Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами;
- формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
- продолжить работу по формированию навыка слогового чтения.
Развивающие:
- обогащать словарный запас и кругозор;
- развивать орфографическую зоркость и кругозор;
- развивать внимание к слову, правильную устную речь;
- развивать память, внимание, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать прилежание, организованность, культуру слушателя, любовь к родному языку;
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
II. Повторение пройденного.
а)
- На какие две группы делятся все звуки?
- Как произносятся гласные?
- Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? Твёрдость?
- Как произносятся согласные?
- Какую преграду встречает воздух?
- Какие согласные мы изучили?
б) Скороговорка.
Петя пилил пилой пень.
в) Чтение слов с изученными буквами. (слова записаны на доске).
повар ворона капуста руки пенал лиса трава кактус
III. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой.
- Как мычит корова? (Му-у-у)
- С каким звуком ещё не работали?
IV. Изучение нового материала.
а)
-
Выделение звука [м] из слова дом. (Слайд 1)
Соотнесение рисунка и схемы слова. -
Выделение звука [м`] из слова семь. (Слайд 2)
Соотнесение рисунка и схемы.
б) Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым.
в) Определение позиции звука в словах:
мост самовар метро карман сом самолёт мох камень медведь
г) Знакомство с буквами М, м. Местонахождение буквы М, м на «ленте памяти» и Алфавите.
– На что похожа буква М?
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Палочка и палочка,
Между ними галочка,
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М!
д) Печатание буквы М (в индивидуальных книжках).
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
е) Чтение слогов – слияний с буквой М.
(Слайд 3)
МА МУ МЕ МО МИ МЫ
ё) Чтение слов с буквой М. (с. 85)
мама строили мир метро строители Москва
- Какое слово написано с заглавной буквы? (Москва)
- Почему?
- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?
ж) Составление рассказа о Москве. «Москва – столица России».
(Слайд 4)
Вступительное слово учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле, об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.
V. Закрепление.
а) Работа по учебнику с.85.
Чтение текста «На уроке».
- Какой был урок?
- Какие слова написал Рома?
- Это самые дорогие для всех слова.
- Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква М.
б) Чтение «по цепочке» рассказа с.86.
- Назовите героев этого рассказа. (Клава и кот)
- Придумайте конец рассказа.
- А как ещё можно было бы озаглавить этот рассказ? («Умный кот».)
в) Работа со скороговоркой.
Мама мыла Милу с мылом.
- Прочитайте сначала медленно, потом быстро.
- Какой звук повторяется?
VI. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.
а) Кто больше запомнит слов со звуком [м], [м`], которые встретятся в сказке.
Чтение учителем сказки «Поэты». («Занимательное азбуковедение» с.169)
б) Игра «Доскажи словечко».
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и … (музыкант)
В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? …(мышка)
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (мыли)
VII. Итоги урока.
- С чем познакомились на уроке?
- Что нового узнали?
– Урок окончен. Спасибо за урок!