Цель: развитие интереса детей друг к другу, формирование конструктивных навыков общения в совместной деятельности.
Задачи: формировать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, конструктивные навыки взаимодействия, общения; дать представление о понятиях: "Я" – особенное, "мы" – общее; развивать познавательную и двигательную активность детей, внимание и память, мыслительную деятельность; развивать произвольную регуляцию поведения и деятельности, формировать умение соотносить и подчинять свои действия правилам; формировать критическое отношение к конкретному поступку, а не к человеку в целом; развивать эмоциональную произвольность, учить замечать эмоциональное состояние другого человека.
Оборудование и атрибуты (фотографии и картинки представлены в приложении):
- стульчики по количеству детей, компьютерная клавиатура;
- магнитофон и запись в соответствии с ходом занятия;
- крупная мозаика по принципу “пазл” по четыре детали в каждом из четырех рядов (каждый ряд своего цвета с одной стороны) – 1 ряд "имя, 2 – "тело", 3 – "сила", 4 – "цвет", на обороте собранного “пазла” – карта мира и название игры "Супердети на планете" (приложение 5);
- пять конвертов: цвет 1-4 конверта соответствует цвету своего ряда “пазла”, 5 конверт – финал, на конверте присутствуют все четыре цвета “пазла”; на каждом конверте номер уровня от 1 до 4, финал, внутри – карточки с заданиями на каждый уровень игры (приложение 1-5);
- к 1 уровню – конверт с заданиями 1; “пазл”; контурные фигурки человечков (мальчиков и девочек, на лицах фигурок не изображен рот) на ленточках по количеству детей и разноцветные фломастеры на выбор (приложение 1);
- ко 2 уровню – конверт с заданиями 2; “пазл”; крупные плоскостные разборные макеты человека - мальчик и девочка (приложение 2);
- к 3 уровню – конверт с заданиями 3; “пазл”; схематичные изображения движений человека; магнитофонная запись с “бодрой” мелодией (приложение 3);
- к 4 уровню – конверт с заданиями 4; “пазл”; карточки зеленого, красного, желтого, голубого, коричневого, белого и черного цветов по 1 штуке; иллюстрации к сказке “Буратино”, черная и белая пирамидки из 8 деталей (приложение 4);
- к финальному уровню - конверт с заданиями “финал”; “пазл”; изображение улыбающегося и изображение недовольного лица; красные фломастеры по количеству детей (приложение 5).
Ход занятия
Вводная часть
Дети входят в заранее подготовленное помещение, к примеру, музыкальный или спортивный зал, рассаживаются на стульчики, которые стоят таким образом, чтобы подготовленные к основной части игры атрибуты сразу не привлекли внимания детей.
Приветствие, создание мотивации, настрой детей на совместную деятельность – предложение стать экспертами и участниками будущей компьютерной игры, объяснение общих правил игры.
- Здравствуйте, дети! Сегодня, мне очень нужна Ваша помощь. Мои друзья занимаются увлекательным интересным делом. Это – необходимый инструмент их работы (достаю компьютерную клавиатуру). Как Вы думаете, кто они и чем занимаются?
- Да, Вы правы, они работаю на компьютерах, они программисты, придумывают и создают различные программы для компьютера, в том числе и интересные познавательные игры для детей, таких же дошкольников, как и Вы. Сейчас они придумали новую игру, но прежде чем выпустить компьютерную версию, им очень хочется узнать Ваше мнение о том, интересная или неинтересная получилась игра, понравится она вам и вашим ровесникам или нет. Создатели игры очень хотят, чтобы вы стали экспертами и оценили игру. Для этого они предлагают вам сыграть в эту игру прямо здесь и сейчас, но не за компьютером, а по настоящему, прямо здесь. Хотите? Замечательно. Мои друзья приготовили все необходимое для игры и передали вот эту кассету с инструкцией и правилами. Ну что, поиграем? Тогда, добро пожаловать в игру!(вставляю кассету и включаю магнитофон)
Основная часть
Звучит аудиозапись с мужским голосом:
- Здравствуй, мой юный друг! Ты - в игре! И только от тебя зависит, станешь ли ты победителем! Для этого будь внимательным и наблюдательным, слушай и смотри, думай и рассуждай, но самое главное – умей договариваться и будь настоящим другом. Только тогда ты сможешь пройти все четыре уровня и в финале узнаешь название игры. Ведущим игры я назначаю взрослого - Вашего педагога. Итак, ты в игре! Иди за ведущим!
Ведущий приглашает детей за собой, дает возможность осмотреться. Атрибуты для каждого из четырех уровней игры размещаются в отдельных зонах помещения, “пазл”, используемый на каждом уровне, находится в центре. Главное, распределить все таким образом, чтобы детям было удобно действовать и последовательно переходить с этапа на этап.
