Цели:
- Образовательные: обобщить сведения о металлах, их химических свойствах; рассмотреть положение алюминия в периодической таблице химических элементов, его строение атома, физические и химические свойства через работу в парах с консультантами; закрепить материал в выполнении упражнений в парах с консультантами
- Воспитательные: воспитание объективности, ответственности, умения правильно оценить работу товарища
- Развивающие: развивать чувство взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности; а так же познавательную деятельность учащихся через работу в парах с консультантами
Оборудование:
- Учебник;
- План работы;
- Задание для работы с консультантами;
- Тест с взаимопроверкой и взаимооценкой;
- Оборудование для проведения эксперимента: раствор соляной кислоты, раствор щелочи, алюминий.
План:
- Организационный момент урока:
- Ввод в урок;
- План работы на уроке.
- Что мы знаем про алюминий.
- Алюминий: физические свойства, нахождение в природе:
- Работа в парах с консультантами;
- Закрепление.
- Проверочный тест с взаимопроверкой и взаимооценкой.
- Химические свойства алюминия:
- Амфотерность алюминия. Проведение эксперимента в парах с консультантами;
- Решение химических уравнений в парах с консультантами.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент урока.
- Ввод в урок:
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный,
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …. (алюминием). - Сообщается тема урока, цели
- Знакомство с планом работы на уроке (приложение 2)
- В течение всего урока проводится работа по накоплению фишек:
«5» – не менее 5 фишек;
«4» – 3-4 фишки.
II. Устный журнал «Что мы знаем про алюминий».
1. Сообщение учителя (приложение 1):
- Алюминий – это еще один «лидер» среди всех элементов Земли. Алюминия в земной коре почти 8%, его опережают по распространенности только кислород и кремний.
- Название алюминия происходит от латинского слова «алюмен» – квасцы. Эту соль люди задолго до нашей эры начали использовать, сначала в качестве протравы при крашении тканей, а потом и в медицине как кровоостанавливающее средство. Однако получить этот металл удалось сравнительно недавно, меньше 200 лет назад.
- Первым металлический алюминий выделил в 1825 году датский физик Ханс Кристиан Эрстет, пропустив газообразный хлор через слой раскаленного оксида алюминия, смешанного с углем. Чтобы восстановить металлический алюминий, Эрстеду понадобилось обработать хлорид алюминия амальгамой калия (жидким сплавом калия со ртутью).
- Через 2 года немецкий химик Фридрих Велер усовершенствовал метод получения алюминия, заменив амальгаму калия чистым металлическим калием.
- Понадобилось еще 30 лет, чтобы появился электролитический способ получения алюминия. Его разработали независимо друг от друга немецкий химик Роберт Вильгельм Бунзен и французский ученый Анри Этьенн Сент-Клер Девилль.
- На Парижской Всемирной выставке 1855 года уже демонстрировался большой слиток страшно дорогого алюминия – «серебра из глины», полученный электролизом расплава смеси хлорида алюминия и хлорида натрия.
- Однако в массовом масштабе получать алюминий стало возможным после 1886 года, благодаря усилиям молодого американца Чарльза Мартина Холла и французского химика Поля Эру.
- Один из немногих энтузиастов использования серебристого металла Наполеон III (племянник Наполеона Бонапарта) задумал было снабдить солдат французской армии нагрудниками и касками из алюминия. Лаборатории Сент-Клер Девилля были выделены немалые средства, но металл был еще таким дорогим, что каски достались только солдатам личной охраны принца.
2. Устная работа с учащимися. За правильные ответы выдаются фишки.
Вопросы:
- Положение алюминия в периодической таблице химических элементов (порядковый номер, номер периода, номер ряда, группа и подгруппа).
- Состав атома, ядра атома (зарисовать на доске).
- Степени окисления алюминия: на доске заполнить схему Al —> Al.
- Определить степени окисления элементов в следующих соединениях (приложение 2; задание 1 для работы с консультантами).
III. Работа в парах с консультантами.
1. Используя материал учебника, выполнить задание 2 в карточке (приложение 2). Используя материал учебника, выполнить задание 3 в карточке (приложение 2).
2. Закрепление изученного материала в виде игры с фишками.
Вопросы:
- Порядковый номер;
- Номер и вид периода;
- Группа и подгруппа;
- Номер и вид ряда;
- Степень окисления;
- Формула высшего оксида;
- Количество валентных электронов;
- Заряд ядра;
- Количество энергетических уровней;
- Химическая связь;
- Агрегатное состояние;
- Кристаллическая решетка;
- Температура плавления;
- Плотность;
- Химическая формула гидроксида;
- Нахождение в природе.
IV. Проверочный тест на 2 варианта.
(приложение 2)
Время выполнения не более 5 минут.
Взаимопроверка и взаимооценка.
Критерии оценивания (на доске).
V. Химические свойства алюминия.
- Выявление свойств алюминия, общих с другими металлами:
- Страница 128 в учебнике (схема), устно.
- Вывод.
- Особенности в химических свойствах алюминия:
- Проведение лабораторного опыта: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и со щелочью. Оформление проведенного опыта, формулирование вывода об амфотерности алюминия.
- Работа учащихся в парах с консультантами с рабочим листком (приложение 2), все уравнения проверяются у учителя – задание 4.
- Для тех пар учащихся, которые успели выполнить работу раньше, оставшееся время на выполнение домашнего задания.
VI. Домашнее задание.
- Для консультантов (по желанию) – стр. 130 вопрос 5.
- Для подшефных – на доске: