Особенности постановки детской оперы в школе

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Введение

Традиционно практическая работа со школьным хором сводится к изучению различных по жанру и содержанию песен. Основой репертуарной политики учителя музыки и педагога – хормейстера, составляют те направления, которые включены в содержание музыкального образования.

Подбирая песенный материал студентам-практикантам музыкально-педагогического колледжа для работы со школьным хором, я нашла в библиотеке клавир детской оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» и решила использовать эту оперу в школе. Трудность заключалась в том, что нигде ранее в методической литературе, в практических пособиях, в Интернете, я не встречала описания методики работы над детской оперой в школе.

Поскольку детская и любая другая опера играет важную роль в развитии и формировании личности, я решила разнообразить работу с хором и поставить оперу «Муха-Цокотуха» усилиями всех участников школьного хора и студентов – практикантов.

Цель: дать представление о музыкально – сценическом жанре; обогатить детей новой информацией о театре; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности.

Развивающие задачи: развить музыкальные и творческие способности детей посредством музыкально-практической деятельности в жанре оперы; умение двигаться под музыку.

Воспитательные задачи: способствовать позитивному отношению к театру; воспитывать музыкально и эстетический вкус к классическим образцам оперы.

Образовательные задачи: закрепить знания учащихся об опере; обогатить духовный мир учащихся.

«…..Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой…»
П.И. Чайковский

1. Детская музыкальная опера, как один из видов хоровой работы в школе и её воспитательное значение.

Хоровая работа в школе в условиях современности отличается разнообразием видов музыкальной деятельности. Это занятия с вокальными ансамблями, с хоровыми коллективами, хоровая работа в условиях класса и концертное выступление. Если в целом в деятельности формируется личность, то в музыкальной деятельности осуществляется её эмоционально-нравственное развитие, реализуются заложенные природой в человеке возможности, способности, в частности музыкальные, формируется музыкальная культура.

Одним из самых увлекательных видов детского музыкального исполнительства является постановка детской музыкальной оперы.

Опера, будь то классическая опера или детская опера, представляет собой сложное музыкальное произведение. В её исполнении участвуют: оркестр, который заменила нам игра на фортепиано, хор, певцы, танцоры. В опере соединяются различные виды искусства - литература и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов, пантомима. То есть происходит театральный синтез искусств, который осуществляется в процессе слияния их в постановке оперы. Синтез достигается не путём механического «слияния» разных искусств, а благодаря синтетическому характеру самого оперного искусства. Раскрытие образного содержания произведения, замысла композитора, осуществляется путём выявления в процессе исполнения маленьких актёров, певцов и танцоров художественно-образных возможностей, заложенных в тексте музыки. Многие теоретики искусства видели в оперном синтетическом искусстве мощное средство формирования целостной личности, способное вывести зрителя за пределы изображаемого на сцене, пробудить в нём общественно-значимые чувства и мысли. Но основой синтеза является действие и игра актёра, которая воздействует и на зрение и на слух, т.к., обладает, прежде всего, изобразительностью, зрелищностью. В результате исполнительской деятельности дети развивают свои способности: внимание, память, умение копировать действие других, повторять увиденное и услышанное.

В результате постановки оперы развиваются элементы волевой саморегуляции, которые выражаются в способности мобилизации сил и энергии, в множественности трактовки тех или иных элементов при постановке оперы; в преодолении препятствий, трудностей, возникающих в процессе работы.

Коммуникативные действия в процессе постановки оперы с детьми обеспечивают студентам социальную компетентность и учёт позиций других людей (преподавателя, учителя музыки, учащихся), партнёра по общению и деятельности, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2. Источники, взятые за основу при разработке сценария оперы.

За основу при разработке этой оперы взят клавир оперы «Муха-Цокотуха» Михаила Ивановича Красева .

Яркое, жизнерадостное творчество Красева почти полностью отдано детям. Имя его и его творчество было известно ещё в 20 годы 20 столетия, известно оно и современным детям. Забавные песенки-считалки, звонкие марши, сказочные оперы – всё это создано композитором, который очень любил детей и дружил с ними. Его опера «Морозко» на сюжет народной сказки была поставлена на сценах многих театров и очень полюбилась малышам. Он написал музыку ко многим спектаклям кукольных театров и радиопостановкам. С увлечением распевают дети незатейливые весёлые песенки Красева.

Опера «Муха-Цокотуха» занимает особое место среди опер-сказок /либретто композитора по известной сказке Корнея Ивановича Чуковского/. Остроумная, простодушно-забавная музыка была написана в тяжёлый военный 1942 год для детского клуба, который создали эвакуированные в Приуралье московские ребята. Дети привязались к «Дяде Мише», полюбили его самого и его музыку. Спектакль, поставленный кукольным кружком, доставил большую радость и зрителям и маленьким артистам.

