Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с новыми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда, общество запрашивает конкурентно способных и мобильных специалистов, а большинство выпускников школы не в состоянии самостоятельно решить данную проблему. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.
В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.
Зачастую учащиеся выбирают профессию только по внешним признакам, не имея конкретной информации о выбираемой профессии. Поступая в учебные заведения, в период обучения узнают некоторые особенности и разочаровываются. Придя на предприятие, или в организацию многие не выдерживают (плотный график работы, не большая оплата и мн.др.) или вовсе пропадает интерес к выбранной профессии. Остаются не востребованные рабочие места, и государство теряет ценные кадры, а ребята начинают метаться, кто-то переучивается, кто-то меняет работу «прыгая» с места, на место, ища что-то лучшее для себя.
Именно поэтому еще в школе, в период профильной подготовки, важно понять ту ли выбрал профессию и изучить ее особенности, соотнести со своими способностями и интересами.
Цель игры: создание условий для анализа учащимися особенностей выбираемой профессии.
Задачи игры:
- Познакомить учащихся с особенностями профессий при помощи профессиограмм.
- Выявить особенности профессии и соотнести с особенностями личности.
- Осознать важность и необходимость выбранной профессии.
Предполагаемый психологический результат:
- Осознание личных особенностей, способностей и интересов.
- Осознание особенностей выбираемой профессии.
- Проанализировать и соотнести личные особенности с будущей профессией.
- Принятие адекватного решения учащимся о правильности, выбираемой профессии.
Время на игру и обсуждение: 2 часа.
Участники:
- Возраст участников: 15лет и старше.
- Размер группы: от 7 до 12 человек.
- Предусмотрено участие педагогов, в качестве участников (по желанию учащихся.)
Данная игра представляет собой судебный процесс над профессией, которая, по мнению учащихся, соответствует их способностям и интересам. Участники выбирают роли: обвиняемый, адвокат, прокурор, суд присяжных (можно провести жеребьевку). В роли судьи выступает ведущий. Обвиняется учащийся (Ф.И.О.) в несоответствии выбранной профессии со своими способностями и особенностями личности. Задача «прокурора» доказать, что учащийся не соответствует той профессии которую выбрал, основываясь на характеристики данной профессии (профессиограмма). Для удобства использования профессиограмм, можно использовать презентацию с демонстрацией профессии и краткой характеристикой. Задача «адвоката» и «обвиняемого» доказать суду присяжных, что личные особенности и способности «обвиняемого» соответствуют выбранной профессии. Основная функция «судьи» заключается в том, что он задает вопросы уточняющего характера и сдерживает эмоциональный фон ситуации.
Результатом игры является то, что по окончании «прения сторон» суд присяжных выносит приговор о соответствии выбранной профессии.
№ этапа | Время проведение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 15 мин. | Информационный.
Постановка целей и задач, распределение ролей. Установка правил и объяснение хода игры. Выдача профессиограмм. Столы и стулья располагаются так, чтобы создать обстановку зала судебных заседаний. |
1. Установить правила игры.
2. Создание игровой атмосферы. 3. Вхождение учащихся в выбранные роли. |
Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.
(можно воспользоваться костюмами, если таковые имеются) |
2 | 30 мин. | Обвинение.
Участники занимают свои места согласно распределению ролей. Прокурор зачитывает обвинение. При необходимости вызывает свидетеля (в роли свидетеля может выступать как учащийся, так и учитель). Судья может задавать уточняющие вопросы. |
1. Установить проблематику игры.
2. Выявить причины несоответствия учащегося-обвиняемого к выбираемой профессии. |
Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.
|
3 | 30 мин. | Защита.
Адвокат, основываясь на личных особенностях, способностях и интересах защищает своего подзащитного. При необходимости вызывает свидетеля (в роли свидетеля может выступать как учащийся, так и учитель). Судья может задавать уточняющие вопросы. |
1. Доказать соответствие выбора профессии обвиняемого.
2. Осознать правильность соотнесения способностей и особенности выбираемой профессии самим «обвиняемым». |
Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.
|
4 | 10 мин. | Прения сторон.
Обвинение и защита подводят итоги, приводя аргументы для суда присяжных. |
1. Доказать суду присяжных несоответствие профессии.
2. Доказать суду присяжных соответствие профессии.
|
Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки. |
5 | 20 мин. | Вынесение вердикта.
Вынесения решения суда, зачитывается приговор. Подводятся итоги игры.
|
1. Вынести приговор для обвиняемого. |
Формы обсуждения игры: Рефлексия, дискуссия.
Примечание: Данная игра может использоваться и для взрослых.