Программа гражданско-правового воспитания "Я и закон"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: формирование гражданско-правового самосознания воспитанников с особенностями развития.

Задачи:

  • развивать и корректировать коммуникативные навыки общения ;
  • развивать правовую грамотность и культуру;
  • формировать основы нравственно-правового поведения.

Ожидаемый результат.

Социальная адаптация воспитанников с особенностями развития посредством формирования правовой грамотности в условиях специальной коррекционной школы-интерната.

Пояснительная записка

Программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» представляет курс занятий по защите прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особенностями развития.

Актуальность программы «Я и закон» состоит в том, что институт социального сиротства в современных условиях имеет тенденцию роста. Дети-сироты попадая в трудные жизненные ситуации, нуждаются не только в социально-реабилитационной помощи, но и в правовой грамотности и защищенности. Программа «Я и закон» состоит из теоретического материала в виде нормативно-правовых актов, практического материала в форме коррекционно-игровых занятий, проблемно-жизненных ситуаций. В процессе занятий воспитанники усваивают, закрепляют социально-правовые нормы поведения. Формируя интерес и потребность детей к занятиям следует учитывать тот факт, что подчеркивает Л.С. Выготский «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят». Принимая во внимание рекомендации ученых, занятия по правовой культуре мы проводим в сюжетно-игровой форме. Игровая деятельность обеспечивает:

  • активизацию развития психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • эффективное сотрудничество «воспитатель – воспитанник»;
  • развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» формирует у воспитанников правовую грамотность на основе первичных знаний о законах.

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – курс «Основы правоведения». План второго года обучения по основным кодексам Российской Федерации. Возраст воспитанников 16-18 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий один академический час.

Содержание программы включает в себя теоретический и практический материалы по отраслям права: основы правоведения, конституционного, уголовного, административного, гражданского, семейного, жилищного, трудового.

Формы работы: тематические беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы.

В проведении занятий важно соблюдать принципы: доступности, наглядности, системности, последовательности – от простого к сложному, сотрудничества, рефлексии.

Теоретической основой разработанной программы «Я и закон» являются следующие позиции:

  • создать условия для развития и коррекции ребенка-сироты, независимо от степени выраженности дефекта;
  • обязательным условием успешного усвоения программы воспитанниками является «зона ближайшего развития».

Таким образом, программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» способствует положительной адаптации воспитанников с особенностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.

Условия реализации программы «Я и закон»

Условия Выход
1. Мотивационные. Повышение у воспитанников уровня правовой грамотности и культуры.
2. Организационные. Проведение экскурсий, видеозанятий, ролевых и дидактических игр, конкурсов, викторин, встреч с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних.
3. Материально- технические. Создание игротеки, тематической видеотеки, обеспечение методической и научно-популярной литературой, использование интерактивных технологий
4. Научно-методические. Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей с применением инновационных технологий по вопросам гражданско-правового воспитания.

Тематический план (1-й год обучения)

Тема всего теория практика
1.  Что такое государство? 2 1 1
2. Человек в мире правоотношений. 2 1 1
3. Игра-аукцион. »Час суда». 1   1
4. Закон и правонарушения. 2 1 1
5. Игра«Мой выбор». 1   1
6. Юридическая ответственность. 3 1 2
7. Просмотр фильмов по теме «Юридическая ответственность» 4   4
8. Игра«Справедливые воины». 1   1
9. Конституция-основной закон государства. 2 1 1
Итого: 18 5 13

Тематический план (2-й год обучения)

Тема всего теория практика
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 3 1 2
2. Игра«Правовой практикум». 1   1
3. Что такое административное правонарушение? 3 1 2
4. Игра «Азбука правил дорожного движения».   1   1
5. Закон и семья. 2 1 1
6. Игра «На приеме у нотариуса». 2 1 1
7.  Материально-правовые основы лишения и ограничения родительских прав. 2 1 1
8. Встречи с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних. 3   3
9. Игра «Что? Где? Когда?» 1   1
Итого: 18 5 13

Список литературы:

  1. Астапов В.М., Лебединская О.И, Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог, 1995, №7.
  2. Анашина Н.Ю., Галеев Р.А., Мельченко И.В., Интеллектуальные праздники, викторины, конкурсы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 495 с.
  3. Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без. Личность в зеркале судьбы -М., Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой -М., Школа-Пресс, 2004.
  5. Выгодский Л.С.Педагогическая психология. Под редакцией В.В.Давыдова. М., 1991. - 387 с.
  6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -М., 1991.
  7. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей. «Дефектология» 1972.- № 5- С. 66-70.
  8. Евтушенко С.В. Педагогика творчества; Учебно-методическое пособие, М.: МГПИ, 2006. - 212 с.
  9. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся «Вопросы психологии» 1990, №6 - стр. 86-92.
  10. Кончаловская Н. «Дар бесценный» -М.: Издательство «Детская литература», 1965.
  11. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методического обеспечения преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3, Центр «Школьная книга», 2002, 112 с.
  12. «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений». Выпуск 2, центр «Школьная книга» М., 2005.
  13. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. Серия «Библиотека школьника».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - c. 304.