Цели:
- формирование у учащихся потребности регулярного чтения книг;
- развитие интереса учащихся к чтению; расширение кругозора учащихся;
- развитие умения сотрудничать друг с другом, с родителями, с учителем при выполнении проекта.
Оформление и оборудование:
- мультимедиа для показа презентации;
- магнитофон;
- выставка книг;
- портреты писателей;
- карточки с записанными мнениями детей;
- памятки для детей;
- рекомендации для родителей;
- плакаты с пословицами, обложками книг; на столах карточки с названиями групп.
Дети рассаживаются за круглыми столами по группам.
Ход мероприятия
Учитель:
Мы живём на чудесной планете –
На Земле, её любят все дети.
Но узнать о других мы хотим
В царство книг путешествие совершим.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего праздника! Мы отправляемся в путешествие… Слайд 1
- В книжкином царстве, в мудром государстве, жили-были: (хором каждая группа ребят говорит своё название) мудрецы, лекари, певцы,… жюри.
- Мы не просто в царстве побываем, многое мы здесь узнаем.
Но, а главное для нас защитить проекты в этот час.
Сборник своих любимых произведений представляйте без стесненья.
- А встречает нас в царстве Королева Книга.
К.К.:
Я – книга, я – учитель твой,
И ты дружи всегда со мной!
- Я рада приветствовать вас в своем царстве. Осмотрите мои владения, познакомьтесь с жителями царства поближе. Знайте, что мои подданные разговаривают молча.
- Ребята, а вы знаете, как книга попадает к вам, к читателям? Об этом нам расскажут мудрецы.
Выходит группа ребят-мудрецов (в руках у каждого картинка соответствующая рассказу)
Мудрецы
1 ученик. Жизнь любой книги начинается в лесу. Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Жужжит в умелых руках электропила, и одно за другим падают на землю деревья.
2 ученик. Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактор. Это он помогает вывозить огромные деревья через таежный бурелом.
3 ученик. Река - самая просторная дорога для леса. Плывут по ней бревна вниз по течению. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Это сильные, храбрые, умелые люди.
4 ученик. “Голубая дорога” приведет стволы на бумажный комбинат. Там деревья распиливают, превращают в опилки, а затем варят и получают волокнистую массу, похожую на тесто.
5 ученик. А дальше раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из этих полос получается бумага.
6 ученик. Но до книги еще далеко. Писатель должен написать ее, художник нарисовать иллюстрации, а затем в типографиях все это напечатать.
Слайд 2 (Презентация)
Учитель: С книгой надо дружить. Она друг, который никогда не обидит, всегда поможет, научит видеть прекрасное. Книга – это друг, с которым подружишься и никогда не захочешь расставаться. И сейчас у вас, ребята, есть возможность рассказать “о ваших новых друзьях”.
- Для защиты проекта приглашается ……… (Защищают проекты дети из группы мудрецов, начинает тот, у кого не было слов).
Выходят ребята и защищают свои проекты.
К.К.: Продолжать нам путешествие с героями сказки интереснее (выходят герои романа-сказки Н.Носова в костюмах). Слайд 3
- Вы их узнали? Незнайка с друзьями приготовили сюрприз - песню “Гимн Незнайки и его друзей”.
Ребята поют песню.
Учитель: Друзья правы – всё на свете невозможно знать.
Но тот, кто хочет много знать, многого добиться
Обязательно читать должен не лениться.
Слайд 4
- Для защиты проекта приглашается … (Защищают проекты дети из группы певцов, начинает тот, кто не пел).
Выходят ребята и защищают свои проекты.
К.К.: Я хочу представить вам книжного героя. Это доктор Пилюлькин. Герой романа-сказки Николая Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.
Доктор Пилюлькин: Я доктор, книжкин друг. Лечу не ребят, не зверят, а книжки. Да-да не удивляйтесь. Книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Они как-то незаметно начинают желтеть, бледнеть, сохнуть и рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь им прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книгу, расправляем ей странички, делаем новый корешок. А чтобы книжки не были на нас в обиде, нужно запомнить несколько правил.
Выходят ребята – лекари и рассказывают правила обращения с книгой, в заключении каждому ученику класса раздают памятку.
Лекари
1 ученик. Берите книгу чистыми руками.
2 ученик. Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
3 ученик. Не кладите в книгу карандаши и другие предметы – от этого рвется переплет.
4 ученик. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
5 ученик. Не читайте книгу во время еды.
6 ученик. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
Слайд 5
Д. Пилюлькин: Постарайтесь, любезные мои друзья, крепко запомнить эти правила.
Учитель:
- Для защиты проекта приглашается … (Защищают проекты дети из группы лекарей).
- Королева Книга тоже приготовила проект по своим любимым произведениям.
Выходят ребята и защищают свои проекты.
Учитель:
Вы, ребята, молодцы!
Порадовали нас от души.
Пока жюри совещается
Для вас викторина начинается.
Первая викторина “Кто это?”. (Дети отгадывают и изображают движениями этого героя):
1. “Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил!.. Я самый тяжелобольной в мире. И если ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, я отвечу, что ничего. Ничего, кроме огромного торта, горы шоколада и большого куля конфет!” (Карлсон)
Слайд 6
2. “Он рос вместе с волчатами, и отец волк учил его. Поэтому он понимал каждый шорох в траве, каждое дуновение тёплого ночного ветерка, каждый круг совы над головой, каждое движение рыбы в пруду”. (Маугли)
Слайд 7
3. Многим долго неизвестный, стал он каждому
дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка
знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся … (Чиполлино).
Слайд 8
4. “Я думал и, наконец, все понял. Это неправильные пчелы… И они, наверное, делают неправильный мед… А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я… Не то чтобы совсем не попал, но только не попал в шарик!” (Винни-Пух)
Слайд 9
5. “Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже не снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу”. (Дядя Фёдор)
Слайд 10
6. Перед волком не дрожал, от медведя убежал.
А лисице на зубок всё ж попался … (Колобок).
Слайд 11
Вторая викторина “В кого были заколдованы?”:
1. Князь Гвидон? (Комара, муху, шмеля – “Сказка о царе Салтане”).
2. Нильс? (В крошечного человечка – “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.
3. Василиса Прекрасная? (В лягушку – “Царевна-лягушка”, “Василиса Прекрасная”).
4. Царевна-Лебедь? (В лебедя – “Сказка о царе Салтане”).
5. Иванушка? (В козлёнка – “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”).
6. Людоед? (В льва, мышь – “Кот в сапогах”).
Награждение. Слайд 12
- В заключение хотелось бы сказать большое спасибо родителям, которые смогли прийти на праздник и вручить вам памятки “Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей”.
Приложения
1. Правила обращения с книгой (памятки для детей)
1. Берите книгу чистыми руками.
2. Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы.
3. Не кладите в книгу карандаши и другие предметы – от этого рвется переплет.
4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой.
5. Не читайте книгу во время еды.
6. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их.
2. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.