VII класс – последний год целенаправленного изучения орфографических правил. За 2 года основной школы в курсе русского языка детьми было изучено более 70 новых орфограмм, в седьмом классе они получают сведения по правописанию наречий, причастий, деепричастий, служебных частей речи. Опыт показывает, что для многих учащихся такой объём сведений оказывается очень большим, и они не могут в полной мере за отведённое время овладеть орфографическим навыками.
Ситуация осложняется тем, что в 8-9 классах программа направлена прежде всего на изучение синтаксиса и пунктуации, а орфография остаётся на втором месте.
Однако при оценивании знаний учащихся по предмету «Русский язык» и во время текущей, и во время итоговой аттестации их орфографическая грамотность имеет очень большое значение.
Самостоятельно восполнить пробелы в знаниях под силу не каждому ученику. В свете изложенного необходимой представляется работа по коррекции грамотности во внеурочное время.
Программа курса «Коррекция орфографической грамотности» рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся среднего звена (7 класс).
Программа может быть скорректирована учителем с учетом особенностей класса, интересов учащихся и педагога как в части содержания, так и в части количества часов.
Кроме того, при использовании в качестве тренировочного материала связных текстов или предложений можно обратить внимание и на развитие пунктуационных навыков учащихся.
I. Цели предлагаемого нами курса:
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- лучшее усвоение уже изученных и новых орфографических правил;
- дальнейшее формирование орфографических навыков.
II. Задачи курса:
- развитие навыков поиска ошибкоопасных мест в тексте;
- повторение и закрепление знаний по русскому языку, полученных на уроках;
- тренировка в решении орфографических задач;
- развитие навыков самопроверки.
III. Программа реализует принцип концентра в повторении и закреплении знаний по орфографии. Учитель может опираться на знания и умения, полученные учащимися на уроках русского языка, и развивать их на занятиях.
IV. Формы организации занятий близки к урочным и предполагают решение орфографических заданий разной сложности и составление их учащимися, работу со словарями, с компьютером (в рамках обучающих программ).
V. Результатом работы должно стать закрепление орфографических навыков учащихся. Могут быть составлены сборники обучающих упражнений и диктантов, мнемонических стихов и других приёмов.
Содержание программы «Коррекция орфографической грамотности» (34 часа).
Введение. Тематика, цели и задачи курса, основные формы работы. Входной диктант и его анализ. | 1 час |
Правописание гласных в корне слова. Трудные случаи выбора безударных гласных. Непроверяемые гласные в корне. | 1 час |
Правописание чередующихся гласных в корне.ЛAГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС, БЕР-БИР и под., ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР и др. Различение омонимичных корней. | 2 часа |
Правописание согласных в корне. Трудные случаи выбора проверяемых согласных в корне. Непроизносимые согласные. Непроверяемые согласные. | 1 час |
Правописание Ъ и Ь. Разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь на конце существительных, прилагательных, форм глагола, наречий. | 2 часа |
Правописание приставок. Приставки на З и С. ПРЕ- и ПРИ-. | 2 часа |
Буквы Ы и И после приставок. | 1 час |
Правописание окончаний разных частей речи. Окончания имён существительных, имён прилагательных, глаголов, имён числительных, местоимений, причастий. | 3 часа |
Буквы О и Ё после шипящих. Правописание О и Ё в корне слов. Правописание Е и О в суффиксах и окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий, причастий. | 2 часа |
Буквы И и Ы после Ц | 1 час |
Большая буква и кавычки в собственных именах и собственных наименованиях. | 1 час |
Правописание суффиксов разных частей речи: -ЕН в именах существительных на –мя, ЧИК-ЩИК, ЕК-ИК, К-СК в именах прилагательных, ОВА-ЕВА-ЫВА-ИВА в глаголах. | 3 часа |
Н и НН в суффиксах имён прилагательных и причастий. | 2 часа |
Правописание частиц/ приставок НЕ и НИ с разными частями речи: именами существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, причастиями, деепричастиями. Выбор Не или НИ в местоимениях и наречиях. | 4 часа |
Слитное/ раздельное/ дефисное написание слов разных частей речи: имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, наречий. местоимений | 4 часа |
Буквы О и А на конце наречий. | 1 час |
Правописание производных предлогов и союзов и омонимичных частей речи. | 2 часа |
Итоговое занятие. Итоговый диктант и его анализ. | 1 час |
Список литературы для учителя.
- Анисимова О.В. Тесты по русскому языку. 5-9 кл. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2000. – 80 с.
- Большой орфографический словарь русского языка. – М.: Юнвес, 1999.
- Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь паронимов русского языка. – М.: ИКЦ «Мар-Т», Ростов-на-Дону, 2005
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. – 5-7 классы. – СПб.: Паритет, 2000. – 128 с.
- Горбацевич О.Е. Русский язык: Интенсив. курс подготовки к тестированию и экзамену. – 3-е изд.- Минск: ТетраСистемс, 2006. – 240 с.
- Кучеренко Н.Д. Тесты по русскому языку: Учебное пособие. – М.: «Лист-нью», 1998. – 256с.
- Лопатин В.В. Как правильно? С большой буквы или с маленькой? Орфографический словарь. – М.: Астрель, 2002
- Львова С.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен: Русский язык. Сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2005. – 192 с.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2 –е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – 2 –е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – 2 –е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений.- Минск: Современный литератор, 2006
- Рахимкулова Г.Ф. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. – 8-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 256 с.
- Слитно, раздельно, через дефис. – М.: Мир книги, 2003 (Серия «Энциклопедия русского языка»)
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. – В 2 ч. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 416 с.
Можно использовать задания олимпиады «Русский медвежонок», а также варианты ЕГЭ разных лет. Кроме того, множество разнообразных тестов по русскому языку напечатано в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Русский язык»
В Интернете полезные сведения можно найти по следующим адресам:
- http://www.school.edu.ru
- http://ege.edu.ru