям предлагается достать из рюкзаков свои спортивные атрибуты и показать, как ими тренироваться, предлагается поиграть самостоятельно со спортивным инвентарём.
Клёпа:
Очень рад за вас сегодня
И совет такой я дам:
Занимайтесь физкультурой
По утрам и вечерам!
Стёпа:
Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня заниматься спортом.
Я теперь почти здоров! (Отправляются с детьми в путь)
Пятая встреча
Родитель. Ой, кто это? Выход на поляну. Из леса появляется Старичок-лесовичок.
Лесовик.
Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели и дети. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете! Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Старичок-Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
- "Лес - богатство и краса береги свои леса";
- "Лес и вода родные брат и сестра,
- "Враг природы тот, кто лес не бережет",
- "Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
- "Для города каждое дерево дорого",
- "Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
- "Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
- "Одна искра целый лес сжигает",
- "Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Дети. Нельзя рвать цветы, листья. Нельзя громко шуметь, кричать. Оставлять место отдыха чистым, мусор брать с собой.
Лесовик. Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения. Разрешаю развести костёр.
А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Подвижная игра "Мы весёлые ребята" - 3 раза.
Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2 команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)
"Бег парой" Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.
"Прыжки из обруча в обруч" Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
"Пролезь, не задень обруч" Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в, обручи боком, держа малый мяч в руке, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.
"Кто соберёт больше шишек в обруч" За три минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Чаепитие на поляне с едой, принесённой в рюкзаках. Дискотека. Песни у костра
Лесовик. Приготовил я вам подарок, он в корзинке, да вот совсём старый стал, забыл, где оставил. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клочки бумаги синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана, когда я шёл к вам.
Две команды идут и собирают бумажки (одна - красные, другая - синие), ищут корзинку Лесовика. Побеждает команда, нашедшая первой корзинку с бананами. Можно организовать игру в футбол с родителями и детьми. Полезен будет и сбор природного материала (шишек, веточек).
Воспитатель. Пора прощаться с Лесовиком, давайте поблагодарим его за всё.
Дети и родители благодарят Лесовика, прощаются с ним. Возвращение в детский сад.
Список использованной литературы:
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения/ авт.-сост. М.А.Павлова, М.В. Лысогорская, 2009.
- Работа с семьей: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Взаимодействие ДОУ И семьи/ Сост. О.И. Бочкарева.-Волгоград: ИТД "Корифей", 2008.
- Весёлая физкультура для детей и их родителей. О.Б. Казина. - Ярославль: Академия развития, 2008