Использование информационных технологий является важным условием для успешного процесса обучения истории. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Зрительная и знаковая информация преобладает над текстовой и содержит здоровье-сберегающий фактор. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий облегчает процесс запоминания, повышает уровень мотивации учащихся, создает условия для динамичного образования, развивает образно-иллюстративное мышление, что позволяет "погрузить" ученика в обстановку определенного времени, эпохи. Электронные пособия реализуют идеи индивидуального и дифференцированного обучения.
В рамках курса История России выделяется модуль "Культура в годы Великой Отечественной войны". Нами выделена микротема, раскрывающая средства борьбы с врагом - карикатура. Вследствие этого в качестве обобщения для учащихся 9, 11 классов может быть предложена тема "Карикатура в борьбе с врагом 1941-1945гг.".
Актуальность темы заключена в том, что художественные средства, как музыка, литература, живопись, а также карикатура были мощным средством подъема морального духа защитников Родины в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Особое место занимала карикатура, так как в суровые годы войны юмор вселял уверенность, придавал силы, поощрял, направлял советский народ к Победе.
В современном уроке карикатура может занять достойное место в ряде тем, посвященных истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., так как через художественное восприятие данных произведений можно проследить историю событий войны, увидеть идеологическую и политическую основу сюжета эпохи определенного периода войны, проследить хронологию событий военных лет.
Использование карикатуры на уроке истории по данной теме носит метапредметный характер. Данный жанр позволяет соединить знания не только по истории, но и по мировой художественной культуре, литературе, географии. Связь с мировой художественной культурой знакомит учащихся с авторами художественных произведений, с направлениями культуры, особенностями жанра карикатуры. В изложении темы учитель обращает внимание на форму изобразительной сатиры, ее содержание (юмор, сатира, шарж), технику и жанр исполнения (графика, иллюстрация, плакат), область применения (открытки, иллюстрации). Существует определенная взаимосвязь литературы и истории, так как основу изложения составляют документальные материалы, хроники событий, воспоминания авторов, сводки времен Великой Отечественной войны. Представленные в жанре карикатуры произведения позволяют учащимся проследить географию исторических событий.
Структура работы.
На первой странице презентации к уроку "Карикатура в борьбе с врагом" размещены основные разделы: "Карикатура", "Художники", "События", "Викторина: Проверь себя".
Каждый раздел имеет оглавление.
Из каждого раздела можно перейти на "Главную страницу", на ссылки по годам, на разделы "Карикатура", "Художники", "События", "Викторина: Проверь себя".
На каждом слайде любого из разделов расположены выделенные зеленым цветом текстовые записи, обладающие свойством гиперссылки, позволяющие переходить на интересующую вас информацию в соответствие с разделами.
Раздел "Карикатура" систематизирует работы по годам Великой Отечественной войны (1941, 1942, 1943, 1944, 1945). Каждый год содержит список произведений, который можно просмотреть, перейдя по гиперссылке. Слайд с карикатурой имеет изображение и краткие сведения: название, автор, сюжет. Информацию можно получить по всему текстовому материалу, использую гиперссылку, путем наведения курсора на текст. С каждого слайда можно перейти на следующий слайд или вернуться к оглавлению по году, "Главной странице", другому информационному тексту или разделу.
Раздел "Художники" содержит список авторов жанра карикатуры, работы которых использованы в пособии. Сведения из биографии авторов можно найти, перейдя по гиперссылке. Каждый слайд содержит краткую информацию об авторах карикатур периода Великой Отечественной, портрет художника (художников), название основных произведений. С любого слайда можно перейти на "Главную страницу", к разделу "Личности".
Раздел "События" содержит краткую информацию о хронологии и событиях истории Великой Отечественной войны, которые лежат в основе сюжетов карикатур. С любого слайда раздела можно перейти на "Главную страницу" или вернуться к оглавлению раздела "События".
Раздел "Викторина: Проверь себя" проверяет усвоение материала, изложенного в разделах "Карикатура", "Личности", "События". Задания сформулированы по двум темам: события и личности. Каждая тема содержит 6 вопросов двух уровней: на "4" балла, на "5" баллов. Ученик выбирает тему, номер и уровень вопроса. На страницу с вопросом можно перейти по гиперссылке. Каждый вопрос содержит управляющую кнопку "Проверь себя", перейдя по которой, учащийся может проверить правильность своего ответа. С каждой страницы, содержащей задание, можно вернуться на "Главную страницу" или в раздел "Викторина: Проверь себя". Ответ на каждый вопрос содержит гиперссылки на страницу, где указана информация по теме.
