Тема урока "Лес и человек". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: картина леса, видеосюжет “Пожар в лесу”, аудиозаписи звуки леса.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит музыка.

Стихи С.Никулиной “Русский лес” (читает ученик).

Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученики: Об отношениях между человеком и лесом.

Значит вывод:

2. Тема нашего урока “Лес и человек”

На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои знания, исследователи исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос почему? и находят на него ответ.

И так знатоки: Чем является лес для человека.

1 ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.

Учитель: Значит лес -

МЕСТО ОТДЫХА

- А что значит излечит прозвучало в стихотворении?

2 ученик. В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.

Учитель: А где мы покупаем лекарства?

Ученики: В аптеке.

Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.

Значит лес – это тоже

АПТЕКА

Учитель: А почему лес накормит?

3 ученик. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.

ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ

Учитель: А как может обогреть человека?

4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.

ИСТОЧНИК ТОПЛИВА

Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)

Значит лес.

ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ

Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут)

Значит лес для них является домом.

ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ

Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.

Ученики рассказывают какие роли выполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их “питает”. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Значит лес.

ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

3. Работа с учебником стр. 106.

Учитель: - А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.

ФИТОНЦИДЫ

Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.

Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

На доске -

Значение леса

МЕСТО ОТДЫХА
АПТЕКА
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА
ДОМ ДЛЯ Ь РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ

4. О чём должен помнить человек, входя в лес?

Игра

Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. (Да)

Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. (Да)

Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. (Нет)

По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (Я)

Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (Да)

Мы ежонка увидали
И домой его забрали. (Нет)

Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (Да)

Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (Нет)

Физминутка.

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

5. Исследователи.

Учитель.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

На доске.

П Р О Б Л Е М Ы Л Е С А

1 ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.

Значит проблема леса.

ВЫРУБКА

- А какие ещё проблемы у леса?

2 ученик.

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

Показ Красной книги.

Значит ещё одна проблема леса.

НЕЗАКОННАЯ ОХОТА (БРАКОНЬЕРСТВО)

6. Самостоятельная работа (по группам).

1. Почемучки - почему четвёртый лишний?

2. Знатоки - как знают лесную зону.

3 Исследователи - решают исследовательские задачи. (см. Приложение 1)

Проверка и оценивание.

7. Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?

Почемучки

1 ученик. Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.

2 ученик. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.

“Пожар в лесу” (показ видеосюжета)

8. Закрепление.

Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес это ещё и источник познания.

Рассказ учителя (из книги Бориса Зубкова “Что подсказала летучая мышь”).

“Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка – лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа- трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку”.

Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит.

ПРИРОДА (ЛЕС) ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес - наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.

На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание.

9. Итог урока. Домашнее задание.

Звенит звонок
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что лесу вы нашему так пригодились.
А листочки перелетают на следующий урок.