Использование информационных технологий на уроках технологии

Разделы: Информатика, Технология


Цели и задачи:

  • Обучающая - ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами сортами чая;
  • Развивающая - способствовать развитию умений заваривать ароматизированный чай, накрывать на стол к чаепитию, сервировка стола; формировать интерес к историческому прошлому
  • Воспитывающая - воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение к традициям и обычаям нашего народа.

Тип урока: комбинированный

ТСО: самовар, заварочный чайник, чашки с блюдцами, чайные ложки, сахарница, розетки для варенья, ситечко, скатерть, салфетки, грелка для чайника, необходимые продукты; плакаты с поговорками, пословицами и высказываниями знаменитых личностей о чей; компьютер с мультимедиа; сообщения учащихся; лесные и садово-огородные травы.

Ход урока

1 урок

У: Здравствуйте, садитесь.

- Девочки! Улыбнитесь гостям, друг другу и начнем наш урок со стихотворения, которое нам прочитает Вика, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Презентация.

Д: - стих о чае. ("Классные часы 5 - 6 классы" Т.В. Шепелева стр. 125). (сл.1)

Чай, горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

У: О чем же мы будет говорить на уроке.

Д: - О чанных посиделках, о чае.

У: - Сегодня мы поговорим о чае. А вы любите чай? Почему? За что?

Д: - Вкусен, приятен, ароматен.

У: - Итак, тема нашего урока: (выплывает тема) - Чай ароматен, вкусен, приятен. (Сл.2)

У: - Что мы можем сегодня узнать с урока о чае?

Д: - Историю чая, сорта, виды чая, как заваривать чай.

У: - Правильно! Об этом и о многом другом мы узнаем на уроке. Итак, откройте тетради и запишите тему урока.

У: - Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

У: - А вы знаете, какая стана является родиной чая? (Китай) (Сл.3)

Как появился чай у нас в России знаете?

Д: - Нет.

У: - Существует несколько версий того, как к нам попал чай. О первой версии нам расскажет Аня ("Спутник кл.руководителя" О.А. Северина стр.177)

Д: - В 1638 году русский царь Михаил Романов направил своих послов В.Старикова и В. Неверова в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-Хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким-то крепким и ароматным напитком. Старков доносил царю: "Я не знаю, листья ли то какого-то дерева или травы; варят их в воде, приливая несколько капель молока и потом уже пьют, называя его чаем".

У: - Спасибо, давайте послушаем вторую версию. О ней нам расскажет Маша

Д: - В 1654 году в Китай был послан боярский сын Ф. Байков. Вернувшись назад, он поведал, что чай выращивают и производят китайцы. Это было уже при царе Алексее Михайловиче. Он повелел снарядить особого гонца в Китай за чаем. В 1665 году он поставил своему повелителю 10 пудов чаю. Царь и его бояре научились употреблять напиток как снадобье от хвори и телесной усталости.

У: - Спасибо! Долгое время чай считался редким и был доступен только знатным людям, а крестьяне пили его лишь в особых случаях; вот отсюда и возникло выражение "Чайком побаловаться".

В России первое время были и противники чая. Некоторые религиозные секты отвергали его, как и табак. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Но постепенно были обнаружены истинные достоинства этого напитка. Вскоре Россия заняла второе место после Англии по потреблению чая. В крупных городах открылись специализированные магазины, торговавшие чаем. В Москве уже в 1847 году их насчитывалось свыше ста.

Чайный куст не прихотлив, он может расти и на скудных почвах и на склонах, выдерживает различные t-ные условия; не боится жары и легко переносит морозы. (Сл.4)

Качество чайного напитка во многом зависит от сорта чая. (Сл.5) О сортах чая нам расскажет Даша.

Д: -

  • Высший сорт чая (байховый) - зависит от типсов, т.е. почек которые собирают китайцы. Чем больше типсов в сухом чае, тем он ароматнее;
  • Первый сорт - это молодые побеги, состоящие не более чем из трех листочков.
  • Второй сорт - здесь чайное сырье может состоять из разных частей куста, вплоть до огрубевших листьев
  • Третий сорт - он состоит из взрослого огрубевшего листа.

У: - Спасибо! Давайте в тетрадях запишем все сорта чая: высший, первый, второй, третий.

