Разработка занятия для учащихся старших классов "Профессиональный вердикт"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодежью всегда, а в настоящее время она становится особенно актуальной, так как в связи с но­выми социально-экономическими условиями в России и быстро изменяющимся рынком труда, общество запрашивает конкурентно способных и мобильных специалистов, а большинство выпускников школы не в состоянии самостоятельно решить данную проблему. Более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества. О множестве новых профессий молодежь практически не имеет информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.

В старшем школьном возрасте результатом процесса профессионального самоопределения является выбор будущей профессии, ведь именно ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я», которое тесно связано со способностью человека к осознанному и уверенному выбору профессии.

Зачастую учащиеся выбирают профессию только по внешним признакам, не имея конкретной информации о выбираемой профессии. Поступая в учебные заведения, в период обучения узнают некоторые особенности и разочаровываются. Придя на предприятие, или в организацию многие не выдерживают (плотный график работы, не большая оплата и мн.др.) или вовсе пропадает интерес к выбранной профессии. Остаются не востребованные рабочие места, и государство теряет ценные кадры, а ребята начинают метаться, кто-то переучивается, кто-то меняет работу «прыгая» с места, на место, ища что-то лучшее для себя.

Именно поэтому еще в школе, в период профильной подготовки, важно понять ту ли выбрал профессию и изучить ее особенности, соотнести со своими способностями и интересами.

Цель игры: создание условий для анализа учащимися особенностей выбираемой профессии.

Задачи игры:

  1. Познакомить учащихся с особенностями профессий при помощи профессиограмм.
  2. Выявить особенности профессии и соотнести с особенностями личности.
  3. Осознать важность и необходимость выбранной профессии.

Предполагаемый психологический результат:

  1. Осознание личных особенностей, способностей и интересов.
  2. Осознание особенностей выбираемой профессии.
  3. Проанализировать и соотнести личные особенности с будущей профессией.
  4. Принятие адекватного решения учащимся о правильности, выбираемой профессии.

Время на игру и обсуждение: 2 часа.

Участники:

  • Возраст участников: 15лет и старше.
  • Размер группы: от 7 до 12 человек.
  • Предусмотрено участие педагогов, в качестве участников (по желанию учащихся.)

Данная игра представляет собой судебный процесс над профессией, которая, по мнению учащихся, соответствует их способностям и интересам. Участники выбирают роли: обвиняемый, адвокат, прокурор, суд присяжных (можно провести жеребьевку). В роли судьи выступает ведущий. Обвиняется учащийся (Ф.И.О.) в несоответствии выбранной профессии со своими способностями и особенностями личности. Задача «прокурора» доказать, что учащийся не соответствует той профессии которую выбрал, основываясь на характеристики данной профессии (профессиограмма). Для удобства использования профессиограмм, можно использовать презентацию с демонстрацией профессии и краткой характеристикой. Задача «адвоката» и «обвиняемого» доказать суду присяжных, что личные особенности и способности «обвиняемого» соответствуют выбранной профессии. Основная функция «судьи» заключается в том, что он задает вопросы уточняющего характера и сдерживает эмоциональный фон ситуации.

Результатом игры является то, что по окончании «прения сторон» суд присяжных выносит приговор о соответствии выбранной профессии.

№ этапа Время проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
1 15 мин. Информационный.

Постановка целей и задач, распределение ролей. Установка правил и объяснение хода игры. Выдача профессиограмм.

Столы и стулья располагаются так, чтобы создать обстановку зала судебных заседаний.

1. Установить правила игры.

2. Создание игровой атмосферы.

3. Вхождение учащихся в выбранные роли.

Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.

(можно воспользоваться костюмами, если таковые имеются)

2 30 мин. Обвинение.

Участники занимают свои места согласно распределению ролей. Прокурор зачитывает обвинение. При необходимости вызывает свидетеля (в роли свидетеля может выступать как учащийся, так и учитель). Судья может задавать уточняющие вопросы.

1. Установить проблематику игры.

2. Выявить причины несоответствия учащегося-обвиняемого к выбираемой профессии.

Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.

 

3 30 мин. Защита.

Адвокат, основываясь на личных особенностях, способностях и интересах защищает своего подзащитного. При необходимости вызывает свидетеля (в роли свидетеля может выступать как учащийся, так и учитель). Судья может задавать уточняющие вопросы.

1. Доказать соответствие выбора профессии обвиняемого.

2. Осознать правильность соотнесения способностей и особенности выбираемой профессии самим «обвиняемым».

Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.

 

4 10 мин. Прения сторон.

Обвинение и защита подводят итоги, приводя аргументы для суда присяжных.

1. Доказать суду присяжных несоответствие профессии.

2. Доказать суду присяжных соответствие профессии.

 

Профессиограммы, столы, стулья, листы бумаги для суда присяжных ручки.
5 20 мин. Вынесение вердикта.

Вынесения решения суда, зачитывается приговор. Подводятся итоги игры.

 

1. Вынести приговор для обвиняемого.  

Формы обсуждения игры: Рефлексия, дискуссия.

Примечание: Данная игра может использоваться и для взрослых.