Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.
Цели урока:
- Развивающая: развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
- Образовательная: познакомить учащихся с сущностью разностного сравнения чисел; совершенствовать вычислительные навыки.
- Воспитательная: воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе и в паре, дружеское отношение друг к другу.
Задачи урока:
- познакомить с правилом установления, на сколько одно число отличается от другого способом вычитания из большего числа меньшего;
- сформировать умение находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс А.Л.Чекина, тетрадь для самостоятельной работы О.А.Захаровой и Е.П.Юдиной, компьютер, диск с презентацией, видеофрагмент из мультимедийного издания для детей «Путешествие во времени», конверты с геометрическими фигурами, солнце и звездочки грустные и веселые, карточки для составления пар чисел.
Основные этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методические приемы и педагогическая деятельность |
||||||||||||||||||
I этап. Организационный момент Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке и развитие умения организовать свое рабочее место. |
1. Приветствие Прозвенел
звонок веселый, 2. Организация и проверка рабочего места – Быстренько проверь, дружок, |
Проговаривают стихотворение, проверяют готовность учебных принадлежностей к уроку |
Проговаривает стихотворение вместе с детьми, эмоционально настраивая на успешный урок. |
||||||||||||||||||
II этап. Постановка темы и целей
урока Цель: подвести учащихся к постановке темы и цели урока; активизация и мотивация учащихся |
Самоопределение к учебной
деятельности – Что вы заметили на своих
столах? – Какие эти предложения по цели высказывания? – Так что же сегодня мы должны на уроке выполнить? – А для чего и где нам могут пригодиться
полученные знания? – Простой деревенский паренек с детства мечтал
летать. |
– Конверт с геометрическими фигурами Рассматривают выставку книг о космосе и космонавтах: К.И.Курбатов «Я хочу в космос»; А.Свирин и М.Ляшенко «До Земли еще далеко»; Ю.А.Гагарин «Вижу Землю»; Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине», детские энциклопедии с картинками и т.п. |
Проблемная ситуация
Презентация с анимацией Слайд 1
Расширение кругозора детей, побуждение к самообразованию. |
||||||||||||||||||
III этап. Актуализация знаний Цель: закрепить ранее полученные знания и умения. |
1. Прежде чем полететь в космос,
нужно построить ракету. Так вот в конверте
детали, из которых нужно собрать ее, но деталей
каждого вида должно быть одинаковое количество.
Так как же спланировать нам работу в парах.
– Каких геометрических фигур было меньше?
Больше? 2. Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Нам пришло звуковое письмо. Арифметический звуковой диктант Запишите число: – Назовите меньшее число. Взаимопроверка. – Запишите числа от 11 до 20, которые пропущены. |
У детей в конверте: 4 квадрата, 5 кружков
и 6 треугольников 1. Разложить фигуры на 3 группы и сосчитать их количество 2. Убрать лишние фигуры 3. Убедиться, что оставшихся фигур одинаковое количество. 4. Собрать ракету – Квадратов. Треугольников. – 1 кружок и 2треугольника. Потому что кружков было 5, т.е 4 и еще1; треугольников 6 – это 4 и 2.
Записывают в рабочей тетради: 12, 13,11, 16, 17, 19.
Самопроверка. Слайд 3 – 11 |
Коллективное составление алгоритма
работы в паре.
Работа в парах, контроль и индивидуальная помощь со стороны учителя Слайд 2
Слайд 3 Развитие слуховой памяти
Развитие аналитических способностей |
||||||||||||||||||
IV этап. Изучение нового материала Цель: познакомить учащихся с сущностью разностного сравнения чисел
Выполнение задания № 1.
Выполнение задания № 2. |
Вы успешно справились с заданиями,
поэтому я вам предлагаю занять места в ракете. На старт (обратный счет) Итак! Внимание! Взлет! И наша ракета помчалась вперед. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой земли. Космос – это
фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше
путешествие необычное, фантастическое. С чем мы
встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе
дисциплина и правильная посадка. – Послушайте внимательно и ответьте на
вопросы: «Какая по счету от Солнца наша планета
,на которой мы живем? А какая по счету планета
Сатурн?» – Только как нам найти ответы на эти вопросы, что же нам может помочь? Предлагает написать три пары чисел, которые показывают, что Маша нашла на 1 гриб больше, чем Миша.
Чем является число 1 для этих пар чисел? Каким действием можно получить число 1 из чисел каждой пары? – Каким же действием можно узнать, на сколько одно число больше другого
Читает вопрос. – Сравните полеченные пары чисел друг у друга Вывод. Ответили на вопросы, выполнили задание на планете Сатурн, пора лететь дальше. |
Слайд 4 Встают, изображают космонавтов, считают: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт
Следят за своей осанкой Слушают и смотрят фрагмент из мультимедийного издания «Путешествие во времени»
– Мы живем на планете Земля. Она 3 планета Солнечной системы. А планета Сатурн – 6 планета. Читают вопросы в учебнике на странице 56. – Учебник и задания на странице 56. Один ученик читает задание в учебнике. Заполняют таблицу парами
Составляют записи: 8 – 7 = 1 – Вычитанием Самостоятельно заполняют таблицу
8 – 6 = 2 – Вычитанием Сравнивают свои предположения с выводом в учебнике. |
Слайд 4
Слайд 5
Проблемная ситуация Работа по учебнику Работа в парах, учитель оказывает индивидуальную помощь
Самостоятельная работа Взаимопроверка Нацеливает детей на то, чтобы они запомнили вывод. |
||||||||||||||||||
Физкультминутка | Мы летим к другим планетам, Объявляем всем об этом. Весь игрушечный народ С нами просится в полет. Даже плюшевый медведь Хочет к звездам полететь И с Большой Медведицей В синем небе встретиться. |
Слайд 6. Поднимают руки Шагают и хлопают Руки на пояс и качаются с ноги на ногу |
Слайд 6. | ||||||||||||||||||
V этап. Закрепление пройденного
материала Цель: формирование умения с помощью вычитания узнавать, на сколько одно число отличается от другого. |
Внимание! Опасный участок! Наш корабль
входит в зону метеоритного дождя. Чтобы
пройти и не повредить корабль, нам нужно
выполнить задание на каждом метеорите. – А чтобы метеориты нам больше не попадались, выполните это задание письменно самостоятельно. – Ребята, сравните задания на метеоритах с
заданиями в тетради? |
Слайд 7 Открывают по одному заданию и, комментируя, выполняют его. – 15 больше 10 на 5 , потому что 15 – 10 = 5 и т.д. Еще раз повторяют вывод. Выполняют в тетради для самостоятельных работ задание №1 на с.97 – Это те же задания, только на одно задание больше. – 8 больше 17 на – Нельзя установить, т.к. 8 больше 17 не может быть. |
Слайд 7. Фронтальная работа. Самостоятельная работа в тетради, индивидуальная помощь Проблемная ситуация |
||||||||||||||||||
VI этап. Контролирующее задание Цель: проверить степень освоения нового материала |
Наше путешествие пора заканчивать, нужно возвращаться на Землю. А чтобы наше приземление было удачным, каждый из вас должен доказать, что он нашел ответы на вопросы урока и может устанавливать на сколько одно число больше или меньше другого. Вам предстоит самостоятельно выполнить задание №2. | Слайд 8 Самостоятельно выполняют задание № 2. (Определи, на сколько:
|
Слайд 8 | ||||||||||||||||||
VII этап. Итог урока. Рефлексия
деятельности Цель: результат и самооценка деятельности |
Из полета возвратились. – Расскажите по схеме, еще раз обратив внимание на тему урока. – А сейчас каждый выберет себе звездочку и отправит ее на небо (звездочки веселые, грустные, равнодушные). А я отправлю на небо самую ближайшую звезду к Земле – Солнце. |
Дети рассказывают по схеме:
Знаю (Я знаю, как установить, на сколько одно число больше или меньше другого. Я научился вычитанием определять, на сколько одно число больше или меньше другого. Я смог выполнить все задания сам (или при помощи учителя)) |