Звучит определенный “интригующий, завораживающий” сигнал и аудиозапись:
- Добро пожаловать на первый уровень! Найди конверт с номером один, достань карточку с заданиями и передай ведущему. Ведущий читает, а ты слушаешь и выполняешь. Удачи тебе!
На карточке кратко написаны задания в соответствии с конспектом занятия. Ведущий демонстрирует карточку детям. Сообщает количество заданий.
По ходу игры, регулируя активность детей, ведущий, под видом того, что это указано на карточке, может вводить дополнительные правила, например, ответит тот, кто …стоит справа от ведущего, … чье имя начинается на звук [А],… кого выберет Маша, …выберите троих человек для составления ответа из “пазла” … и другие ситуативные варианты.
I уровень. “Имя”
1. Найди название уровня. Для этого отгадай загадку.
Загадка: Тебе его дали, а другие пользуются.
Подсказка 1: Ему столько же лет, сколько и тебе
Подсказка 2: Оно у каждого свое, но есть одинаковые.
Подсказка 3: Тех, у кого оно одинаковое называют тезками.
2. Проверь себя. Собери название уровня. Подсказка на конверте (дети выбирают 4 детали “пазла”, по цвету совпадающие с цветом конверта и собирают слово-отгадку – аналогично выполняется на 2, 3, 4 уровнях).
3. Ответь на вопрос: Зачем человеку имя? (Ведущий слушает, помогает наводящими вопросами, подводит к общему выводу)
5. Возьми фигурку человека. Выбери фломастер, цвет которого тебе нравиться (при анализе занятия по выбранному цвету можно определить состояние ребенка на начало занятия) и напиши ни фигурке свое имя. Еще не научился – попроси друга или ведущего.
6. Встаньте в круг. Назови свое имя. Назови имена своих соседей. Кто запомнил и назовет имена всех девочек? Мальчиков? Кого затронет ведущий, тот назовет имя того, у кого полосатая рубашка и красные шорты… и др. варианты, в соответствии с одеждой играющий, главное, чтобы ответил каждый из детей и прозвучали все имена.
Включается магнитофонная запись, звучит уже знакомый “интригующий, завораживающий” сигнал: “Ты выполнил все задания уровня “Имя”! Добро пожаловать на новый уровень. Найди конверт с номером два, достань карточку с заданиями и передай ведущему. Ведущий читает, а ты слушаешь и выполняешь. Удачи тебе!”.
II уровень. “Тело”
1. Найди название уровня. Для этого отгадай загадку.
Загадка: Двое идут, двое болтаются, двое глядят, один поворачивает.
Подсказка – внимательно посмотрите друг на друга (разгадка по частям – руки, ноги, глаза, шея, вывод общего понятия – “тело”).
2. Проверь себя. Собери название уровня. Подсказка на конверте.
3. Собери макет человека: мальчики – мальчика, девочки – девочку.
4. Внимательно посмотрите на собранных человечков. Что общего в строении тела всех людей?
5. Снова внимательно посмотрите друг на друга. Чем отличается один человек от другого? Кого затронет ведущий, тот назовет имя того, у кого самые длинные волосы, две косички, короткие и самые черные волосы и др. варианты, в соответствии отличительными признаками внешности, главное, чтобы ответил каждый из детей и прозвучали все имена.
Снова включается аудиозапись с уже знакомым сигналом: “Ты справился со всеми заданиями уровня “Тело”! Добро пожаловать на третий уровень. Найди конверт с нужным номером, что делай дальше – ты уже знаешь. Действуй! Удачи тебе!”.
III уровень. “Сила”
1. Найди название уровня. Для этого отгадай загадку.
Загадка: Про нее говорят: она есть, ума не надо.
Подсказка 1: У богатырей ее очень много.
Подсказка 2: Папа может тебя поднять, а ты его нет. Почему? Это значит, что у папы больше …силы.
2. Проверь себя. Собери название уровня. Подсказка на конверте.
3. Ответь на вопрос – Что необходимо человеку, чтобы быть сильным? Согласны ли Вы с тем, что сильному человеку ум не нужен? Что нужно кроме силы?
4. Покажи, какой ты внимательный. Возьми белые карточки. Повтори движения. А теперь будьте внимателен. Ты закроешь глаза и одна карточка изменится. Готов? Повторите новое движение. А теперь, то движение, которое исчезло (для выполнения заданий ведущий поочередно выбирает разных детей).
5. Физкультминутка. Запомни правила: музыка играет – ты бежишь, тишина – посмотри на ведущего и повтори движение.
Во время очередной паузы тишины, когда дети остановятся, включается аудиозапись знакомого сигнала: “Ты прошел уровень “Сила”! Еще один рывок и ты в финале. Ищи конверт с номером четыре и действуй по знакомому плану! Встретимся в финале! Удачи тебе!”.
