Цели урока: повторить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих уроках по теме: “Рынок труда и занятость населения России”; сформировать понятие “трудовые ресурсы”, рассмотреть факторы, определяющие качества современных работников в условиях рынка, воспитать ценностное отношение к способам повышения уровня образования и профессиональной подготовки.
Тип урока: повторно-обобщающий с элементами деловой игры.
Оборудование: политико-административная карта России; ножницы, красный и желтый карандаши, клей по числу участников; шаблоны формочек печенья и состав продуктов, входящие в изделие (изготавливаются организатором игры заранее); бланки анкет для учеников, ставших на биржу труда; призы для победителей; таблица “Результаты изготовления печень” (рисуется на доске до начала игры).
Ход урока
1. Организационная часть:
а) тема, цели и задачи урока;
б) план проведения урока.
2. Основная часть:
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме: “Рынок труда и занятость населения России”.
Пройдет семь месяцев и вам необходимо будет принять решение и дать ответ на такие вопросы как: “Где вы будете дальше обучаться? Какой вид профессиональной деятельности осваивать? Останетесь ли вы в школе или будете получать новые знания и умения в других учебных заведениях, подготавливая себя к профессиональной деятельности? Или уже будете предлагать свои услуги на рынке труда?
Выбор профессии одна из нелегких задач.
Работа хороша,
Когда в ней
Ум, сила и душа.
(Народная мудрость.)
Вопросы и задания:
а) Что такое рынок труда?
(Это соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее
предложения (со стороны трудоспособного населения).)
б) Как на рынке труда по-другому называется трудоспособное население?
(Трудовые ресурсы.)
в) Что такое трудовые ресурсы?
(Население способное работать в народном хозяйстве.)
г) Какой возраст населения считается трудоспособным?
(Мужчины в возрасте от 16 до 59 лет, а женщины от 16 до 54 лет.)
д) Кто называется экономически активным населением?
(Занятое население (работающие в народном хозяйстве) и безработные (активно
ищущие работу и готовых к труду).)
е) Как определяется цена рабочей силы?
(Соотношением спроса и предложения.)
ж) Если цена рабочей силы низкая, то возникает дефицит работников. Что такое
дефицит работников?
(Спрос выше предложения.)
з) А если наоборот, предложение выше спроса, то, что возникает?
(Безработица.)
и) От чего зависит безработица в России?
(Во-первых, от демографической ситуации и, во-вторых, от структуры
хозяйства.)
к) Поему районы с высоким естественным приростом населения имеют и высокий
уровень безработицы?
(Главная причина в том, что каждый год большие контингенты молодежи входят в
трудоспособный возраст (а “выходят” из него на пенсию гораздо меньшее число
людей). Народное хозяйство этих районов, как правило, не очень развито: больший
удельный вес занимает сельское хозяйство, уровень урбанизированности ниже
среднероссийского. Поэтому скорость создания новых рабочих мест меньше, чем
скорость роста трудоспособного населения.)
л) Перечислите и покажите на карте районы с высоким естественным приростом и
высоким уровнем безработицы.
( Северо-Кавказский район (Республики Дагестан, Ингушетия,
Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская).
На примере деловой игры мы рассмотрим факторы, определяющие качества работников и требования которые предъявляются к работнику в условиях рынка.
Деловая игра.
Введение в игровую ситуацию: все ученики класса играют роль наемных рабочих, учитель выступает в роли организатора производства.
Учитель в роли предпринимателя создает кондитерский цех по выпечке печенья. Затем раздаются шаблоны формочек печенья и продуктов, из которых изготавливаются изделия. Ученики в роли наемных рабочих должны в результате работы получить как можно больше вырезанных, аккуратно разукрашенных печений с приклеенным шаблоном на обороте, который определяет состав продуктов, из которых изготовлено изделие.
1-й Этап.
Каждый ученик строго индивидуально в течение 5 минут изготавливает печенье. Для ускорения процесса изготовления, повышения заинтересованности в “производстве” объявляется приз за наибольшее количество качественно изготовленных изделий.
