Задачи:
- Закрепить навыки различия и чёткого произношения звуков [с] и [с'].
- Учить контролировать свое произношение.
- Развивать навыки фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, творческое мышление; мелкую и общую моторику через разные виды деятельности.
- Воспитывать в детях чувство доброты, честности, сопереживания, взаимовыручки к окружающим; любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- презентация,
- карта,
- «волшебная Фея»,
- разрезные карточки,
- фломастеры, бумага,
- карточки,
- воздушные шары,
- болото с кочками,
- дерево,
- магнитофон,
- медали,
- классная доска.
Предварительная работа:
- разучивание кинезиологических упражнений;
- работа над правильным произношением звуков (С, С');
- разучивание движений и слов к песне «Зверобика»;
- составление предложений по схемам.
(Слайд 2)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Доброе утро, ребята! Давайте возьмемся за руки, подарим друг другу улыбку. Я очень рада вас всех видеть, и думаю, что ваше хорошее настроение будет помогать нам в работе.
2. Сообщение темы занятия
– Послушайте меня внимательно и скажите, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Стройные, спокойные, спортивные.
– С какого звука начинаются все эти
слова?
– Что вы знаете о звуке (С)?
а) Артикуляция: язык упирается в нижние зубки, губы в улыбке, по серединке языка проходит холодная воздушная струя.
б) Характеристика: согласный, глухой, твердый (обозначается, синим кружком). А есть ли у него братик? (Дети дают характеристику звука [с,]). . (3 Слайд ) в) Релаксационная пауза.
– Ребята, представьте, что мы с вами очутились в лесу на полянке. Закройте глаза, расслабьтесь, и внимательно послушайте.
Дети слушают музыку, как завывает ветер. Затем открывают глаза и видят, что на воздушных шариках к ним прилетели ЗВУКОВИЧКИ.
Звуковички рассказывают историю детям, как они отправились в путешествие. В дороге испортилась погода, подул сильный ветер и ЗВУКОВИЧКИ заблудились. Логопед предлагает детям помочь, помощь найти страну «ЗВУКЛЯНДИЮ», в которой ЗВУКОВИЧКИ живут и сообщает детям, что всё время с ними будет волшебная ФЕЯ, которая будет помогать им. Дети соглашаются.
– Как нужно вести себя в пути? Можно ли разорять гнезда, муравейники, ломать деревья? А друга оставлять в беде? Я вижу, что вы готовы отправиться в путь и помочь нашим друзьям (Слайд 4)
3. Дети рассматривают карту по которой отправляются в путь
а) Станция «Сказочная»
(Слайд 5)
б) Станция «Распутай паутину»
Логопед обращает внимание детей, что в паутину попала оса. Он предлагает детям распутать паутину и освободить осу.
1. Колечко. (Ребенок поочередно
перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо.)
2. Кулак – ребро – ладонь.
3. Зеркальное рисование. Дети на рабочих
столах начинают рисовать одновременно обеими
руками зеркально– симметричную букву С.
4. Ухо – нос. Даю детям задание: «Левой
рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой –
за противоположное ухо. Одновременно отпустите
ухо и нос, хлопните в ладоши поменяйте положение
рук с точностью до наоборот».
5. Горизонтальная восьмерка. Дети
одновременно с глазами следят за движением
пальцев по траектории горизонтальной восьмерки
хорошо выдвинутым изо рта языком.
6. Восьмерки локтями. Прошу ребят встать,
развести ноги в стороны, слегка согнуть ноги в
коленях. Провести половину восьмерки правым
локтем. Глаза должны следить за движениями локтя.
Сместить центр восьмерки назад, отодвигая торс, в
сторону. Проделать то же с левой стороной.
Логопед благодарит детей за то, что они освободили осу. Оса летит, показывая детям их дальнейший путь, а дети следят за ней, пробегая взором по стрелкам, показывающим направление.
(6 Слайд)
в) Тренажер «Видеоазимут»
(7 Слайд)
г) Станция «Садовая»
Дети в саду собирают яблоки. Сначала они собирают яблоки на которых изображены предметы со звуком (с,), а затем со звуком (с).
(8 Слайд)
Дети рассматривают карту и узнают дальнейший маршрут.
(9 Слайд)
д) Станция «Собери картинку»
Логопед предлагает собрать детям разрезные картинки, а затем определить, какая картинка лишняя и почему.
СОБАКА |
СОВА |
СЛОН |
УТЁНОК |
Дети называют «4 лишнее слово» – утёнок. – Почему?
(10 Слайд)
Дети рассматривают карту и узнают дальнейший маршрут.
(11 Слайд)
е) станция «Отгадайте, кто изображен»
Задание на развитие зрительного внимания, профилактика нарушений письменной речи.
Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки с наложенными изображениями, и сказать, кто изображен.
Дети называют изображённые предметы: кота, цаплю, змею.
Логопед просит подобрать к этим предметам слова признаки, которые начинаются на звук (с) или (с,). – Смешная, симпатичная, спортивная, страшная, стойкая, стройная, строгая, сильная и т.д. . (12 Слайд)
ё) Станция «Спортивная»
Дети под музыку «Зверобика» в движениях изображают героев, которых нашли в картинке с наложенными изображениями.
1. Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Её движенья можно повторить.
1, 2, 3 – ну-ка повтори! (2 раза)
3, 4, 5 – повтори опять! (2 раза)
Очень хорошо.
(13 Слайд)
Дети рассматривают карту и узнают дальнейший маршрут.
(14 Слайд)
ж) Станция «Болото»
– Логопед предлагает внимательно посмотреть, что же находится около болота и составить предложения по схемам.
– По траве бежит собака.
– Под большим деревом сидит сова.
– В болоте плавает большая рыба.
(15 Слайд)
з) Логоритмика
Музыка из песни «Улыбка». Дети шагают под музыку с высоким подниманием колен.
Логопед предлагает детям рассмотреть болото и найти «кочки» с правильно изображёнными буквами С. Дети находят буквы правильного изображения, и добираются под звуки песни «Улыбка» до страны «Звукляндия».
и) Страна «Звукляндия»
Звуковички благодарят ребят за помощь и просят ребят выполнить последнее задание. Трое детей делают звукобуквенный анализ слов: Сеня, Соня и Сима. Остальные составляют схему предложения: Сима на сок.
(16 Слайд)
Дети проверяют, правильно ли они выполнили задание.
(17 Слайд)
Звуковички награждают детей медалями с надписью: самостоятельным, смелым, спортивным, сильным.
4. Итог занятия
– Ребята, вам понравилось занятие? А что именно?
Где возникли трудности? – Что помогло справиться
со всеми трудностями?
– А теперь давайте соединим наши руки так, чтобы
получился «цветок дружбы». Почувствуйте тепло
ваших рук. Пусть и жители страны «Звукляндия»
получат частичку нашей дружбы, чтобы всем здесь
всегда было тепло и уютно.
(18 Слайд)