Закон всемирного тяготения. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока:

а) Образовательные:

  • закрепление закона всемирного тяготения;
  • актуализация знаний, умений и навыков, необходимых для творческого применения знаний;
  • применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях;

б) Развивающие:

  • развитие познавательной активности и любознательности учащихся;
  • развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач;

в) Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • формирование научного мировоззрения.

Ход урока

I. Эпиграф к уроку.

«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.
Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.
Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…
Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения – гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…»
Антуан де Сент Экзюпери «Маленький принц»

II. Ознакомление учащихся с планом урока.

III. Самостоятельная работа (тестирование) в 2-х вариантах.

I вариант.

  1. Как движется тело, брошенное вертикально вверх (вниз)?
  2. Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 с (3 с)?
  3. Какой путь пройдет свободно падающее тело через 3 с (4 с)?
  4. Какой путь пройдет свободно падающее тело за пятую секунду (за седьмую)?
  5. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с (20 м/с). Чему равна максимальная высота подъёма?

IV. Изучение нового материала.

Изучение закона всемирного тяготения ведем системно-структурным подходом.

Как показывает опыт работы в процессе составления структурных схем по целой теме учащиеся приводят в систему имевшиеся у них разрозненные знания, выделяют основное, лучше осознают связь между отдельными частями темы, находят то общее, что связывает, объединяет все блоки. Одновременно учащиеся усовершенствуют и приобретают ряд навыков самостоятельной мыслительной деятельности и закрепляют навыки составления схемы.

Учащимся вполне можно доверить самостоятельное составление структурно-логических схем. Только, конечно, целесообразно начать с таких, которые не подразумевают большого объема теоретического материала. Написание схемы – это лишь одна из форм проверки материала. Как ученик помнит и в определенной степени понимает материал, проверяется путем написания схемы. Понимание и представление материала можно проверить, только выслушав устный рассказ ученика. Составление структурных схем, использование их на уроках объяснения нового материала, закрепления, обобщения и повторения

  • систематизируют знания;
  • обобщают накопленные знания;
  • формируют представление о целостном анализе текста;
  • существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий;
  • способствуют быстрому запоминанию материала;
  • дисциплинируют мышление.

У каждого ученика имеется не заполненная структурная схема на двух раскрытых страницах тетради с 7 элементами знаний. Учащиеся за определенное время заполняют те элементы, что им под силу.

Потом с помощью беседы с учащимися дополняем таблицу, оценивая наиболее полные схемы.

После составления структурной схемы учащиеся пишут текст рассказа (это главный смысл всей технологии обучения), показывая знание научной теории в целом.

Главной оценкой за урок является оценка за рассказ.

Примерная структурная схема и рассказ к ней – Приложение.

V. 3Решение качественных задач.

  1. Земля и ракета, стоящая на пусковой площадке, взаимодействуют гравитационными силами. Каково соотношение между модулями сил F1 действия Земли на ракету и F2 действия ракеты на Землю?
    1) F1>F2; 2) F1>>F2; 3) F1=F2; 4) F1<F2.
  2. Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притягиваются с силой F. Какова сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса одного 3m, масса другого m/3, а расстояние между их центрами r/2?
    1) 2F; 2) 4F; 3) 6F; 4) 12F.
  3. Что стало бы с Луной, если бы исчезло тяготение между Луной и Землёй? (Луна перестала бы быть спутником Земли, соответственно прекратило бы движение вокруг неё, затем перешла бы в сферу тяготения другой планеты.)
  4. Если расстояние между телами увеличить в 3 раза, то как изменится сила их взаимного притяжения? (Уменьшится в 9 раз.)
  5. На динамометре подвешен груз. Изменятся ли показания прибора, если его поднять на большую высоту над поверхностью Земли? (Показания прибора уменьшатся, так как сила тяжести обратно пропорциональна расстоянию от тела до поверхности Земли.)
  6. Почему сила тяжести зависит от широты местности? В каком случае сила тяжести в разных точках на поверхности Земли была бы одинаковой? Зависит ли масса тела от широты местности? (Так как Земля сплюснута у полюсов, то сила тяжести, зависящая от расстояния до центра Земли, будет разной на разных широтах. Масса тела не зависит от широты места.)
  7. Под действием какой силы изменяется направление движения искусственных спутников, запущенных в космическое пространство вокруг Земли, Марса и др.? (Под действием силы тяготения этих планет.)
  8. На все тела на Земле действует сила притяжения Солнца. Ночью эта сила складывается с силой притяжения Земли, днем — из нее вычитается. Следует ли из этого, что ночью все тела должны быть тяжелее, чем днем?
  9. Аристотель утверждал, что если на кирпич, который падает с определенной скоростью, положить сверху другой кирпич, то верхний будет давить на нижний, и поэтому два кирпича должны падать быстрее, чем один. Согласны ли вы с этим рассуждением Аристотеля? (Оба кирпича будут падать с одинаковой скоростью, поэтому дополнительного давления верхнего кирпича на нижний не будет.)
  10. Большинство спутников планет не имеют атмосферы. Почему? (Так как сила тяжести на этих спутниках мала, то молекулы газов, обладая достаточной скоростью, не могут удерживаться вблизи этих планет.)
  11. Следует ли учитывать, в каком месте на Земле проходят соревнования по прыжкам в высоту? (Да, нужно учитывать.)
  12. Представим себе, что вокруг Земли построили мост из однородного материала. Вес тела в любой части моста один и тот же. Обрушится ли мост, когда из-под него удалят все опоры? Можно ли будет им воспользоваться для практических целей? (Мост должен держаться без опор, так как все его части притягиваются к центру Земли с одинаковой силой. Однако им пользоваться нельзя, так как достаточно даже небольшой мухе сесть на какую-нибудь часть моста, как нарушится равновесие, и мост рухнет.)
  13. Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на землю, ведь она находится значительно ближе к человеку и притягивается к нему?

VI. Подведение итогов урока.

VII. Задание на дом.