Задачи: Овладение нормами этической культуры, ориентирующей подростков на нравственные ценности; воспитание у школьников уважения, доброжелательного отношения к окружающим людям, воспитание духовности, гражданской ответственности.
«Конь вырвется, догонишь, а слово сказанное, не воротишь».
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об этике человеческих отношений. Отношений людей близких, знакомых, посторонних. Простые, казалось бы, отношения, но как бывает сложно остаться в них Человеком. Воспитанным человеком!
О воспитанности человека мы судим по его поведению. Кто-то вырастил цветы, чтобы радовать людей, защитил девушку от хулигана, помог старику донести тяжёлую сумку. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.
Какие качества присущи культурному воспитанному человеку?
Ученики: Образованность, порядочность, интеллигентность.
В культурном человеке должны сочетаться нравственные и эстетические качества. Существуют незыблемые нравственные критерии, на которых основан этикет.
Вспомним что такое этикет?
Ученик: Этикет (фр. ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся отношений между людьми (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Действительно этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Всем известны специальные словесные формулы вежливости.
Какие?
Ученики: Здравствуйте, извините, пожалуйста, будьте любезны, спасибо, и т.д.
Вспомните, как в известной повести Лагина «Старик Хоттабыч» появляется перед Волькой волшебник.
Сценка.
- Апчхи! – оглушительно чихнул неизвестный старичок и пал ниц.
- Приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!
- Вы откуда? Вы из самодеятельности?
- О нет, о, юный мой повелитель, - высокопарно ответствовал старичок, оставаясь все в том же неудобном положении и немилосердно чихая,
- Я не из неведомой мне страны Самодеятельность. Я вот из этого трижды проклятого сосуда.
Словесно выраженное приветствие сочетается здесь со старинным знаком почтения и покорности с особой этикетной позой благодарно за свое спасение джина. В общении часто используют словесные и несловесные средства одновременно.
Ученик: Первое слово, которым встречают друг друга люди,- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы – Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Эти поэтические строки Солоухина напоминают нам о старом обычае здороваться даже с незнакомыми людьми, выражая, таким образом, уважение к ним.
Какие еще существуют нормы приветствия в современном обществе?
Ученики: пожимают руки, поклон, дружеские объятия и т.д.
Ученик: Люди, встречаясь друг с другом, пожимают руки. Этот обычай возник в те времена, когда рыцари при встрече протягивали правую руку, чтобы показать, что она без оружия. Другая древнейшая форма приветствия – поклон. В Японии существует даже особый ритуал поклона: кланяются чинно, низко и с достоинством.
И у нас поклон не изжитая часть этикета.
С «доброго» утра мы начинаем свой день и заканчиваем его пожеланием «спокойной ночи». Всюду мы, приветствуем друг друга при встречи, прощаемся – при расставании. Этот древний обычай – проявление внимания, дружелюбия, пожелания здоровья, наконец, уважения между людьми.
Не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Приветствие – один из самых важных моментов общения. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формулами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться. Недаром в русских народных сказках одним из признаков дурака является то, что он путает приветствия. «Носить – не переносить, возить – не перевозить» - обращается он к участникам похоронной процессии с пожеланием, которое в старину обычно адресовалось считающим деньги. И очень важно научиться приветствовать людей так, чтобы ни кого не обидеть.
В разговорную речь, особенно среди молодёжи внедрился вульгарный жаргон: басяво, ништяк, лошня, и т.д. в каждом этом слове проявляется циничное отношение к людям, вещам, событиям.
Сценка.
В библиотеке я наблюдала такую картину, три школьника выбирали интересную книгу:
- Возьми эту: ценная вещь! Там один так даёт жару!
- Эту не бери! Лабуда!
- Вот эта – ништяк, мощавая книжка!
Наверное, очень бы удивились писатель тех книг, которые выбирали ученики. Этот язык для них показался бы странным.
Вульгарные слова – порождение вульгарных поступков и мыслей. И не трудно заранее представить себе какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице.
В каждом слове жаргона видится печать того душевного убожества, которое Герцен назвал «тупосердием».
«О тарабарщине»
Сева с жаром восклицает:
- Отпасни обед сестра,
Хавать – просто умираю,
Не рубал еще с утра!
Мы писали сочиненье
«Береги язык родной!»
Захиляли все ребята
Память что ли короткаЯ ж пошел паять цитаты
О богатстве языка.
Вспомнил Льва Толстого – сила,
Вспомнил Чехова – моща!
Ну, спасибо за шамовку
Прошвырнусь-ка до двора.
Все вы, наверное помните нищенски – убогий язык Эллочки - людоедки, высмеянный Ильфом и Петровым в незабываемых «12 стульях». В её лексиконе было 33 слова. Владимир Лифшиц писал: «Русский язык могуч и велик! Из уважения к предкам не позволяйте калечить язык Эллочкам – людоедкам!»
Жаргон, грубость, брань не украшают человека. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова небезобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.
Ученики: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово режет», «Ласковое слово и кошке приятно», «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь» и т.д.
Бестактное слово – угроза здоровью, мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Когда мы видим, что кто-то хватает булыжник и замахивается на человека, мы удерживаем хулигана за руку, отводим его в милицию, судим. Но разве также рьяно не должны мы вступаться за тех, в кого летит грубое слово – булыжник.
Врачи знают, сколько инфарктов и инсультов порождают хамство и грубость. Вспомним стихи поэта А.Я. Маркова:
Жаль, что вы не видели,
Как его обидели!
С беспокойной раной
Брел он в дождь, как пьяный,
А теперь непрошено
На могилу брошено
Столько роз и лилий!
Столько слез пролили!
Почему ж немыслимо
Дать цветы при жизни нам -
Часть бы этих лилий?
Мы б еще пожили…
А теперь посмотрим на себя. Давайте оглянемся хотя бы на вчерашний день и попробуем ответить на два вопроса: Чьи и какие слова обидели меня? Кого и какими словами обидел я? (работа на листочках)
А как вам кажется ребята: бывает так, что вроде ничего обидного в словах нет, а обидно? Или , наоборот радостно от ничего незначащих слов.
Закончить наше занятие я бы хотела тремя заветами. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и в отношениях с людьми:
- не обижай людей – придет расплата, нам счастья не сулит обида чья-то;
- ты, будешь ближними любим, и радость доброты познаешь, не пожелав другим того, чего себе не пожелаешь;
- без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, любви. Жизнь это море из благих деяний. Построй корабль и по волнам плыви.