По истечении отведенного времени определяют победителя и награждают его.
Итоги этого этапа заносятся в таблицу.
Этапы производства | Число изготовленных изделий | Число качественно изготовленных изделий |
1-й Этап | ||
2-й Этап |
2-й Этап.
Если ученик уложился в отведенное на производство время, то следует переходить к более сложному приему, главное отличие которого состоит в том, чтобы “обучить” рабочих разделению труда: один ученик вырезает формы изделия, второй и третий разукрашивают сердцевину и основу изделия, четвертый приклеивает состав продуктов, из которых изготавливаются изделия. Класс делится на равные группы. Те ученики, у которых была на первом этапе самая низкая производительность труда, не принимают участие во втором этапе, а “встают” на биржу труда и заполняют заранее приготовленные организатором игры анкету.
Интенсивность игровых действий обеспечивается наличием призов для работающих с максимальной эффективностью. Как и на первом этапе, производственные показатели предприятия записываются в таблицу.
Подведение итогов.
На втором этапе должно произойти повышение, как количества, так и качества произведенной продукции.
Обсуждение результатов.
Вопросы для обсуждения | Правильные ответы учащихся |
1. Какими свойствами обладали рабочие на 1 этапе игры? | Они были способны к труду, т.е. имели силы, здоровье и желание работать. |
2. Какие качественные изменения в труде произошли на 2 этапе? | Работники приобрели навыки необходимые в труде. |
3. Как изменилось качество и количество производимой продукции на втором этапе? | Увеличился выпуск качественной продукции. |
4. Какими качествами должны обладать люди, чтобы активно и эффективно трудиться на производстве? | Люди должны иметь способность к труду (силы и здоровье), находиться в трудоспособном возрасте, а также обладать определенными знаниями и умениями. |
5. Что на ваш взгляд, лучше: жить на пособие по безработице или заниматься непристижной работой? Где же выход? | Современный работник должен уметь приобретать новые знания и умения, т.е. заниматься самообразованием. А лучший способ – это стараться самому овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды занятий. |
Домашнее задание: Ответить на вопросы теста.
Ответив на следующие вопросы, вы можете определить, какой тип профессий предпочитаете. Нравится ли вам занятие, о котором говорится в левой части вопроса (колонка А), или нет? Долго раздумывать не надо, лучше полагаться на первое непосредственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится, поставьте в нужной клетке таблицы № 1 знак “+”. Если определенно нравится – “++”, очень нравится – “+++”. Если скорее не нравится, чем нравится – “–”, если определенно не нравится – “– –”, очень не нравится – “– – –”.
Так же надо поступить и со второй половиной вопроса (колонка Б). Не забудьте, что одну из половин нужно обязательно предпочесть. Затем подсчитайте в каждом столбце таблицы суммы плюсов и минусов. Наибольшая сумма укажет на предпочтительную для вас группу профессий.
А | Б |
1. Ухаживать за животными. | Обслуживать машины, приборы. |
2. Лечить больных. | Работать на компьютере. |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов. | Следить за состоянием, развитием растений. |
4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл). | Рекламировать, продавать товары. |
5. Обсуждать научно– популярные передачи, статьи. | Обсуждать спектакли, фильмы, концерты. |
6. Выращивать животных. | Помогать товарищам в учебе, в игре. |
7. Настраивать и играть на музыкальном инструменте. | Управлять машиной. |
8. Давать людям информацию (на экскурсии, в походе). | Рисовать газеты, оформлять выставки, участвовать в подготовке концертов. |
9. Ремонтировать вещи, изделия. | Искать и исправлять ошибки в текстах |
10. Купать, расчесывать и ухаживать за своим питомцем. | Выполнять вычисления и расчеты. |
11. Подкармливать, пересаживать и ухаживать за растениями. | Играть в конструктор, собирать “ЛЕГО”. |
12. Разбирать споры между сверстниками, убеждать, разъяснять. | Чертить чертежи, схемы. |
13. Наблюдать за работой художественной самодеятельности. | Рассматривать клетки в микроскоп. |
14. Покупать с родителями бытовые электроприборы (блендер, шуруповерт и др.), интересоваться их применением. | Оказывать людям медицинскую помощь. |
15. Составлять таблицы с определенной информацией. | Художественно описывать события. |
16. Сушить гербарии и делать экибану. | Покупать лекарства и интересоваться их применением. |
17. Красить стены, расписывать изделия, рисовать. | Устранять простые неполадки в технике, помогать отцу, ремонтировать машину. |
18. Организовывать чаепития, приглашать гостей. | Участвовать в концертах, других различных мероприятиях. |
19. Участвовать в сборке новой мебели. | Наносить на карты названия географических объектов, послойную окраску. |
20. Смотреть телепередачи и фильмы о природе. | Печатать на клавиатуре компьютера. |
Таблица № 1.