IV уровень. “Цвет”
1. Найди название уровня. Для этого отгадай загадку.
Загадка: Цветное коромысло над рекой повисло.
А в радуге ровно их семь.
2. Возьми одну серую карточку. Переверни. Какого она цвета. Подумай и ответь, что природа создала таким цветом? (Дети поочередно открывают карточки и называют предметы, явления от природы зеленого, красного, желтого, голубого, коричневого, белого и черного цвета).
3. Ты знаешь кто такой Буратино? А как ты считаешь, он хороший герой или плохой? Вспомни, какие поступки он совершал. Найди картинки, на которых изображен Буратино. Возьми черную и белую пирамидки. Как ты думаешь, какой цвет подойдет хорошему поступку, а какой плохому? Освободи пирамидки от колец. Возьми картинку с поступком Буратино, посмотри и реши - какой это поступок, почему ты так думаешь, какого цвета кольцо стоит надеть на пирамидку? (дети по очереди открывают четыре отрицательных и четыре негативных поступка, оценивают их, объясняют свой выбор, надевают кольцо определенного цвета. Дети обсуждают выбор, ведущий направляет, в итоге должна получится полосатая пирамидка из равного количества черных и белых деталей). Посмотри на получившуюся пирамидку. Ответь, какой же все-таки герой Буратино – хороший или плохой (задача ведущего подвести детей к выводу о том, что Буратино - это ребенок, а все дети - хорошие, просто иногда ошибаются и поступают не совсем хорошо, поэтому прежде чем что-то сделать, надо хорошо подумать и стремится совершать только хорошие поступки)
Включается аудиозапись: “Ты прошел четвертый, последний уровень “Цвет”! Добро пожаловать в финал. Совсем скоро ты узнаешь название игры. Найди последний конверт и действуй! Удачи тебе!”
Финал игры
1. Найди название игры.
Подсказка – у каждого листа есть оборотная сторона (ведущий подводит детей к тому, чтобы перевернуть детали на другую сторону и вновь собрать “пазл”, помогает прочитать название игры “Супердети на планете”).
2. Ты догадался кто главный герой в игре? Кто же это?
3. Чтобы закончить игру, назови качества, которыми должен обладать главный герой, каким должен быть “СУПЕР ребенок”.
Подсказка - Вспомните название каждого уровня.
4. Это твое последнее задание, но оно самое главное для нас - создателей игры. Тебе предстоит оценить игру. Выслушай и выполни инструкцию:
- Подойди к столу. Сними человечка с твоим именем и рассмотри его лицо. Чего не хватает? Правильно, отсутствует рот. Возьми красный фломастер. Посмотри на ведущего. У него есть карточка с улыбкой… и карточка с недовольным выражением … Если тебе игра понравилась, и ты хочешь, чтобы создали ее компьютерную версию, нарисуй на лице своего человечка улыбку, если игра не понравилась – изобрази недовольство. Посели "суперребенка" на "суперпланету".
Заключительная часть
Подведение итогов, ритуал прощания.
На аудио записи громко звучат фанфары и уже знакомый голос:
- Мой юный друг! Ты справился со всеми заданиями! Ты показал, что ты внимательный, умный, ловкий! Но самое главное – ты умеешь дружить! Задумайся и ответь, справился бы ты один со всеми заданиями? Или каждый из Вас понемногу помог прийти к победе?...
- Конечно, вы справились потому, что были дружны и помогали друг другу! Теперь Вы все вместе настоящая, дружная, сильная команда - команда “супердетей”! Мы очень рады за вас и вашу победу! Мы узнаем ваше мнение о придуманной игре по выражению лица человечков.
- А у нас к вам последний вопрос – смогли бы вы такой большой и дружной компанией играть в такую же игру, но только за одним компьютером, смогли бы вы сохранить свою дружбу?
- Еще раз спасибо Вам, дети! И берегите дружбу!
Дети отвечают на вопрос, высказывают и обосновывают свой мнение.
Ритуал прощанья "Эстафета дружбы"
Ведущий:
- Дети, мне очень приятно и интересно было провести с Вами время. Давайте встанем в круг и выполним последнее пожелание – сохраним нашу дружбу. Я предлагаю закрепить Вашу дружбу дружеским рукопожатием. Сейчас я тихонько пожму ладошку одному из своих соседей, он передаст рукопожатие своему соседу и так по кругу пройдет наша дружба и вернется ко мне с другой стороны. Готовы. Закрывайте глаза.
- Вот и вернулось ко мне рукопожатие, обежав по кругу. Мы надолго закрепили нашу дружбу. Спасибо всем. До следующей встречи!
Литература
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Сфера, 2002.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М., 2008.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005.
- Толстой А.Н “Золотой ключик или Приключения Буратино” с иллюстрациями Леонида Владимировского.
- Семенович А.В. Нейропсихическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., Академия, 2002.