Цель: формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы.
Задачи:
- обучать (через опосредованные формы работы) умениям и навыкам взаимодействия с природой, с насекомыми;
- развивать мелкую моторику, умение выполнять движения без лишнего напряжения в кистях рук, способствовать укреплению мышц пальцев и ладоней;
- способствовать развитию чувства ритма, воображения, проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен;
- развивать словарный запас, связную речь, активизировать словарь («чешуйки», «хоботок», названия бабочек);
- вызвать чувство эмпатии средствами проникновения ребёнка в роль бабочки, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
- Игрушка Бабочка;
- Для тренинга: детский костюм Бабочки (крылья, ободок-усики), детские разноцветные гольфы, лёгкие шарфы (на каждого ребёнка);
- 2-3 пары детских перчаток разного цвета; ширма;
- Магнитная доска, картинки бабочек на магнитах;
- Дидактическое пособие «Гусеница» [ ];
- Для танца: костюмы бабочек (крылья и усики), сачок, бейсболка.
Предварительная работа:
- Беседы о жизни бабочек, их строении, развитии и т.д.;
- Аппликация, рисование на тему «Разные бабочки»;
- Разучивание музыкального репертуара, стихотворения «Добрый великан» Е. Серовой;
- Проведение психологических тренингов «Мы гусеницы», «Жук вверх ногами» [7, с.16,17]
Ход занятия
Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель (предлагает отгадать загадку):
Я нарядная такая - на цветок похожа я.
Я летаю, я порхаю на поляне у ручья.
(М. Вштуни, пер. с армянского Н. Козловой)
Правильно, это бабочка. И сегодня мы поговорим о бабочках. Посмотрите, какая красивая бабочка у меня (показывает игрушку-бабочку), давайте вспомним, что мы о ней знаем.
Игра «Бабочка в ладошке» (дети по очереди передают игрушку-бабочку, рассказывая всё, что знают об этих насекомых. Например, 1) бабочка – это насекомое, 2) на крыльях у неё есть чешуйки, 3) у бабочки есть хоботок, 4) она появляется из куколки, 5) питается нектаром, 6) они лучшие опылители растений, 7) бабочка похожа на цветок и так далее).
Музыкальный руководитель: давайте расскажем о бабочке с помощью музыки и наших пальчиков.
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»
сл. Н. Френкель, муз. М. Раухвегера, движения автора [1,с. 26]
- Золотые усики, (руки вверх на уровне груди, все пальцы широко расставить, быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колёсико» - глазки)
Крылья расписные, - (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями) - Хоботки точёные, (соединить большой и указательный пальцы обеих рук, остальные пальцы сжаты в кулаки. Соединёнными пальцами выполнять круговые движения)
Лапки золочёные, (ладошки обеих рук переворачивать вверх-вниз)
Крылья расписные – (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями)
Музыкальный руководитель: ребята, мы знаем, что бабочка не сразу рождается такой красивой. Предлагаю вам вспомнить историю о том, как появляется бабочка.
Эколого-психологический тренинг «Появление бабочки»
Звучит спокойная музыка, девочка-бабочка «порхает» по залу, музыкальный руководитель рассказывает историю, а дети выполняют соответствующие движения по тексту:
«Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы (дети надевают на руку гольф и изображают ползающих гусениц). Гусеницы так много едят, что увеличиваются в тысячу раз! Ребята, покажем какая выросла большая гусеница (дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего)»
Упражнение «Гусеница» [2, с.152]
(под музыку упражнения «Большие и маленькие ноги» В. Агафонникова)
Муз. руководитель продолжает рассказ: «Гусеница сбрасывает с себя кожу (дети снимают с руки гольф и берут разноцветные шарфы из лёгкой ткани) и превращается в куколку (дети накрываются шарфами), а из куколки - в прекрасную бабочку.
Танцевальная фантазия «Бабочки» [3, 47]
(на музыку О. Миньон «Мерлей»)
Музыкальный руководитель: вот так интересно рождается бабочка!
Посмотрите, какая весёлая гусеница появилась на полянке (обращает внимание детей на фланелеграф, где выложено пособие для развития чувства ритма «Гусеница»).
Ритмическая игра «Гусеница» [4, с. 31]
Музыкальный руководитель: у каждой бабочки есть своё название. Вспомните, каких бабочек вы знаете?
Словесная игра «Бабочки вокруг нас»
(дети выбирают картинку-бабочку, называют её имя и прикрепляют к магнитной доске. Например, Лимонница, Желтушка, Павлиний глаз, Крапивница, Голубянка, Адмирал)
Музыкальный руководитель: а чтобы ещё лучше запомнить названия бабочек, споём про них песню.
«Песенка Бабочки» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [5, с. 158]
Музыкальный руководитель: у бабочек тоже бывает разное настроение, как и у нас с вами. Им может быть весело, а может – грустно. Давайте попробуем передать это настроение под музыку. (Часть детей, 2-3 человека, надевают разноцветные перчатки и исполняют на ширме фантазию для рук).
Музыкальная фантазия для рук «Бабочки» [3, с. 17]
(на музыку Л. Бетховена «Весело-грустно»)
Музыкальный руководитель: а сейчас я предлагаю проверить, какие вы внимательные.
Подвижная игра «Превращение бабочки»
(По командам водящего дети меняют движения:
- «Бабочка» - бегают-летают по залу,
- «Куколка» - останавливаются и замирают,
- «Гусеница» - двигаются в полуприсяде, поставив руки на пояс. Дети, допустившие ошибку, выходят из игры).
Музыкальный руководитель: посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на «полянку», как они красиво танцуют.
Танец «Бабочки» [6]
(на музыку «Жар-птицы» В. Косма. Движения танца авторские, исполняют 4 девочки и 1 мальчик, имитирующий ловлю бабочек сачком.)
Музыкальный руководитель: Что это за мальчик? чего он не знает? (ответы детей: нельзя ловить бабочек, они погибнут…) Ребята, мы сегодня много интересного вспомнили про бабочек, в заключение нашего занятия послушаем стихотворение «Добрый великан» (читают дети)
Стихотворение «Добрый великан»
Я шагаю по лужайке -
Великан в трусах и в майке,
Сверху ясно мне видна
Вся Зеленая страна,Вот улитка - добрый гномик,
На себе таскает домик,
Вот квартирка для жука -
Дырка старого пенька.Вот стоит высотный дом -
Муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки -
В нем живут букашки.Эта малая страна
Вся кругом заселена!Если я, великан,
Захочу,
Как лихой ураган
Налечу!Все дома я могу
Разломать!
Всех жильцов на лугу
Растоптать!Если я захочу ...
Только я не хочу!
Я - добрый великан.
(Е. В. Серова)
Дети под музыку выходят из зала.
Список литературы:
- Каплунова И. Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поём. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2004, с. 26.
- Каплунова И. Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2008, с. 152.
- Каплунова И. Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор. - 2000, с. 47.
- Каплунова И. Новоскольцева И.Этот удивительный ритм. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2007, с. 31.
- Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис-пресс.- 2002. – 240 с.
- Танцевальная ритмика 5. Суворова Т. СD-диск. – СПб. – 2007, трек 16.
- Эколого-психологический тренинг. Мартынова Л. // Обруч. – 2004. - № 2, с.16-17.