Тема урока "Наши права". 9-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика

Класс: 9


Краткий план занятия

I. Организационный момент:

  • День недели?
  • Какое занятие?
  • Название?
  • Что изучаем?

II. Повторение:

  1. Повторить в тетради
  2. Карточки
  3. На доске

III. Новая тема:

IV. Физминутка - снять усталость.

V. Закрепление новой темы: отрывки из мультфильмов.

  • Бременские музыканты.
  • Рыжий.
  • Буратино.
  • Шрек.

VI. Коррекционная работа: Из слова “обязанности” составляют слова.

VII. Итог: карточки с вопросами и ответами “+”, “-”.

На следующих занятиях мы продолжим изучать тему “Наши права”.

Занятие окончено!

Описание занятия

Цель: формирование у учащихся с отклонениями в развитии элементов правовой культуры

Задачи.

  • Познакомить детей с новым нормативно-правовым документом “Конвенция о правах ребёнка”.
  • Способствовать расширению представлений по обсуждаемой теме, активизировать познавательную деятельность, формировать речевую активность, развивать память, мышление, внимание.
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Проверка готовности к уроку Проверка наличие памяток, ручек
Повторение пройденного - Ребята давайте повторим, как называется наше факультативное занятие? - СПО - социально-правовая ориентировка (на доске)
- Что мы изучаем на них? - Права и обязанности (на доске понятия “права”, “обязанности”)
- Правильно! Мы с вами уже изучили ваши права и обязанности на примере Устава нашей школы (это основной школьный документ, в котором освещены права и обязанности учащихся), откройте ваши памятки и повторите, пожалуйста, их; - Повторяют
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы должны отделить “права” и “обязанности” - Работают самостоятельно
- Давайте проверим! Сначала проверим, какие права вы имеете:

- бесплатное образование;

- участие в жизни и деятельности школы;

-о храна жизни и здоровья (на доску).

А теперь, вспомним ваши обязанности:

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к школьному имуществу;

- выполнять правила поведения и правила внутреннего распорядка школы (на доску);

- Молодцы! Продолжим…

- Учащиеся вслух озвучивают ответы и прикрепляют их на доску
Объяснение новой темы - Мы изучили с вами какие права и обязанности вы имеете по Уставу нашей школы.

Но так как вы являетесь не только учениками нашей школы, но и гражданами нашей страны, то должны знать, что в нашей стране и в мире существует ряд законов, которые также определяют права и обязанности граждан.

Сегодня мы познакомимся с документом, который защищает детей – это Конвенция о правах ребёнка (на доске как тема урока), которая была подписана в 1989 году ООН (на доске - словарное слово). Запишем в памятки: ООН – организацией объединённых наций.

Это самая главная в мире организация, уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов.

В Совет Безопасности входит 15 членов Совета. Среди них - пять постоянных: США, Россия, Англия, Франция, Китай.ООН провозгласило, что дети имеют право не особую заботу и защиту.

В Конвенции о правах ребёнка сказано, о правах ребёнка независимо от его цвета кожи, веры исповедания, социального статуса. Конвенция содержит 54 статьи, в которых говориться о защите и гармоничном развитии ребёнка.

- Слушают
остановлюсь лишь на нескольких статьях - №, 6, 7, 8, 16, 28, 29.

Статья № 6 – каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь и неприкосновенность. Прочитайте её – (на доске).

Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Прочитайте её – (на доске).

В cтатье № 16 – говориться, что ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию. Прочитайте её вслух - (на доске).

Статьи № 28-29 - в которой, говориться о том, что каждый ребёнок имеет право на образование. Прочитайте её вслух - (на доске).

- Дети знакомятся со статьями
Физминутка “Сбрось усталость” А сейчас перед просмотром видеосюжетов я предлагаю вам немного отдохнуть.

Встаньте около своих парт и всю скопившуюся за день усталость мысленно стряхните. Давайте поднимем через стороны руки вверх на вдохе, а на выдохе опускаем руки вниз.

- Повторяют за педагогом
Закрепление новой темы А теперь садимся на свои места и смотрим отрывки из мультфильмов. Дети очень любят смотреть мультфильмы, вот и представьте, что персонажи мультфильмов – это дети.

Ваша задача после просмотра ответить на мой вопрос.

1-й отрывок из мультфильма “Бременские музыканты”, а вопрос такой:

Какое право было нарушено в отношении короля? (Ст.6- право на жизнь и неприкосновенность)

2-й отрывок из мультфильма “Рыжий, рыжий канапатый”, вопрос: какое право сохраняется за ребёнком с момента его рождения?

(Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи)

3-й отрывок из мультфильма Буратино”, вопрос такой: Каким правом воспользовался Буратино? (Ст.28-29 – каждый ребёнок имеет право на образование)

Напоминаю, что на территории нашего государства принят закон “Об образовании”, который гласит, что все дети обязаны получить образование.

Мы с вами о нём уже говорили на предыдущих занятиях.

4-й отрывок из мультфильма Шрек”, вопрос такой: Какое право Шрека было нарушено?

(Ст. № 16 – ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию.)

Итак, мы с вами познакомились, лишь с малой частью тех прав, которые прописаны в “Конвенции о правах ребёнка”, с остальными мы познакомимся на следующих уроках факультатива.

А сейчас, я предлагаю вспомнить о том задании, которое вы получили на предыдущем факультативе (Рассказать о своём имени).

В вашем классе очень много красивых имён, расскажите коротко о них.

В “Конвенции о правах ребёнка” говориться, что каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя (ст. №7) - прочитайте её, пожалуйста.

 
  Итак, давайте повторим, какой документ мы сегодня начали изучать?

Какие статьи мы рассмотрели?

Могут ли они нам пригодиться в жизни?

А сейчас я раздам вам тесты, вы должны будете выбрать правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Самая главная в мире организация:

А) школа;

Б) Государство;

В) ООН.

2. В каком документе сказано о правах детей:

А) учебник по обществознанию;

Б) Конвенция о правах ребёнка;

В) классный журнал.

3. Каким правом обладает каждый ребёнок с момента рождения:

А) правом на вождение автомобиля;

Б) правом на жизнь, на имя;

В) правом на имущество.

4. Какой закон гласит о необходимости обучения в школе:

А) закон “Об образовании”;

Б) Закон притяжения;

В) Закон “Об уголовной ответственности”.

5. Права освобождают от обязанностей?

А) да;

Б) нет;

В) по-необходимости.

А теперь посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы.

За каждый правильный вопрос поставьте себе по одному баллу.

Посчитайте баллы.

Кто набрал 5 баллов?

А у кого 4?

Молодцы!

Самопроверка
Коррекционная задача В “Конвенции о правах ребёнка” сказано, что каждый ребёнок имеет, не только права, но и обязанности перед обществом, в котором он живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других детей.

Мы сегодня уже повторили обязанности, которые вы должны выполнять в школе, а сейчас.

А сейчас, вам предстоит из слова “Обязанности” составить максимальное количество новых слов, за одну минуту!

Преступайте!

Дети составляют слова, развивая тем самым воображение, внимание, память, сообразительность
Итог занятия Проверим, у кого получилось больше всех слов! Есть слова, которые связаны с термином “Обязанность”?

Какие? (Ответ: обязан, знать)

Конечно, ведь каждый человек обязан не только знать свои права и обязанности, но и уметь ими пользоваться!

Вот об этом мы более подробно поговорим на наших следующих занятиях!

На этом наше занятие окончено, всем спасибо!

Рефлексия