Наше дошкольное учреждение – детский сад комбинированного виде №1290 –осуществляет образовательную деятельность, решая приоритетные задачи по воспитанию культуры здоровья и развитию речи дошкольников, а также по формированию нравственной, самостоятельной и активной личности, опираясь на тесное взаимодействие воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей и воспитателей по физкультуре, органично сочетая все образовательные области с учетом требований ФГТ.
2011 год в столице объявлен годом спорта и активного образа жизни. Воспитание здорового поколения серьезная работа, и эту работу мы проводим в системе по всем направлениям, связывая воедино образовательные области: силами педагогического коллектива во всех режимных моментах в игровой форме ведем пропаганду здорового образа жизни. Примером такой деятельности является в частности и коррекционная работа в логопедических группах.
Одно из направлений развития связной речи у детей с ОНР – это воспитание чувства рифмы, лежащее в основе усвоения дошкольниками стихотворной речи.
Как же научить детей с общим недоразвитием речи запоминать и воспроизводить стихи?
Этот вопрос нередко волнует многих логопедов, но, к сожалению, ни один из современных носителей информации не даёт на него ответа. А между тем, количество детей, имеющих проблемы в овладении рифмованной речью, довольно велико, что определяет актуальность затронутой темы.
Многолетний опыт работы и умение сочинять стихи позволили мне разработать алгоритм усвоения детьми системы рифм, в основе которого лежит дидактический принцип «от простого – к сложному». Если рассмотреть процесс овладения стихотворной речью как производство продукции определённого вида, то исходный материал будет представлен в виде нерифмованных фраз, а конечным результатом должны явиться выразительные, эмоционально окрашенные стихи. И тогда известные строки А.Л. Барто не будут звучать подобным образом: «Наша Таня громко плачет. Мячик упал в речку. Не плачь, Таня, мячик не утонет».
1. У детей, имеющих сложности с запоминанием стихотворений, снижена вербальная память, поэтому первый этап работы предполагает активное использование зрительного анализатора, что является вспомогательным средством для усвоения речевого материала. На этом этапе детям предлагается ряд заданий:
а) Подобрать рифму к слову, заданному логопедом, причём данный выбор следует осуществить из двух слов, обозначенных видеорядом и озвученных педагогом (предлагаемые слова первоначально значительно различаются по звуконаполняемости, а затем должны иметь схожесть). Приведём пример: ком – дом или ком – жук; кот – рот или кот – кит.
При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать нормативное произношение ребёнком используемых фонем и понимание значений слов.
б) Следующий шаг предполагает использование приёма исключения четвёртого лишнего слова, не являющегося рифмой: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.
в) Дальнейшая работа направлена на увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.
г) Следующая ступень подразумевает частичное исключение опоры на слуховой анализатор – логопед не осуществляет нормативное озвучение картинок, представленных для выбора рифмы.
2. Второй этап не предполагает использование зрительного анализатора, т.е. ребёнок должен выбрать рифмы на слух, без опоры на картинки. В рамках этого этапа с детьми также проводится игра «Прятки», в которой слово-рифма является частью исходного слова и как бы спрятано в нём: барсук – сук, кусок – сок.
3. Третий этап работы отличается от предыдущих тем, что одной из рифмуемых единиц является слог: салат – лат, комар – мар. Это выводит работу на новый уровень сложности, так как исключается смысловой аспект.
4. Следующая ступень требует от ребёнка более развитого аналитического мышления. На этой стадии обучения детям предлагаются следующие задания:
а) Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой:
«Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Но на вид красива.
Что это?» (крапива)
б) подбор рифм к словам по их толкованию: гном / слово-рифму можно услышать во время грозы /гром
в) на завершающей стадии работы следует уделить внимание фактору приоритета содержания над формой и научить детей разгадывать загадки-обманки:
«Лай раздался у окошка.
Ну, конечно, это – ... собака» (не кошка)
Такая деятельность требует не только активизации логического мышления, но и повышения уровня концентрации речевого внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе по усвоению ребенком рифмованной речи необходимо опираться на сохранные функции, постепенно исключая элементы опоры: наглядность, нормативное озвучение слов логопедом, самостоятельное озвучение слов ребенком и акцент на смысловую окрашенность речевых единиц.
Не следует забывать, что работа по усвоению рифм не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть развития связной речи у детей с ОНР. Кроме того, она должна носить системный характер и вестись параллельно с другими направлениями обучающего процесса:
- тренировкой вербальной памяти;
- становлением речевого дыхания;
- воспитанием чувства ритма на безречевой основе с последующей вербализацией;
- развитием фонематического слуха и восприятия;
- обучением звуко-слоговому анализу;
- овладением слоговым и логическим ударением;
- приведением голосовых характеристик по параметрам силы и высоты к среднему регистру звучания;
- формированием темпа речи;
- созданием мелодико-интонационной окрашенности стихов.
При осуществлении вышеперечисленных видов работы следует опираться на методики Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, А.К. Марковой, Н.М. Щетинина и на ряд технологий других авторов. Также необходимо помнить, что радиус охвата зоны воздействия на формирование навыка усвоения рифм не должен ограничиваться логопедическими занятиями.
Претворение в практику алгоритма усвоения системы рифм детьми с ОНР не замедлит сказаться на результатах: воспитанники порадуют своими успехами не только родителей и логопедов, но, в дальнейшем, и педагогов школы.
Одним из этапов работы в этом направлении стал яркий костюмированный праздник в нашем детском саду в логопедической подготовительной к школе группе для детей с диагнозом ОНР: «Эпидемия в Цветочном городе».
Декорации и костюмы: свобода выбора.
Действующие лица:
- Эпидемия (роль может быть исполнена взрослым);
- Незнайка;
- доктор Пилюлькин;
- Знайка;
- Синеглазка;
- Шпунтик;
- Смоделкин.
