Краткий план занятия
I. Организационный момент:
- День недели?
- Какое занятие?
- Название?
- Что изучаем?
II. Повторение:
- Повторить в тетради
- Карточки
- На доске
III. Новая тема:
IV. Физминутка - снять усталость.
V. Закрепление новой темы: отрывки из мультфильмов.
- Бременские музыканты.
- Рыжий.
- Буратино.
- Шрек.
VI. Коррекционная работа: Из слова “обязанности” составляют слова.
VII. Итог: карточки с вопросами и ответами “+”, “-”.
На следующих занятиях мы продолжим изучать тему “Наши права”.
Занятие окончено!
Описание занятия
Цель: формирование у учащихся с отклонениями в развитии элементов правовой культуры
Задачи.
- Познакомить детей с новым нормативно-правовым документом “Конвенция о правах ребёнка”.
- Способствовать расширению представлений по обсуждаемой теме, активизировать познавательную деятельность, формировать речевую активность, развивать память, мышление, внимание.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку | Проверка наличие памяток, ручек |
Повторение пройденного | - Ребята давайте повторим, как называется наше факультативное занятие? | - СПО - социально-правовая ориентировка (на доске) |
- Что мы изучаем на них? | - Права и обязанности (на доске понятия “права”, “обязанности”) | |
- Правильно! Мы с вами уже изучили ваши права и обязанности на примере Устава нашей школы (это основной школьный документ, в котором освещены права и обязанности учащихся), откройте ваши памятки и повторите, пожалуйста, их; | - Повторяют | |
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы должны отделить “права” и “обязанности” | - Работают самостоятельно | |
- Давайте проверим! Сначала
проверим, какие права вы имеете: - бесплатное образование; - участие в жизни и деятельности школы; -о храна жизни и здоровья (на доску). А теперь, вспомним ваши обязанности: - добросовестно учиться; - бережно относиться к школьному имуществу; - выполнять правила поведения и правила внутреннего распорядка школы (на доску); - Молодцы! Продолжим… |
- Учащиеся вслух озвучивают ответы и прикрепляют их на доску | |
Объяснение новой темы | - Мы изучили с вами какие права и
обязанности вы имеете по Уставу нашей школы. Но так как вы являетесь не только учениками нашей школы, но и гражданами нашей страны, то должны знать, что в нашей стране и в мире существует ряд законов, которые также определяют права и обязанности граждан. Сегодня мы познакомимся с документом, который защищает детей – это Конвенция о правах ребёнка (на доске как тема урока), которая была подписана в 1989 году ООН (на доске - словарное слово). Запишем в памятки: ООН – организацией объединённых наций. Это самая главная в мире организация, уникальное международное сообщество, имеющее целью способствовать поддержанию и укреплению мира, экономическому и социальному прогрессу всех стран и народов. В Совет Безопасности входит 15 членов Совета. Среди них - пять постоянных: США, Россия, Англия, Франция, Китай.ООН провозгласило, что дети имеют право не особую заботу и защиту. В Конвенции о правах ребёнка сказано, о правах ребёнка независимо от его цвета кожи, веры исповедания, социального статуса. Конвенция содержит 54 статьи, в которых говориться о защите и гармоничном развитии ребёнка. |
- Слушают |
остановлюсь лишь на нескольких
статьях - №, 6, 7, 8, 16, 28, 29. Статья № 6 – каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь и неприкосновенность. Прочитайте её – (на доске). Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Прочитайте её – (на доске). В cтатье № 16 – говориться, что ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию. Прочитайте её вслух - (на доске). Статьи № 28-29 - в которой, говориться о том, что каждый ребёнок имеет право на образование. Прочитайте её вслух - (на доске). |
- Дети знакомятся со статьями | |
Физминутка “Сбрось усталость” | А сейчас перед просмотром
