Цели: формировать понятие об имени числительном; вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; проверить, как ребята научились распознавать простые и составные числительные; формировать умение применить правило о правописании мягкого знака в середине и на конце числительных; развивать устную и письменную речь учащихся; прививать интерес к данной части речи; развивать умение правильно писать и произносить имена числительные. (Слайд № 2)
Задачи.1) Обучающая.
Знать:- о числительном, как о части речи;
- синтаксической роли числительного
- об обозначении числительного одним и несколькими словами;
- различать простые и составные числительные;
- правильно применять правило, в котором говорится о написании мягкого знака на конце и в середине числительных.
2) Развивающая: развивать быстроту реакции, ассоциативность мышления, речь, зрительную память.
3) Воспитательная: воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, тексты.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, доска и мел.Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос:
- Дать определение числительному как части речи
- На какие две группы делятся числительные?
Задание выполняется с использованием мультимедийного проектора. (Слайд № 3,4)
Ребята должны определить, какие числительные являются количественными, а какие порядковыми. Класс выполняет задание, затем один человек выходит к интерактивной доске и подчёркивает количественные числительные. Весь класс его проверяет. - Какими членами предложения могут быть числительные?
- Количественное числительное в сочетании с существительным является одним членом предложения или нет?
Задание выполняется с помощью проектора. (Слайд № 5, 6, 7 ,8)
Даны предложения. Ребята устно должны доказать, что числительные могут выступать в роли любого члена предложении.
Какие числительные мы называем простыми, а какие - составными?
Цифровой диктант на тему «Простые и составные числительные». (Слайд № 9)
- Простое числительное.
- Составное числительное.
Одиннадцать, два, двадцать три, сорок пять, пятьдесят, сто пятьдесят, двести один, восемьсот, три тысячи сто, девять, девятьсот, девятьсот семьдесят.
Ответы: 1,1,22,1,22,1,2,1,1,2.
Ребята меняются тетрадями. Проверяем задание.
III. Изучение нового материала.
На экране страница с правилом. Учащиеся его читают.(Слайды №10, 11)
Выполняем упр. № 352 (у доски)
Проверяем задание с классом.
Дочитываем правило до конца. (Слайд №12)
Ученики выполняют задание, которое представлено на экране. (Слайд №13)
Задание: вставить, где нужно, мягкий знак. Когда все дети напишут упр., один человек идёт к интерактивной доске и выполняет его с комментированием.
- За лето прочитал пятнадцать книг.
- В школе пятьсот учеников.
- Напечатано восемьсот экземпляров книг.
- В продаже есть семнадцать видов обоев.
- Объём бака- шестьдесят литров.
- Выполнено двадцать заданий.
- Вспахано девятнадцать гектаров земли.
- Заработано девятьсот рублей.
- Построено пятьдесят километров дороги.
- В здании восемнадцать этажей.
Работа с текстом. (Слайд №14)
Прочитать текст, озаглавить его, доказать, что это текст, определить тему, стиль. У каждого ребенка распечатка с текстом.
Меркурий - маленькая планета. Его поперечник всего 4840 километров. По объёму он в 20 раз меньше Земли. Жар на дневной стороне Меркурия достигает 400 градусов. А на другой стороне планеты царит сильный холод. Средняя температура этого полушария достигает 70 градусов ниже нуля. Плотность атмосферы Меркурия меньше земной примерно в 330 раз. При таких условиях жизни на Меркурии может не быть. Наблюдать Меркурий трудно. Планета слишком близка к Солнцу, и её затмевают солнечные лучи.
Проверка задания.
К слову маленькая подобрать синонимы. Какие слова называем синонимами.
К словам холод, трудно, меньше, близка подобрать синонимы. Какие слова называем антонимами.
Записать числительные словами, ставя их в начальную форму (Им. пад.), надписывая количественное или порядковое; простое или составное, объясняя постановку ь.
Сделать морфологич. разбор слова сильный.
В данном параграфе нам представлено словарное слово- экземпляр.
IV. Закрепление материала:
- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?
- В каких числительных на конце слова пишем мягкий знак, а в каких нет?
- В каких числительных в середине слова пишем мягкий знак?
*(Если остаётся время.) Тетрадь на печатной основе стр. 76 упр.№ 91