Цель: формирование гражданско-правового самосознания воспитанников с особенностями развития.
Задачи:
- развивать и корректировать коммуникативные навыки общения ;
- развивать правовую грамотность и культуру;
- формировать основы нравственно-правового поведения.
Ожидаемый результат.
Социальная адаптация воспитанников с особенностями развития посредством формирования правовой грамотности в условиях специальной коррекционной школы-интерната.
Пояснительная записка
Программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» представляет курс занятий по защите прав и интересов детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особенностями развития.
Актуальность программы «Я и закон» состоит в том, что институт социального сиротства в современных условиях имеет тенденцию роста. Дети-сироты попадая в трудные жизненные ситуации, нуждаются не только в социально-реабилитационной помощи, но и в правовой грамотности и защищенности. Программа «Я и закон» состоит из теоретического материала в виде нормативно-правовых актов, практического материала в форме коррекционно-игровых занятий, проблемно-жизненных ситуаций. В процессе занятий воспитанники усваивают, закрепляют социально-правовые нормы поведения. Формируя интерес и потребность детей к занятиям следует учитывать тот факт, что подчеркивает Л.С. Выготский «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят». Принимая во внимание рекомендации ученых, занятия по правовой культуре мы проводим в сюжетно-игровой форме. Игровая деятельность обеспечивает:
- активизацию развития психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;
- эффективное сотрудничество «воспитатель – воспитанник»;
- развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» формирует у воспитанников правовую грамотность на основе первичных знаний о законах.
Содержание программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения – курс «Основы правоведения». План второго года обучения по основным кодексам Российской Федерации. Возраст воспитанников 16-18 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий один академический час.
Содержание программы включает в себя теоретический и практический материалы по отраслям права: основы правоведения, конституционного, уголовного, административного, гражданского, семейного, жилищного, трудового.
Формы работы: тематические беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы.
В проведении занятий важно соблюдать принципы: доступности, наглядности, системности, последовательности – от простого к сложному, сотрудничества, рефлексии.
Теоретической основой разработанной программы «Я и закон» являются следующие позиции:
- создать условия для развития и коррекции ребенка-сироты, независимо от степени выраженности дефекта;
- обязательным условием успешного усвоения программы воспитанниками является «зона ближайшего развития».
Таким образом, программа гражданско-правового воспитания «Я и закон» способствует положительной адаптации воспитанников с особенностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Условия реализации программы «Я и закон»
№ | Условия | Выход |
1. | Мотивационные. | Повышение у воспитанников уровня правовой грамотности и культуры. |
2. | Организационные. | Проведение экскурсий, видеозанятий, ролевых и дидактических игр, конкурсов, викторин, встреч с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних. |
3. | Материально- технические. | Создание игротеки, тематической видеотеки, обеспечение методической и научно-популярной литературой, использование интерактивных технологий |
4. | Научно-методические. | Повышение уровня профессиональной компетенции воспитателей с применением инновационных технологий по вопросам гражданско-правового воспитания. |
Тематический план (1-й год обучения)
Тема | всего | теория | практика |
1. Что такое государство? | 2 | 1 | 1 |
2. Человек в мире правоотношений. | 2 | 1 | 1 |
3. Игра-аукцион. »Час суда». | 1 | 1 | |
4. Закон и правонарушения. | 2 | 1 | 1 |
5. Игра«Мой выбор». | 1 | 1 | |
6. Юридическая ответственность. | 3 | 1 | 2 |
7. Просмотр фильмов по теме «Юридическая ответственность» | 4 | 4 | |
8. Игра«Справедливые воины». | 1 | 1 | |
9. Конституция-основной закон государства. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 18 | 5 | 13 |
Тематический план (2-й год обучения)
Тема | всего | теория | практика |
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 3 | 1 | 2 |
2. Игра«Правовой практикум». | 1 | 1 | |
3. Что такое административное правонарушение? | 3 | 1 | 2 |
4. Игра «Азбука правил дорожного движения». | 1 | 1 | |
5. Закон и семья. | 2 | 1 | 1 |
6. Игра «На приеме у нотариуса». | 2 | 1 | 1 |
7. Материально-правовые основы лишения и ограничения родительских прав. | 2 | 1 | 1 |
8. Встречи с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних. | 3 | 3 | |
9. Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | 1 | |
Итого: | 18 | 5 | 13 |
Список литературы:
- Астапов В.М., Лебединская О.И, Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог, 1995, №7.
- Анашина Н.Ю., Галеев Р.А., Мельченко И.В., Интеллектуальные праздники, викторины, конкурсы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 495 с.
- Барсова А. Жизнь как игра по правилам и без. Личность в зеркале судьбы -М., Дрофа-Плюс, 2004. - 224 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой -М., Школа-Пресс, 2004.
- Выгодский Л.С.Педагогическая психология. Под редакцией В.В.Давыдова. М., 1991. - 387 с.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -М., 1991.
- Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей. «Дефектология» 1972.- № 5- С. 66-70.
- Евтушенко С.В. Педагогика творчества; Учебно-методическое пособие, М.: МГПИ, 2006. - 212 с.
- Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся «Вопросы психологии» 1990, №6 - стр. 86-92.
- Кончаловская Н. «Дар бесценный» -М.: Издательство «Детская литература», 1965.
- Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания и методического обеспечения преподавания курса «ОБЖ» в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3, Центр «Школьная книга», 2002, 112 с.
- «Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений». Выпуск 2, центр «Школьная книга» М., 2005.
- Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр. Серия «Библиотека школьника».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - c. 304.