Урок ознакомления с окружающим миром во 2-м классе по программе "Школа XXI века" по теме "Лес – многоэтажный день"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучающие: обобщение знаний учащихся по теме, установление взаимосвязей в природе;
  • развивающие: развитие мышления, памяти, внимания, коммуникативности, интереса к предмету;
  • воспитывающие: воспитание дружеских отношений между учащимися, воспитание бережного отношения к природе.

Форма работы: групповая.

Вид урока: заочное путешествие.

Оборудование: плакат "Ярусы леса", карточки с названиями полянок: "Ягодная", "Грибная", "Солнечная", "Тенистая", карточки с анаграммами, картинки ягод, грибов, цветов, солнышка, деревьев, Лесовичка, карточки с загадками, кроссворд, аудиозапись с голосами птиц.

1. Мотивационно-вступительная часть

а) организация начала урока.

- Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.

б) введение в урок.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Дом открыт со всех сторон.
В доме тысячи колонн.
Над колоннами - шатры.
Под колоннами - ковры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (Лес)

- Конечно это лес! А что за колонны, шатры и ковры есть в нашем лесу? (деревья, кустарники, травы)

- Да, наш лес, как многоэтажный дом. (вывешивается таблица "Ярусы леса") Верхний этаж его занимают:? (деревья) Затем ниже идут:? (кустарники) Ещё ниже:? (травянистые растения) Самый нижний ярус - мхи и грибы.

в) знакомство с планом урока (табличка)

- А приглашает нас в это увлекательное путешествие по лесу весёлый Лесовичок (картинка). Мы побываем в разных уголках леса на разных полянках и попытаемся разгадать загадки Лесовичка.

2. Закрепление изученного по теме (работа в группах)

"Ягодная полянка"

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы.
Душистая малина на кустиках густых.

- На ягодной поляне мы, конечно же, будем собирать ягоды. Но собирать их надо из букв. Кто больше ягод наберёт?

рчниеак гуиколба келязнмиа
рошмока еекажви рубниска

Учащиеся разгадывают названия лесных ягод: черника, морошка, голубика, ежевика, земляника, брусника. Группам за правильный ответ даётся картинка - ягодка.

- Ребята, а какие лесные ягоды вы знаете ещё? (показ картинок на доске)

- Шагаем дальше. Следующая полянка "Грибная"

Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко.
Там твои детки сидят на запечке
Лепёшки валяют, тебя поджидают.

- Вот и пошёл тёплый дождик, а после него в лесу появляются:? (грибы) Мы на грибной полянке. А на этой полянке Лесовичок хочет загадать вам загадки о грибах. (Каждой группе даётся по две загадки на листе)

1.

Под осиной гриб тот, дети,
В ярко-красненьком берете. (Подосиновик)

2.

Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат для малых ежат. ( Лисички)

3.

Рыженький Ванёк, крепкий паренёк
Спрятался за пень, а шапка набекрень. (Рыжик)

4.

Стоит в шапке дед, дождя давно нет,
А шапка мокра, как рыбья икра,
И снизу вся в дырках. (Маслёнок)

5.

А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. (Мухомор)

6.

Стоит Лукашка - белая рубашка,
А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый)

Дети читают загадку вслух по-очереди, выходят к доске, находят картинку со своим грибом и прикрепляют её на доску.

- Ребята, а у Лесовичка опять вопрос к вам. Какой гриб попал в лукошко случайно? Почему? (Мухомор, он несъедобный гриб)

- А какие ещё вы знаете ядовитые грибы?

За правильный ответ группа получает картинку-грибок.

- А на "Цветочной полянке" Лесовичок предлагает вам поиграть. Игра на внимание.

На доске картинки дикорастущих цветов, назвать все. Дети смотрят минуту на цветы, а потом закрывают глаза. Один цветок убирается. Нужно вспомнить, какого цветка не хватает. И так каждой группе.

- За то, что вы такие внимательные и знаете названия цветов, Лесовичок дарит каждой группе по цветочку.

3. Привал (физкультминутка)

- Устали? Да, нужно сделать привал. Лесовичок спрашивает, а что вы любите в лесу делать? (ответы детей0

- Вот и мы сейчас отдохнём на "Солнечной полянке" и послушаем голоса птиц. (Звучит аудиозапись)

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем. Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться. Улыбнуться. Всем открыть глаза, проснуться!
Лесовичок привёл нас на "Тенистую полянку"

- А что помогает нам в лесу в солнечную погоду укрыться от жары ? (Деревья)

4. Проверка домашнего задания

Игра "Узнай по описанию"

От каждой группы выходит один человек и по картинке описывает дерево, не показывая и не называя его остальным.

  • 1 группа - клён,
  • 2 группа - дуб,
  • 3 группа - ель.

Все слушают описание дерева и называют его, вывешивается картинка.

Те ученики, которые готовили сообщения об этом дереве, добавляют интересные сведения о нём и читают стихотворения о деревьях.

Вопрос Лесовичка: "На какие две группы делятся все деревья?" (Лиственные и хвойные)

За хорошую работу на этом этапе группам даётся листик.

5. Контроль усвоения учебного материала

Блиц-опрос Лесовичка. (по одному вопросу каждой группе по очереди)

  1. Какое дерево считается символом России? (берёза)
  2. Какое дерево нашего края сбрасывает иголочки на зиму? (лиственница)
  3. Лист какого дерева изображён на флаге Канады? (клён)
  4. У каких деревьев листья осенью краснеют? (рябина, осина, клён)
  5. Дрова из каких деревьев самые жаркие? (дуб, берёза)
  6. Из прутьев какого дерева плетут корзины? (ива)

6. Подведение итогов работы

Кроссворд от Лесовичка "Какие бывают растения"

По горизонтали:

2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли.

5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют:

По вертикали:

1. Эти растения имеют несколько или много тонких деревянистых стеблей-стволиков.

3. Растения, у которых листья в виде иголок.

4. Эти растения имеют один главный жёсткий ствол.

7. Рефлексивно-оценочная часть

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Так как же располагаются растения в нашем лесу? (по ярусам, называют)

- Лесовичок доволен, что вы так много знаете о лесе, но хочет дать вам совет:

Чтоб лесу другом стать, тайны его узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать.
Только вместе, только дружно изучать природу нужно.
И, конечно, так тревожно, что порою мы безбожно
Не храним, что имеем, ни за что не в ответе,
Словно самую малость нам на этой планете
Жить и править осталось.

- Лес нужно любить, беречь и охранять. Сегодня мы вспомнили, сколько полезного и ценного он нам даёт. Поэтому старайтесь выполнять совет Лесовичка.

- Каким для вас был сегодня урок? Подойдите к доске и прикрепите магнитик напротив нужного слова.

  • интересным
  • увлекательным
  • познавательным
  • скучным
  • трудным

Подведение итогов работы групп, учащихся, оценки.

- А дома я предлагаю вам нарисовать ту полянку, которая вам больше понравилась. Спасибо за хорошую работу!