Музыка оперы доступна и выразительна, исполнена стремительного движения и очень ритмична. Композитору удалось соединить в ней простоту и лёгкость с меткими музыкальными характеристиками. Вслушайтесь в музыку: вот озабоченно суетится муха, созывая гостей; закружилась в грациозном вальсе бабочка; шелестит громадными усищами таракан. И мы словно видим храброго комара, с воинственным кличем ведущего грозную рать гостей в бой со злобным страшилищем-пауком.

Увлекательная игровая опера приносила много смеха и радости её маленьким участникам. И, пожалуй, лучшей наградой М.И. Красеву было письмо, полученное им от малышей-исполнителей весёлой сказки: «Большое Вам спасибо за то, что Вы написали такую замечательную оперу. Нам было интересно её разучивать».

Как сказано выше, взяв за основу клавир оперы, началась работа по его изучению. В клавир входят 12 музыкальных номеров /10 вокальных номера и 2 фортепианных/, текст героев этой сказки, т.е. либретто. Либретто включало в себя кроме текста очень короткие реплики по действию, которое должно было происходить на сцене. Например: «Прилетает Бабочка» или «Гости застывают от ужаса». Такие короткие указания могли быть использованы, по всей вероятности, при постановке этой оперы кукольным театром, но для нас это было недостаточно.

Была поставлена цель и задача обогатить клавир подробным описанием действия на сцене, поставить танцы, которых не было в клавире, чтобы опера была более зрелищной, а дети могли проявить больше творчества в процессе её постановки и ещё больше увлечься ею, а значит музыкой. Поэтому было разработаны описания танцев, действий на сцене, оформления сцены, сделано дополнение в музыкальных номерах.

Опорой в работе над постановкой данной оперы являлся анализ текста детской грамм. пластинки с записью музыкальной сказки М.И. Красева «Муха-Цокотуха». Главными задачами было: помочь детям глубже вникнуть в содержание, понять его основную идею, проанализировать особенности исполнения ролей и на этой основе разработать свой исполнительский план.

Корней Иванович Чуковский в роли ведущего, оркестр под управлением Г.Юдина, солисты: Л.Подружко, Т.Тапина, В.Неживлев, Д.Колода - создали яркую картину происходящего в сказке, что и прозвучало в грамм. записи.

Данный анализ прослушанной грамм. записи был осуществлён с участниками хора, чтобы приобщить их к музыкальной культуре, сделать сознательными участниками музыкального действия. Такая работа помогла выявить самые существенные черты каждого художественного образа и раскрыть их особенно рельефно и выпукло, дать первоначальное представление о музыке, определить трудности и художественные задачи исполнения. Дети смогли лучше понять свои задачи и роли, проявить творчество в создании образов.

3. Приёмы и методы, использованные при постановке оперы.

При постановке детских музыкальных опер могут использоваться разные подходы, разные методы и приёмы. Приступая к постановке оперы, необходимо было найти оптимальные пути для её осуществления в условиях нашего школьного хора. В то время наш хор не имел ярких солистов с хорошими голосами, которые могли бы исполнить соло в песни «Мухи», «Блошки» и т.д. Поэтому первоначально было задумано исполнять все вокальные номера небольшими вокальными группами по 4-5 человек, при этом из этой же группы планировалось выделить одного ребёнка, который бы исполнял танцевальный номер. Как под фонограмму он должен был без пения произносить текст, танцевать, а вокальная группа озвучивала его музыкальный номер. Таким солистом предполагалось выбрать ребёнка, который имел слабый голос и слух и не мог принести пользу своим пением в хоре. Такие ребята в хоре есть. Несмотря на свои слабые вокальные данные, они постоянно посещают занятия хора, им хочется проявить себя. Указанным выше образом будет создана возможность их активного участия в опере. Однако такой вид работы по ансамблям фактически не оправдал себя, хотя сил было потрачено достаточно много.

Во-первых, из-за малочисленности нашего хора, мы не могли иметь на каждый персонаж сказки более 4-5 поющих ребят. Звучание такого ансамбля было слабым, мало эмоциональным, по причине того, что дети стеснительны и в такой малой группе чувствовали себя неуверенно. Во-вторых, дети болели или по какой-то другой причине не посещали хор, поэтому в этой вокальной группе оставалось иногда по 1-2 человека, что работу на хоре сводило к нулю и не давало никаких результатов. В-третьих, при работе с одной группой, остальная часть хора оставалась без работы, скучала и требовала постоянного внимания, что заставляло нас отвлекаться от основной работы. В-четвёртых, вокальные группы ослаблялись тем, что из них должен был быть выбран ещё и солист.

Начав работу над оперой, все загорелись этой идеей, хотя многое заставляло задуматься, будет или не будет возможным исполнение оперы в этом варианте. Поняв через некоторое время несостоятельность выбранного варианта пения вокальных номеров по ансамблям, пришлось искать новые пути в постановке оперы. Так как основные музыкальные номера были выучены, то бросить дальнейшее разучивание оперы и перечеркнуть труд детей, мы не могли.

Найти нужный вариант в постановке мне помог исторический экскурс в греческую культуру, где я обратила внимание на постановку греческой трагедии, которая как жанр сложилась на исходе 6 века до нашей эры и наивысшего расцвета достигла в Афинах пятого столетия.