Природа | Техника | Человек | Знаковая система | Художественный образ | |||||
1А | 1Б | 2А | 2Б | 3А | |||||
3Б | 4А | 4Б | 5А | 5Б | |||||
6А | 6Б | 7А | |||||||
7Б | 8А | 8Б | |||||||
9А | 9Б | ||||||||
10А | 10Б | ||||||||
11А | 11Б | 12А | 12Б | 13А | |||||
13Б | 14А | 14Б | 15А | 15Б | |||||
16А | 16Б | 17А | |||||||
17Б | 18А | 18Б | |||||||
19А | 19Б | ||||||||
20А | 20Б |
Известный психолог Е.А.Климов разделил все профессии на пять групп:
- “Человек-Природа” (биолог, ветеринар, агроном, эколог, геолог).
- “Человек-Техника” (слесарь, механик, сварщик, водитель, швея).
- “Человек-Человек” (педагог, медсестра, менеджер, экскурсовод, журналист).
- “Человек-Знаковая система” (математик, физик, кассир, бухгалтер, банкир).
- “Человек-Художественный образ” (ювелир, фотограф, художник, артист, визажист, дизайнер, модельер).
Берись за то, к чему ты сроднен,
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.
И.А.КрыловАнкета
Биржы труда
Ф.И.О._______________________________________________________________
Возраст (дата и год рождения)___________________________________________
Ваши увлечения_______________________________________________________
Какие профессии вам нравятся__________________________________________
Где думаете продолжить учебу после 9-го класса___________________________
_____________________________________________________________________
Специалистом, какой профессии хотите стать______________________________
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать специалист выбранной вами профессии_______________________________________________________
Какими качествами обладаете вы________________________________________
Как вы думаете, какой доход должен быть у специалиста выбранной вами специальности________________________________________________________
Если бы у вас был миллион рублей, что бы вы сделали?
а) истратили бы на себя
б) отдали бы маме
в) вложили бы в дело
Где вы хотели бы работать, будучи специалистом своего дела?
а) в торговле
б) в науке или образовании
в) заниматься бизнесом
Как вы любите проводить свое свободное время?
а) в одиночестве
б) в кругу семьи
в) посещая различные секции и кружки
Если вы набрали все ответы на последние вопросы с буквой в), то у вас есть шансы стать деловым человеком, если не набрали, то не расстраивайтесь и попробуйте по своим биологическим признакам получить небольшую характеристику. Проведите несложный экспресс-анализ.
А. Соедините ладоши и между друг другом переплетите пальцы обеих рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.__________________
Б. Сверните в трубочку тетрадь и посмотрите в трубочку двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз (П) или левый (Л)? Запишите результат._______
В. Станьте в “позу Наполеона”, скрестив руки на груди. (Если не поняли, то спросите у учителя). Какая рука оказалась сверху. Запишите результат.________
Г. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”, Какая рука сверху? Запишите результат._______
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. Строг, практичен, прямолинеен.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительностью, но надежный друг и старательный работник.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречаются довольно редко.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность сочетается с решительностью, приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуальностью, упорством и некоторой замкнутостью.