Урок обучения грамоте "Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м']"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами;
  • формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
  • продолжить работу по формированию навыка слогового чтения.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас и кругозор;
  • развивать орфографическую зоркость и кругозор;
  • развивать внимание к слову, правильную устную речь;
  • развивать память, внимание, мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать прилежание, организованность, культуру слушателя, любовь к родному языку;

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

II. Повторение пройденного.

а)

  • На какие две группы делятся все звуки?
  • Как произносятся гласные?
  • Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующего согласного? Твёрдость?
  • Как произносятся согласные?
  • Какую преграду встречает воздух?
  • Какие согласные мы изучили?

б) Скороговорка.

Петя пилил пилой пень.

в) Чтение слов с изученными буквами. (слова записаны на доске).

повар           ворона
капуста   руки
пенал   лиса
трава   кактус

III. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и новой буквой.

  • Как мычит корова? (Му-у-у)
  • С каким звуком ещё не работали?

IV. Изучение нового материала.

а)

  • Выделение звука [м] из слова дом. (Слайд 1)
    Соотнесение рисунка и схемы слова.

  • Выделение звука [м`] из слова семь. (Слайд 2)
    Соотнесение рисунка и схемы.

б) Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым.

в) Определение позиции звука в словах:

мост          самовар          метро
карман   сом   самолёт
мох   камень   медведь

г) Знакомство с буквами М, м. Местонахождение буквы М, м на «ленте памяти» и Алфавите.

– На что похожа буква М?

Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.

Палочка и палочка,
Между ними галочка,
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!

Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М!

д) Печатание буквы М (в индивидуальных книжках).

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел:
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.

е) Чтение слогов – слияний с буквой М.

(Слайд 3)

МА          МУ          МЕ
МО   МИ   МЫ

ё) Чтение слов с буквой М. (с. 85)

мама          строили          мир
метро   строители   Москва
  • Какое слово написано с заглавной буквы? (Москва)
  • Почему?
  • Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

ж) Составление рассказа о Москве. «Москва – столица России».

(Слайд 4)

Вступительное слово учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле, об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.

V. Закрепление.

а) Работа по учебнику с.85.

Чтение текста «На уроке».

  • Какой был урок?
  • Какие слова написал Рома?
  • Это самые дорогие для всех слова.
  • Найдите и прочитайте слова, в которых есть буква М.

б) Чтение «по цепочке» рассказа с.86.

  • Назовите героев этого рассказа. (Клава и кот)
  • Придумайте конец рассказа.
  • А как ещё можно было бы озаглавить этот рассказ? («Умный кот».)

в) Работа со скороговоркой.

Мама мыла Милу с мылом.

  • Прочитайте сначала медленно, потом быстро.
  • Какой звук повторяется?

VI. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

а) Кто больше запомнит слов со звуком [м], [м`], которые встретятся в сказке.

Чтение учителем сказки «Поэты». («Занимательное азбуковедение» с.169)

б) Игра «Доскажи словечко».

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)

Каждый тут в лесу талант –
И певец, и … (музыкант)

В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? …(мышка)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (мыли)

VII. Итоги урока.

  • С чем познакомились на уроке?
  • Что нового узнали?

– Урок окончен. Спасибо за урок!

Приложение.