Аннотация к уроку
Заключительный урок по теме «Графический редактор Paint» в 5 классе (информатика в 5 классе изучается как пропедевтический курс).
На уроке используется технология проектной деятельности. Ученикам предлагается графическая модель плана пришкольной территории, на которой надо расставить дорожные знаки. На уроке есть возможность выбора средств и форм работы, проявить свои творческие способности, пофантазировать.
Роль учителя сводится к рассказу об информационных графических моделях, напоминанию назначения дорожных знаков и алгоритма выполнения задания.
Урок проблемно-ориентирован и направлен на поиск наиболее эффективного и целесообразного расположения дорожных знаков на плане вокруг школы.
Ученики самостоятельно выполняют задание, в конце урока представляют свою работу, рассказывают о трудностях, которые у них возникли и обосновывают установку того или иного знака.
Графический редактор Paint изучается, не только для того, чтобы создать рисунок, но и для того, чтобы увидеть его практическое применение в реальной жизни.
Урок сопровождается презентацией (приложение).
Методическая разработка урока
Тема урока «Моделирование размещения дорожных знаков на плане пришкольной территории в графическом редакторе Paint»
Тип урока: закрепление полученных знаний на практике.
Технология урока: проектная деятельность.
Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация к уроку и раздаточный материал с алгоритмом выполнения работы.
Цели урока:
- развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению;
- формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- напоминание правил поведения на улице по дороге в школу и домой.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с одним из видов компьютерного моделирования;
- закрепить навыки работы с графическим редактором Paint и с операциями работы с файлами (копировать в файл и вставить из файла);
- вспомнить назначение дорожных знаков.
Развивающие:
- развить познавательный интерес и творческую активность учащихся;
- сформировать умение сопоставлять и анализировать;
- сформировать навыки самостоятельного подхода к решению проблемы;
- научить представлять результаты своего труда и анализировать результаты своих товарищей.
Воспитательные:
- воспитать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность;
- воспитать добросовестное отношение к работе;
- воспитать художественный и эстетический вкус;
- воспитать культуру поведения на дорогах.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.);
- Постановка темы и цели урока (1 мин.);
- Повторение назначения дорожных знаков (5 мин.);
- Общие сведения о графических моделях (5 мин.);
- Алгоритм выполнения проектной работы(5 мин.);
- Практическая работа над проектом по расстановке дорожных знаков на плане пришкольной территории (20 мин.);
- Рефлексия. Подведение итогов урока – представление проекта (8 мин.)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы и цели урока
Сегодня на заключительном уроке по теме «Графический редактор Paint», необходимо будет на графической модели плана пришкольной территории расставить дорожные знаки, учитывая ваши собственные пожелания и наблюдения за тем, что происходит на дорогах вокруг школы.
III. Повторение назначения дорожных знаков
Какие дорожные знаки можно поставить около школы и что они означают?
IV. Общая информация о графических информационных моделях
Каждому приходилось слышать слово «модель». Сначала в детстве были простые модели – игрушки, отражающие форму и цвет реального предмета. По этим моделям ребенок узнавал окружающий мир.
В нашем городе Санкт-Петербурге есть железнодорожный музей в нем представлена действующая модель железной дороги с поездами, путями, стрелками, светофорами, тоннелями, мостами. Прежде чем создать новый автомобиль или самолет сначала создают модели этих объектов и производят их испытание. Такие модели называются натуральными.
– Какие вы еще знаете натуральные модели?
Вы все ездите в метро и видели схему метрополитена или в электропоездах – схему движения электропоезда. Чтобы построить новый микрорайон города сначала рисуют план, а затем создают натуральную модель микрорайона с домами, улицами, деревьями, дорожными знаками. Схемы и планы – называются графической моделью.
Модель – упрощенное подобие реального бъекта.
Модели бывают натуральные и информационные.
Карты, схемы, планы – это графические информационные модели.
На плане местности все реальные объекты изображаются при помощи условных обозначений. (Далее идет разговор о том, что мы видим на плане местности вокруг школы и что как обозначается).
V. Алгоритм выполнения проектной работы
Объяснение сопровождается демонстрацией выполнения задания через проектор.
- Загрузить графический редактор Paint.
- Выполнить: Вид, масштаб, другой, 800%. Вид, масштаб, показать сетку.
- Самостоятельно нарисовать 4 любых дорожных знака, разделив экран на 4 части. В каждой части изобразить 1 дорожный знак. Всего будет 4 дрожных знака. Можно нарисовать светофор, если Вы хотите, чтобы его где-то установили на подходе к школе.
- Инструментом выделения без фона – выделить дорожный знак и выполнить: Правка – копировать в файл. Дорожный знак сохранить в папке вашего класса под именем «Название знака», например «Пешеходный переход»
- Так проделать со всеми знаками, которые вы нарисуете.
- Открыть заготовку плана микрорайона из файла «план» в вашей папке и поочередно вставлить из созданных вами файлов дорожные знаки и передвинуть их в нужное место плана: Правка – вставить из файла.
- После того как дорожные знаки будут расставлены подозвать учителя, сохранить работу в своей папке под именем, например, «Петров 5-а».
VI. Практическая работа над проектом по созданию и расстановке дорожных знаков на плане пришкольной территории
Ученики работают за компьютерами по предложенному алгоритму (в распечатанном виде у всех – алгоритм выполнения задания, на доске через проектор – дорожные знаки и их назначение).
Для тех, кто быстро выполнит задание, предлагается нарисовать зеленые насаждения и раместить их на плане пришкольного участка, используя те же приемы работы, что и с дорожными знаками.
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока – представление проектов
Выполненные работы демонстрируются через проектор на весь класс и ученики объясняют, почему они поставили дорожные знаки в том или ином месте и о затруднениях, которые у них возникли при выполнении задания.
Учащиеся анализируют работы своих товарищей. Осуществляется выставление оценок учениками и учителем.
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
На уроке используется как основная – технология проектной деятельности, но так же присутствует и лекционный материал.
Используются формы работы: работа по алгоритму и индивидуальная работа за компьютером.
Все ученики обеспечены раздаточным материалом в бумажном виде (алгоритм выполнения работы). Через проектор отображается плакат с назначением дорожных знаков.
Урок сопровождается демонстрацией презентации, на которой представлен иллюстративный материал.
Перед проведением урока ученики должны уметь работать в графическом редакторе Paint: создавать рисунки и сохранять их в файле, копировать и премещать фрагменты рисунка, изменять их размеры.
Итоги урока
Все ученики успешно справляются с выполнением проекта, и это доставляет им большое удовольствие, по-разному устанавливают дорожные знаки около школы, но все против того, чтобы около школы и стадиона была стоянка автомобилей.
Все ученики используют знаки «пешеходный переход» или «осторожно дети» на главных улицах микрорайона.
Урок три года проводится в гимназии №441 и ученики получают только положительные оценки.
Урок разработан полностью учителем Смирновой Т.М., из учебника Н.В. Макаровой взята только идея плана пришкольной территории.