Подразделяют еще и типы чая. (Сл.6) О них нам расскажут девочки 5 класса. ("Спутник классного руководителя" стр.176)

Д: -

Черный (дает интенсивный настойный и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Имеет множество разновидностей. Поставщики: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.)

Красный (Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и намного охлажденным.)

Желтый (Его изготавливают из высококачественного сырья - молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и придает хорошее настроение.)

Зеленый (По распространению на втором месте. Высокие сорта зеленого чая имеют серебристо-зеленый цвет, цвет настоя светло-зеленый. Имеет своеобразный вкус и терпкость, а при повышенной консистенции даже вяжет. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду, выводит вредный вещества из организма.)

У: - А еще есть ароматизированный чай. В тетради давайте запишем типы чая. (черный, красный, желтый, зеленый, ароматизированный)

Какие ароматизаторы чая вы можете назвать?

Д: - Лимон, мята, яблоки, мед.

У: - Хорошо. Перед вами набор трав - лесные и садово-огородные. 5 класс отбирает только садово-огородные, а 6 класс - лесные. (Разбор трав)

Назовите ваши травы.

Д: - называют.

У: - Хорошо! Скажите, пожалуйста, знаете ли вы лекарственные свойства трав, которые лежат у вас на столе?

Д: - Нет

У: - Давайте вместе со мной вспомним, при каких болезнях применяют некоторые травы.

Шиповник - применяют чай из плодов шиповника при скарлатине, тифе, туберкулёзе, воспалении почек, болезнях кишечника, печени, желудка. очень эффективен для повышения гемоглобина. (Сл.7)

Чай из листьев брусники - Рекомендуется в качестве витаминного средства. Препараты из листьев обладают легким мочегонным, вяжущим и желчегонным действием, понижают содержание сахара в крови при диабете. Настой и отвар листьев полезны при печеночных недомоганиях, цистите, почечнокаменной болезни, хронических воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей, ночном недержании мочи, гастроэнтеритах, метеоризме, запорах, подагре, ревматизме, остеохондрозе и артритах различного происхождения. (Сл.7)

Чай с мятой - как тонизирующего сердечного препарата, снимающего сердцебиение, стимулирующего деятельность сердца и кровообращение, имеющего также потогонный эффект. Ее можно использовать для борьбы с простудой и лихорадкой. Расслабляющие и противовоспалительные свойства мяты делают ее прекрасным лекарством при болях и спазмах, таких как боли, в желудке, колики, вспучивание кишечника, изжога, несварение желудка, икота, головные боли, мигрень, тошнота и морская болезнь. (Сл.8)

Смородиновый чай - В народной медицине используют чай из плодов, листков и почек смородины черной, как мочегонное, потогонное и легкий слабительное средство. (Сл.8)

Смородиновый чай (из листков черной смородины) приятен на вкус, с ароматами свежей смородины, он хорошо влияет на весь организм, утоляет жажду, улучшает обмен веществ и функцию разных органов и систем.

Чай с малиной - при простуде помогает чай-отвар из листьев и молодых веточек малины: это тоже сильнодействующее жаропонижающее и потогонное средство. Это популярнейшее средство лечения простудных заболеваний. гипертонии, атеросклерозе; при ряде кожных заболеваний. (Сл.9)

Но есть еще такой напиток, на который я хотела бы обратить особое ваше внимание. Это чайный гриб, который очень вкусен и полезен. (Сл.10) Качественный настой такого чайного гриба, очень освежающ. Такой напиток хорошо употреблять летом, вместо обычного кваса для утоления жажды. Чайный гриб имеет очень сильные бактерицидные свойства, а именно он очень сильно задерживает рост и полностью останавливает развитие всяческих болезнетворных бактерий,  и даже существуют случаи, когда чайный гриб убивает эти самые бактерии. Благодаря этим свойствам чайного гриба им очень полезно полоскать ротовую полость при таких тяжелых заболеваниях, как ангина, острый катар дыхательных путей, десенное воспаление и воспаление языка, а также чайный гриб замечательно лечит и профилактирует всю дыхательную полость. Но стоит также помнить, что чайный гриб, а вернее его настой, имеет хоть и не очень сильное, но достаточное послабляющее действие. Полезен этот напиток страдающим гастритом с пониженной кислотностью желудочного сока.

Приложение 2

У: - Я создала вот такую памятку о чайном грибе и повешу для вас в классе, а гостям хочу раздать на память.

Вот такие полезные травы растут в нашем краю, и я думаю, что каждый член вашей семьи знает назначение многих трав и применяют их при различных заболеваниях.

У: - Пусть пока травы лежат на столах, что будем с ними делать, вы узнаете позже.

Физминутка

Человек всегда чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем. Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь на свете - радость человеческого общения". И если вас пригласили на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе.

Во время чаепития и беседа ладится, а после не заметно для себя самого становишься добрым и приветливым.

Чаепитие в России стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из путешественников заметил, что русские до того на упражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. (Сл.11).

Самовар был изобретен в 18 веке на Урале. Затем началось массовое производство самоваров, особенно в Туле. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка.

Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Если чай долго настаивать, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, от этого чай тоже портится. При большом охлаждении чая исчезает его аромат и ухудшается его вкус. Чай пьют маленькими глотками, чтобы не обжечь полость рта.

Давайте узнаем, как же заваривать чай: (Сл.12)

Для начала чайник для заварки ополаскивают кипятком. Затем, всыпав чай 4 - 5 ч. ложки, заливают горячей водой на 2/3 чайника, закрывают крышкой, прикрывают полотенцем, чтобы ароматы не испарились. Для аромата в чай добавляют измельченные травы. Черный чай настаивают 5 мин., зеленый - 8 мин. Затем в чайник доливают кипяток, оставляя 0,5 - 1 см. до крышки.

2 урок

У: - Во время того пока у нас будет завариваться чай необходимо накрыть стол к чаепитию. Как сделать это правильно? Стол накрывают скатертью. Украшением стола является самовар, его ставят слева от хозяйки дома, заварочный чайник ставят около самовара. В центре стола ставят печенье, конфеты, сушки, баранки, варенье.

Чай разливает хозяйка дома и передает чашки гостям.

У: - Давайте вспомним, как заварить ароматизированный чай.

Д: - Повторяют с первого урока. (Для начала чайник для заварки ополаскивают кипятком. Затем, всыпав чай 4 - 5 ч. ложки, заливают горячей водой на 2/3 чайника, закрывают крышкой, прикрывают полотенцем, чтобы ароматы не испарились. Для аромата в чай добавляют измельченные травы. Черный чай настаивают 5 мин., зеленый - 8 мин. Затем в чайник доливают кипяток, оставляя 0,5 - 1 см. до крышки.)

У: - Нам необходимо выбрать хозяйку дома от 5 и 6 класса, которая заварит, а потом угостит нас ароматизированным чаем. Выберите, с каким ароматом будет ваш чай из тех трав, которые лежат на ваших столах.

Прежде чем приступить к работе, нам необходимо вспомнить технику безопасности при кулинарных работах.

Д: - (Вспоминаем ТБ.)

У: - Пока наши хозяйки заваривают чай, давайте с вами накроем столы.

(заваривание чая, чаепитие, звучит музыка). (Сл.13)

ИТОГ УРОКА.

У: - Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня с урока: (Сл.14)

  • Какие сорта чая существуют?
  • Какие типы чая знаете?
  • Сколько минут заваривают чай?

Какая страна является родиной чая?

Спасибо за урок.

Литература.

  1. Учебник по технологии 5 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2004.
  2. Технология. 5 класс. Поурочные планы. Попова Г.П., 2009
  3. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности; разработки занятий, праздники, классные часы, тесты - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  4. Шепелева Т.В. Классные часы. 5 -6 классы - Волгоград: Учитель, 2006
  5. Интернет-ресурсы.

Правила техники безопасности при кулинарных работах.

  1. При пользовании электронагревательными приборами:
  2. Установи электронагревательный прибор на огнеупорную подставку.
  3. Перед работой проверь исправность соединительного шнура.
  4. Включай и выключай электроприбор сухими руками, при этом берись за корпус вилки.
  5. По окончании работы выключи электроприбор.
  6. При работе с горячей жидкостью:
  7. Наполняя емкость жидкостью, не доливай до края 4 - 5 см.
  8. Проверь качество ручек емкости
  9. Снимая крышку с горячей посуды, приподнимай ее от себя.
  10. Снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками.
  11. Не используй посуду с прогнувшим дном и сломанными ручками.
  12. При работе с ножом и приспособлениями:
  13. Передавай нож (или вилку) только ручкой вперед
  14. Не поднимай нож высоко над разделочной доской.