Цель: формировать у детей понятие «Здоровый образ жизни».
Задачи:
- закреплять знания по темам: «Спорт – это здоровье», «Волшебное полотенце», «Витамины на подоконнике», «Вода-волшебница»;
- закреплять навыки диалоговой речи;
- воспитывать культуру стихотворной речи, мимики и жестов;
- формировать эмоционально-интонационную окрашенность речи и совершенствовать темпо-ритмовые характеристики;
- развивать в детях чувство уверенности в своих силах, умение концентрировать внимание в нестандартных жизненных ситуациях.
Ход мероприятия
Первое действие
Входит Эпидемия.
Эпидемия:
Я хуже ядовитого растения,
Хоть незаметнее любого привидения.
Я всем и каждому испорчу настроение,
А откликаюсь я на имя Эпидемия.
Эпидемия идет по дороге.
Эпидемия:
В город я пойду Цветочный,
Заразить всех нужно срочно.
Чтоб с Незнайкой подружиться,
Лучше доброй притвориться.
А вот, кажется, и он сам. Мне фантастически везет.
Входит Незнайка.
Эпидемия: Здравствуй, мальчик. Как тебя зовут?
Незнайка: Здравствуйте. Меня зовут Незнайка.
Эпидемия: Незнайка, ты не покажешь мне дорогу в Цветочный город? Я иду туда, чтобы научить всех жителей, как не заболеть в эпидемию.
Незнайка: А меня вы можете научить?
Эпидемия: Конечно! Это очень просто. Нужно запомнить всего несколько правил.
Эпидемия подходит к столу. Реквизит: щетка, паста, мыло, прыгалки, муляж яблока, конфеты. Под столом корзина для мусора.
Эпидемия:
Зубы чистить прекращай,
Щетке ты скажи «Прощай!»
Руки грязные не мой
Никогда перед едой.
Незнайка:
Замечательный совет.
Приближается обед.
Я хочу здоровым быть,
Руки я не стану мыть.
Незнайка берет со стола щетку, пасту, мыло и выбрасывает в корзину для мусора.
Эпидемия:
Физкультура – это вредно.
Спорт, нагрузки ежедневно
Силы наши отнимают
И здоровье подрывают.
Незнайка:
Чтобы было все в порядке,
Делать прекращу зарядку!
Незнайка бросает в корзину прыгалки. Берет овощи, чтобы съесть.
Эпидемия:
Овощи? В них пользы нет!
И от фруктов тоже.
Знаю я один секрет,
Он тебе поможет:
Будешь больше есть конфет,
Проживешь еще сто лет.
Незнайка:
Все салаты, винегреты
Заменю я на конфеты,
Укреплю иммунитет,
Если много съем конфет.
Незнайка бросает в корзину овощи. Ест конфеты.
Вдруг Незнайка хватается сначала за зуб, потом за живот, чихает, медленно оседает на стул.
Незнайка: Ой! Что-то мне плохо! Позовите врача!
Незнайка ложится на кровать.
Второе действие
Звучит сирена скорой помощи, появляется машина, в которой врач, Знайка, Синеглазка, Самоделкин, Шпунтик. Из машины выходит врач.
Врач: Я – доктор Пилюлькин. Что случилось?
Подходит к Незнайке, ставит градусник, смотрит горло, проверяет пульс.
Врач:
Зуб болит? Болит живот?
И из носа все течет?
Колет бок и сильный кашель?
Знайка, где лекарства наши?
Из машины выходит Знайка. В руке банка с витаминами, которую он протягивает Незнайке.
Знайка:
Паста, щетка, витамины
И забудешь про ангину,
И слабеющий бронхит
Вслед за гриппом убежит!
Незнайка благодарит. Эпидемия потихоньку отходит в сторону.
Эпидемия:
Этот Знайка так умен!
Как же мне мешает он!
Из машины выходит Синеглазка. В руках у нее мыло, шампунь…
Врач:
Эту девочку из сказки
Называют Синеглазкой.
Что с собой ты принесла,
Чтоб улучшились дела?
Синеглазка:
Вот мочалка, гель и мыло.
Ничего я не забыла.
Полотенце есть для рук
Выздоравливай, мой друг!
(Обращается к Незнайке):
Соблюдешь ты гигиену –
Хворь отступит непременно!
Все отдает Незнайке. Он благодарит.
Эпидемия:
Ох! Девчонка помогла!
Да! Плохи мои дела!
Из машины выходит Самоделкин, несет гантели.
Самоделкин:
Я, умелец Самоделкин,
Прихватил свои поделки.
Я хочу тебе помочь
Стать Шварценеггером точь-в-точь.
Незнайка:
Это же для рук гантели!
Я смогу достигнуть цели:
Закаленным стать и сильным,
Гибким, ловким и мобильным.
Незнайка встает с кровати, делает упражнения с гантелями.
Эпидемия: (говорит в сторону)
Все усилия бесполезны,
Раз он взял гантели железные.
Из машины выходит Шпунтик, несет лимон.
Шпунтик:
Эй! Вы про меня забыли!
Я один в автомобиле.
Незнайка:
Это же сосед мой, Шпунтик.
Он несет какой-то фруктик.
Шпунтик:
Не какой-то, а лимон!
Пользы в нем на миллион:
С медом съешь его скорей!
Поправляйся, не болей!
Незнайка благодарит.
Эпидемия:
Мне таких не победить –
Ноги надо уносить!
Эпидемия убегает.
Незнайка:
О! Спасибо всем, друзья!
Буду слушаться вас я.
Мой девиз теперь таков:
Будь здоров! Всегда здоров!
Действующие лица выстраиваются в линию.
Хором:
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Поклон зрителям.