видеосюжетов я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте около своих парт и всю скопившуюся за день усталость мысленно стряхните. Давайте поднимем через стороны руки вверх на вдохе, а на выдохе опускаем руки вниз. |
- Повторяют за педагогом |
Закрепление новой темы | А теперь садимся на свои места и
смотрим отрывки из мультфильмов. Дети очень
любят смотреть мультфильмы, вот и представьте,
что персонажи мультфильмов – это дети. Ваша задача после просмотра ответить на мой вопрос. 1-й отрывок из мультфильма “Бременские музыканты”, а вопрос такой: Какое право было нарушено в отношении короля? (Ст.6- право на жизнь и неприкосновенность) 2-й отрывок из мультфильма “Рыжий, рыжий канапатый”, вопрос: какое право сохраняется за ребёнком с момента его рождения? (Статья № 8 – каждый ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи) 3-й отрывок из мультфильма “Буратино”, вопрос такой: Каким правом воспользовался Буратино? (Ст.28-29 – каждый ребёнок имеет право на образование) Напоминаю, что на территории нашего государства принят закон “Об образовании”, который гласит, что все дети обязаны получить образование. Мы с вами о нём уже говорили на предыдущих занятиях. 4-й отрывок из мультфильма “Шрек”, вопрос такой: Какое право Шрека было нарушено? (Ст. № 16 – ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. Незаконного посягательства на его честь и репутацию.) Итак, мы с вами познакомились, лишь с малой частью тех прав, которые прописаны в “Конвенции о правах ребёнка”, с остальными мы познакомимся на следующих уроках факультатива. А сейчас, я предлагаю вспомнить о том задании, которое вы получили на предыдущем факультативе (Рассказать о своём имени). В вашем классе очень много красивых имён, расскажите коротко о них. В “Конвенции о правах ребёнка” говориться, что каждый ребёнок с момента рождения имеет право на имя (ст. №7) - прочитайте её, пожалуйста. |
|
Итак, давайте повторим, какой
документ мы сегодня начали изучать? Какие статьи мы рассмотрели? Могут ли они нам пригодиться в жизни? А сейчас я раздам вам тесты, вы должны будете выбрать правильный ответ из предложенных вариантов: 1. Самая главная в мире организация: А) школа; Б) Государство; В) ООН. 2. В каком документе сказано о правах детей: А) учебник по обществознанию; Б) Конвенция о правах ребёнка; В) классный журнал. 3. Каким правом обладает каждый ребёнок с момента рождения: А) правом на вождение автомобиля; Б) правом на жизнь, на имя; В) правом на имущество. 4. Какой закон гласит о необходимости обучения в школе: А) закон “Об образовании”; Б) Закон притяжения; В) Закон “Об уголовной ответственности”. 5. Права освобождают от обязанностей? А) да; Б) нет; В) по-необходимости. А теперь посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы. За каждый правильный вопрос поставьте себе по одному баллу. Посчитайте баллы. Кто набрал 5 баллов? А у кого 4? Молодцы! |
Самопроверка | |
Коррекционная задача | В “Конвенции о правах ребёнка”
сказано, что каждый ребёнок имеет, не только
права, но и обязанности перед обществом, в
котором он живёт, и должен вести себя так, чтобы
его права и свободы не мешали правам и свободам
других детей. Мы сегодня уже повторили обязанности, которые вы должны выполнять в школе, а сейчас. А сейчас, вам предстоит из слова “Обязанности” составить максимальное количество новых слов, за одну минуту! Преступайте! |
Дети составляют слова, развивая тем самым воображение, внимание, память, сообразительность |
Итог занятия | Проверим, у кого получилось
больше всех слов! Есть слова, которые связаны с
термином “Обязанность”? Какие? (Ответ: обязан, знать) Конечно, ведь каждый человек обязан не только знать свои права и обязанности, но и уметь ими пользоваться! Вот об этом мы более подробно поговорим на наших следующих занятиях! На этом наше занятие окончено, всем спасибо! |
Рефлексия |