Внеклассное мероприятие "Юные лингвисты". 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Игра проводится между командами. В каждой группе по 5-6 человек. Жюри выставляет баллы за каждый этап.

Цель: повторить и обобщить знания о русском языке, расширить словарный запас, развить логическое мышление, воспитать чувство коллективизма, сопричастности к общему делу.

Ход мероприятия

I. Теория русского языка «Определи своё место» – 1 балл (1 мин.)

(Каждой команде выдается карточка с вопросом по теории р. яз., затем занимают места согласно ответам на вопрос.)

  1. Наука о языке (лингвистика) – 1 стол.
  2. Раздел русского языка, где изучают звуки и буквы (фонетика) – 2 стол.
  3. Наука, изучающая правильное произношение слов и постановку ударения (орфоэпия) – 3 стол.
  4. Раздел русского языка, где изучают значение слова (лексика) – 4 стол.

На столах задания для получения дополнительного балла:

Угадайте зашифрованное предложение: (1 мин.)

Шваа домакан натойдсо быдепо

(Ваша команда достойна победы)

II. Представление команд (эмблема, название, девиз) – 5 баллов (3 мин.)

III. «Угадай-ка» – 5 баллов (1 мин.)

Угадайте слово, спрятанное к данным определениям

К_ _ _ _а

(задание произносит ведущий)

  • Ягода-сухофрукт (курага)
  • Небесное тело (комета)
  • Название рыбы и города (калуга)
  • То, в чем носят пистолет (кабура)
  • Шляпка чайника или кастрюли (крышка)

IV. Синонимы, антонимы

(* задания распечатаны для каждой команды)

1. Установите соответствия между синонимами:

Безграничный Безошибочный
Безмолвный Мерзнуть
Жестокий Милосердие
Крошечный Молчаливый
Израсходовать Красивый
Правильный Бескрайний
Зябнуть Маленький
Прекрасный Истратить
Доброта Безжалостный

2. Установите соответствия между синонимами:

Скупой Баловник
Активный Несложный
Простой Энергичный
Озорник Жадный
Кружиться Существенный
Краткий Верный
Размышлять Сжатый
Надежный Думать
Значительный Вертеться

3. Установите соответствие между антонимами:

Быстро Одобрять
Загорелый Великан
Соглашаться Заболеть
Честный Здороваться
Осуждать Медленно
Выздороветь Возражать
Карлик Бледный
Находка Лживый
Прощаться Пропажа

V. Составьте как можно больше слов из слова Образование (1 мин.)

(задание для каждой команды)

VI. «Юные писатели» – 5 баллов (2-3 мин.)

(задание распечатано для каждой команды)

По данным фразеологизмам составьте связный рассказ:

  • Мал золотник, да дорог
  • Каши не сваришь
  • Маменькин сынок
  • Как снег на голову
  • Ни рыба ни мясо
  • Зубы заговаривать
  • Как свои пять пальцев
  • Ждать у моря погоды
  • Совать нос
  • Сидеть на бобах
  • Вбить в голову
  • Медвежья услуга
  • Море по колено
  • Дело в шляпе
  • Хоть кол на голове теши
  • Волчий аппетит
  • Как сыр в масле кататься

VII. Конкурс капитанов – 5 баллов (2 мин.)

(Примерные вопросы для капитанов. Задания раздаются для каждого капитана)

Конкурс капитанов.

  1. Можно ли в существительных неряха, соня, плакса, выскочка, невежа определить род и как это сделать?
  2. Собери пословицу:
    • Не спеши языком …
    • Сам пропадай …
    • С кем поведешься …
    • Труд человека кормит …

Конкурс капитанов.

  1. Перечислите по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня.
  2. Собери пословицу:
    • Глаза страшатся …
    • Хочешь много знать …
    • Ученье – свет …
    • По одежке встречают …

VIII. Отгадай ребус – 3 балла (1 мин.)

(каждая команда заранее рисует по 3 ребуса)

IX. Подведение итогов, награждение