Хор в греческих трагедиях состоял из 12-15 мужских голосов, /играли и пели мужчины/. Он располагался на сооружённой специальной площадке /оркестре/ и исполнял по ходу действия песни унисонного склада. Хор являлся своеобразным толкователем событий, которые разыгрывались на сцене. Помимо песен, в трагедию входили диалоги хора и солиста, а также соло действующих лиц, сопровождавшихся музыкой.

Певческое искусство древней Греции оставило значительный след в истории мировой культуры и оказало влияние на христианскую музыку.

Такой небольшой исторический экскурс необходим для детей-хористов, чтобы подчеркнуть значимость их исполнения всем хором музыкальных номеров нашей оперы, а так же выполнения задачи эмоциональной передачи действия на сцене. Было принято решение отдать все музыкальные номера для хорового исполнения. Так был найден наилучший вариант постановки оперы.

Исторические сведения об опере, рассказ об авторах этой оперы, истории её создания, приведённые выше, были сообщены детям. Это делалось постепенно в процессе работы, чтобы поддерживать интерес, побуждать ребят к творчеству.

4. Особенности заключительного этапа работы.

После подготовленного этапа над отдельными музыкальными номерами, работы с солистами, с танцевальными номерами, наступает пора художественной отделки оперы – соединения всех номеров в единое целое.

Такая работа начинается с укрепления блоков, куда входят песни, танцы, стихи, т.е. над определённым номером. Например, блок №4, в который входит и хоровой номер, и танцевальный номер, и чтение текста.

Затем мы приступаем к соединению блоков, например, блок №10+блок №11. Такая работа на первоначальном этапе занимала целый час занятия, т.к. по ходу работы делались определённые замечания, дополнения по исполнению.

Следующим этапом было соединение всех блоков без пауз. Здесь продолжалась работа над эмоциональностью исполнения, выразительностью всех номеров оперы.

После того, как опера была охвачена целиком и на репетициях несколько раз проводилась без остановок, наступил момент работы над оперой в костюмах основных действующих лиц. Здесь уточняются детали действия детей.

Итак, опера выучена. Она исполняется с начала до конца в нужном темпе. Начинается процесс «обыгрывания» оперы, то есть исполнение её перед слушателями, где окончательно «доводится» работа над оперой. Начиная работу над оперой в сентябре – месяце, мы смогли показать окончательный вариант перед школьниками младших классов к новогодним праздникам, повторив показ оперы ещё неоднократно.

5. Значение работы по постановке детской оперы.

Подготовка музыкальных опер в школе, как одного из видов хоровой деятельности, имеет большое значение для учащихся школ:

  1. Взаимопроникновение таких смежных искусств, как музыка, танец, литература даёт условия детям выразить свои творческие возможности.
  2. На разнообразном песенном материале музыкальных номеров оперы вырабатываются вокально-хоровые навыки: различные виды дыхания, звуковедение, осмысленность фразировки, выполняются задачи темповых и эмоциональных контрастов, естественность и выразительность звучания.
  3. Работая с учащимися над той или иной ролью, уделяется большое внимание анализу характеристик персонажей и выразительности их исполнения. При этом нам приходилось сопоставлять и противопоставлять персонажи, их определённый колорит. В работе над выразительностью хорового исполнения использовался приём эмоционально-образного разбора содержания, чтобы дети видели взаимосвязь образной выразительности слова и музыки. Всё это способствовало как музыкальному развитию детей, так и умственному, стимулировало их интерес к музыке.
  4. Воспитательную роль работы над оперой трудно недооценивать. Воспринимая её как нечто важное, интересное, дети регулярно посещали занятия, понимая, как важен каждый участник хора в нашей работе. Выступления перед учениками своей школы каждый раз организовывали детей, а успех постановки оперы побуждал детей к дальнейшей работе.

Значение постановки оперы оценили их родители. В беседах с ними мы выяснялось, что они интересуются нашей работой, репетициями, выступлениями, им было приятно видеть в своих детях и певцов и танцоров. Немалую помощь оказали родители в подготовке костюмов.

Итак, постановка оперы весьма доступна на занятиях школьного хора, усиливает интерес к хоровому пению, развивает артистические способности детей, их фантазию, приобщает их к высокому искусству.

«Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство объединит человечество. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это».
Н.К. Рерих.

Список используемой литературы.

  1. Краснощеков В.И. Вопросы хороведения. Уч. пособие для консерваторий. – М.: Музыка, 1969.
  2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Пуртова Т.В. и др. Учите детей танцевать. Уч. пособие для ср. проф. образования. –М.: Владос, 2003.
  4. Рерих Н.К. Зажигайте сердца.- М.: Молодая гвардия, 1978.
  5. Удивительный колобок. Вып. 3. Музыка М. Красева. Детские оперы –игры для мл.возраста в сопр. ф-но. – М.: Музыка, 1984. – с. 47
  6. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 1989.