Таким образом, данное пособие позволяет систематизировать знания учащихся по истории Великой Отечественной войны, используя художественный прием - карикатура. Данное пособие создает условия для реализации различных методических приемов, способов в соответствии с формой работы.
Методические рекомендации
В качестве основных методических рекомендаций приводятся следующие параметры: цель, ожидаемый результат, основные понятия, классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке (занятии), формы учебного занятия и форма контроля знаний учащихся.
1 вариант
Цель: сформировать у учащихся представление о роли и значении искусства карикатуры, как средства выражения гражданской позиции народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ожидаемый результат (задачи):
- Определить особенности жанра карикатуры.
- Познакомить учащихся с основными темами в жанре карикатуры и плаката в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Проанализировать основные линии идеологического восприятия событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Продолжить формирование патриотических взглядов у школьников на основе истории Великой Отечественной войны.
Основные понятия: карикатура, периодизация Великой Отечественной войны, коренной перелом, антигитлеровская коалиция, контрнаступление, блицкриг, план "Барбаросса", операция "Тайфун".
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке (занятии):
- Ценностно-смысловые установки
- Рефлексия
- Саморегуляция
- Сотрудничество
- Коммуникация
- Разрешение проблем
- Приобретение знаний
- Использование ИКТ
- Освоение знаний: отработка
- Освоение знаний: связи и отношения
Формы учебного занятия: лабораторная работа на основе использования ИКТ, презентация Microsoft Power Point "Карикатура в борьбе с врагом 1941-1945 гг." (цель и задачи см. выше)
Форма контроля знания учащихся:
Вводный контроль: беседа
Текущий контроль: практическая работа.
- Вариант № 1. Составить таблицу, включая разделы: "События ВОВ", "Название карикатуры", "Автор", "Идейное содержание карикатуры".
- Вариант № 2. Составить схему "Взаимосвязь событий Великой Отечественной войны и идейного содержания карикатур". Например,
I период войны - оборона и контрнаступление, к этому периоду подобрать карикатуры, относящие к стратегической и тактической инициативе.
Примеры карикатур: "Били мы врага копьем:", "Наполеон потерпел поражение:", "Клещи в клещи", "В Москве калачи:".
Коррекция: индивидуальная консультация
Итоговый контроль: словесно-логические задания на основе алгоритма выполнения заданий в разделе "Викторина: Проверь себя".
Рефлексия: по выбору учителя (психологическая, учебная, педагогическая).
2 вариант
Цель: продолжить формирование межпредметных учебных навыков в работе с информационными материалами, источниками на основе изучения исторических событий в контексте метапредметного преподавания.
Ожидаемый результат (задачи):
- Проследить метапредметную связь в теме "Культура в период Великой Отечественной войны".
- Познакомить учащихся с основными темами в жанре карикатуры и плаката в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Проанализировать основные линии идеологического восприятия событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на основе литературы и истории.
- Продолжить формирование патриотических взглядов у школьников на основе истории Великой Отечественной войны.
Основные понятия: карикатура, периодизация Великой Отечественной войны, коренной перелом, антигитлеровская коалиция, контрнаступление, блицкриг, план "Барбаросса", операция "Тайфун".
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке (занятии):
- Ценностно-смысловые установки
- Рефлексия
- Саморегуляция
- Сотрудничество
- Коммуникация
- Разрешение проблем
- Приобретение знаний
- Использование ИКТ
- Освоение знаний: отработка
- Освоение знаний: связи и отношения
Формы учебного занятия: дидактическая игра на основе использования ИКТ, презентация Microsoft Power Point "Карикатура в борьбе с врагом 1941-1945 гг." (цель и задачи см. выше)
Форма контроля знания учащихся:
Вводный контроль: беседа
Текущий контроль: практическая работа.
Вариант № 1. Учащиеся делятся на группы. Выбирают раздел презентации ("Карикатура", "События", "Художники"), на их основе составляют творческие задания. Обмениваются информацией в форме игры.
Коррекция: индивидуальная консультация
Итоговый контроль: словесно-логические задания на основе алгоритма выполнения заданий в разделе "Викторина: Проверь себя".
Рефлексия: по выбору учителя (психологическая, учебная, педагогическая).
Предложенные методические рекомендации являются вариативными.