“Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает”. “Поэты нам говорят, что музыкой Орфей деревья, скалы, реки чаровал.
Всё, что бесчувственно, сурово, бурно, вскгда, на миг хоть, музыка смягчает”. В. Шекспир
“Музыка — высшее из искусств.” Гете
“Искусство — это сердце, способное мыслить”. Ш.Гуно
“...музыка, когда она совершенна — даёт, несомненно, самое яркое счастье”. Стендаль
“Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком её радостей и скорбей”. Р.Роллан
“Музыка — это звуки, но музыка — это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А.Луначарский
“Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”. Р. Эмерсон
“Искусство - это, прежде всего мастерство, умение создавать совершенные по форме вещи”. Стравинский И.Ф.
“Музыка — могучий источник мысли”. В.А. Сухомлинский
“Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь”. В.А.Сухомлинский
“Музыка есть предмет доставляющий человеку удовольствие, наслаждение”. Я.А.Коменский
“Музыка — то же, что воздух, излетевший внезапно из сердца.Многое чувствуешь в нём, но понятного мало рассудку”. С.Ф.Дуров.
“Музыка — арифметика звуков, подобно тому, как оптика — геометрия света”. К.Дебюсси
Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской русской народной песни.Задачи:
- воспитывать интерес к разным видам искусства через их содержание;
- развивать художественный, эстетический вкус, внутренний слух;
- учить внимательно слушать музыку, давать полные содержательные ответы, работать по карточкам, правильно и красиво исполнять музыкальные произведения.
Тип урока: применение знаний и умений.
Жанр: тематический.
Проблема урока: есть ли взаимосвязь картины и музыки
Методы и приёмы: погружение, соучастие, синквейн, беседа.
Музыкальный материал: “Вечерний звон” русская народная песня, сл. И.Козлова, песня “Планета детства” А.Журбина, сл. П.Синявского, песня “Благовест”.
Дополнительный материал: репродукция картины И.Левитана “Вечерний звон”, карточки со словами песен, карточки средств музыкальной выразительности.
Музыкальные инструменты: пианино, треугольники.
ИКТ: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход урока (таблица, в редакции автора).
Ход урока
Методы и приёмы | Содержание. Задачи |
Организационный момент Вопросы Активизация мыслительной деятельности
1. Вступительная беседа.
2. Работа по теме урока. 1. Беседа. Наглядность картина “Вечерний звон” Левитан Вопросы, межпредметная связь
Карточки с средствами выразительности
2. Слушание русской народной песни “Вечерний звон” слова Козлова. Вопросы.
3. Знакомство с видами церковного звона. Рассказ. Наглядность.
Слушание: звоны колоколов (будничный и праздничный) Приём сравнения Наглядность (репродукция Звонаря) Музыкально-ритмическая игра “Праздничный звон” доска ритм, музыкальные инструменты (треугольники) Приём имитации (групповая работа по рядам) 4. Пение. Песня “Благовест”, музыкальная пауза. Итог урока. Метод синквейна. |
Приветствие: Учить правильно
соять при пении. С каким настроение вы входили в класс? Произведения искусства тоже могут передавать определённое настроение тема нашего урока так и звучит “Настроение картины и музыки” Какие общие понятия есть в музыки и в живописи? (пейзаж, портрет) Что такое пейзаж? (изображение природы) Мир, в котором мы живём, полон разнообразных звуков, запахов, красок. Доводилось ли вам вслушиваться в ночную тишину, различая таинственные шорохи леса, мягкое веянье ветра, который прбежал по верхушкам деревьев, наблюдать за вспыхивающими языками костра и лунной дорожкой на воде? Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда невыглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки. Картины, написанные чудесным русским художником Левитаном, удивительно музыкальные. Каждой из них свойственна своя неповторимая интонация. И мы слышим, что эта интонация песенная, лиричная, задушевная. Глядя на картину, мы чувствуем её настроение, различаем голосаживойприроды. Задачи: Учить работать самостоятельно по карточкам, давать полные ответы. Внимательно вглядитесь в картину. Безмолвна эта картина или она звучит? Тихо или громко звучит картина? Мажоное или минорное впечатление оставляет её колорит? Какие звуки вы слышите в картине? Как художник добивается почти музыкальной плавности? Если бы вы писали музыку к картине, какой бы вабрали характер музыкального языка: песенный, танцевальный или маршевый? Сочините свою музыку к картине используя музыкальные краски, карточки перед вами Что мог слышать, на ваш взгляд Левитан, изображая этот тихий уголок Родины? Давайте и мы послушаем внимательно песню “Вечерний звон” и сядем в позу слушателя Задачи: Учить внимательно слушать музыку. Можно ли назвать русскую народную песню “Вечерний звон” музыкальной картиной? Почему? Что в ней изобразительно: слова или музыка? Как хоровые краски рисуют картину тёплого вечера? Что более важно: выразительность или изобразительность? Почему Левитан назвал свою картину “Вечерний звон”? Сравните её краски настроения с русской народной песней “Вечерний звон” С незапамятных времён бытуют у разных народов колокола. Звон им служил сигналом тревоги при пожаре, предупреждал о приближении врага, а в метели и бураны звоны помогали странникам найти дорогу. Колокола гудели в дни торжеств и бед. На Руси колокола появились в середине 9 века и стали неотемлемой частью церковных обрядов. Для них строились специальные звонницы. Родилось искусство звонарей, которое от века к веку усовершенствовали своё мастерство. Существуют несколько видов церковного звона Благовест, трезвон, перезвон, затравка, переборы, будничный, праздничный, малиновый Какой церковный праздник недавно отмечали все люди? (пасха) и мы все могли слушать праздничный звон. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте как это сказано в стихах: Колокола! Ваш звучный звон — язык земли, меня вскормившей. Живёт в вас радость, лич и стон, Колокола — Руси венец, червонным золотом горящий, ваш звон — связующая нить меж будущим и настоящим. (Г.Голубь) Задачи: учить внимательно слушать музыку, различать её особенности, через выявление выразительности отдельных интонаций. Послушайте будничный и праздничный звон, сравните их. Человека который звонил в колокол называли звонарь. Как вы думаете это лёгкое или трудное дело? Искусству звонить в колокол специально обучают людей. Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру “Праздничные звоны”. Задачи: Развивать музыкально ритмический слух, память, внимание. Учить играть на инструментах, воспитывать интерес к искусству. Каждый ряд - это одна группа, которая по очереди должна прохлопать чётко только свой ритм, (начать с первой группы первого ряда), когда каждая группа до совершенства доведёт свой ритм, необходимо прохлопать всем вместе одновременно, чтобы ребята почувствовали его звучания на слух. Затем выбрав по одному ребёнку с каждого ряда сыграть каждый ритм на инструментах (треугольниках) Про один из таких звонов сложили песню по мелодии определите её название. Что такое благовест? (благая весть), чтобы спеть песню давайте свой голос настроим на пение. Разминка: отдельно произносим по 4 раза разные звуки на выдохе, помогая себе руками, двигая руки вверх, вниз, в стороны. Задачи: Развивать вокально-хоровые навыки, дикцию, контилену, чистоту интонирования. - Произносим отдельно, чётко слова - Закончить фразу которую начну петь я - Сделайте динамическое развитие голосом Добиваться красивого, слаженного пения. - Пение отдельно по рядам. Какое настроение сейчас у вас вызвала музыка? Сформулируйте основную мысль услышанного и увиденного на уроке, 2 существительными двумя глаголами дополните эту мысль охарактеризуйте с помощью 3х прилагательных в одном предложении выразите собственное отношение одним словом сделайте вывод обо всём |