Обобщение знаний о глаголе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; развивать умение распознавать спряжение глаголов; совершенствовать знания о временных формах глагола.

Ход урока

Вводная часть. Я вас приглашаю в страну Глаголию посетить дворец времен глаголов. Невидимые жители глаголи приготовили вам сюрпризы- задачки. Попасть во дворец будет совсем непросто.

Минутка чистописания. Первое препятствие: нужно перейти речку, сделав через неё мостик из букв, данных в узоре на доске (ешьёшьишь, етётит, утютатят).

= Это окончания глаголов 2 лица ед.ч., 3 лица ед. и мн.ч.= (примеры)

- По каким признакам мы различаем глаголы среди других частей речи?

- Что вы знаете о глаголе как части речи?

- Какова роль глаголов в нашей речи?

Повторение и закрепление изученного.

  1. Благополучно преодолев реку, попадаем в болото. Перешагивая по кочкам, нужно образовать от данных слов глаголы неопределённой формы. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (слова: обед, ужин, работа, победа, беседа, жёлтый напечатаны под «кочками»).
    = Читают слово, определяют часть речи, образуют глагол неопределённой формы, записывают его с комментированием.=
  2. На пути во дворец стоит сказочный лес. Здесь непременно присутствуют глаголы. Узнайте их. Я буду читать предложения, а вы запишите только глаголы. На какие вопросы отвечают глаголы?
    = Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, алеет спелая ягодка земляника. А сколько звуков услышишь в лесу! На макушке берёзы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо попискивает рябчик. Без умолку трещат кузнечики. Жужжат шмели и пчёлы.=

- На какие правила встретились орфограммы? Объясните их написания.

- Что общего у всех глаголов? ( наст.вр.)

- Выделите окончания, поставьте ударение. Как правильно написать безударное окончание глагола настоящего времени? (определить спряжение)

- Как это сделать? Определите спряжение глаголов.

- Какие из записанных глаголов передают звуки леса? (жужжат, трещат). Подберите ещё два глагола звучания. В этом вам поможет аудиозапись (диск « Звуки леса»).

Физминутка.

Мы выходим на поляну, где в дупле живёт Дятел. Он предлагает отгадать слово, которое зашифровано. (в квадрате 4/4 среди букв английского алфавита спрятано слово «сверкать»)

Это новое словарное слово, написание которого нужно запомнить.

Дятел предлагает нам игру. Запишите глагол «сверкать», далее записываете новые глаголы, которые получаются после заданий Дятла:

  • Дятел ударил по суффиксу «ть» и заменил его окончанием 3 лица мн.ч. наст.вр., получился глагол… (сверкают)
  • добавил мастер к глаголу приставку «за», получилось слово… (засверкают)
  • теперь мастер заменил окончание «ют» окончанием «и», а между суффиксом и окончанием вставил ещё суффикс «л», получился глагол… (засверкали)
  • Дятел убрал приставку, а окончание заменил таким, какое бывает у глаголов ж.р. в прош.вр., получилось слово… (сверкала)
  • мастер-умелец заменил в глаголе суффикс «а» суффиксом «ну», получился глагол… (сверкнула)

= Прочитайте глаголы, которые вы записали. Назовите другие грамматические признаки данных глаголов.=

  • Придумайте предложение по картинке, используя новое словарное слово. (гроза) ( На тёмном небе сверкают молнии)
  • Разберите его по членам предложения.
  • Перед нами дворец Времён глаголов. Через парадный вход могут войти только глаголы в неопределённой форме. Прочитайте, какие глаголы собрались у парадного входа: блестеть, гнать, зеленеет, сверкают, засверкать. Во дворце три зала, в каждом из них живёт глагол: наст., прош., буд.вр. Не все глаголы неопр.ф. могут попасть во все три зала. Какие глаголы не имеют формы наст.вр.?

= Выпишите глаголы неопр.ф., измените их по временам.=

Обобщение пройденного на уроке.

- У выхода из страны глаголи нас встречает Вопросительный знак. Это значит, нужно верно ответить на вопросы, чтобы отгадать слово, которое выпустит нас из сказочной страны.

- Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? (по неопр.ф.: «ить»-2 спр., остальные -1 спр.)

(3-я карточка-А)

- Назовите глаголы-исключения: (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, слышать, дышать, держать, гнать).

(5-я карточка –О)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам, в ед.ч. – по родам).

(6-я карточка –Л)

- Как определить род глагола в прошедшем времени? (по имени сущ., с которым он связан в предложении).

(4-я карточка – Г)

- Как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом «л» в глаголах прошедшего времени? (тот же суффикс, что и перед «ть» в неопр. ф.)

(2-я карточка –Л)

- Какие глаголы не имеют формы настоящего времени? (глаголы совершенного вида)

(1-я карточка – Г)

Домашнее задание.

Итог урока. Выставление оценок.