Цели. Познакомить учащихся со звуком [й'], буквой й; учить выделять звук в словах, обозначать в письменной речи соответствующей буквой; развивать речь, логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся; осваивать программу “ЛогоМиры”, применяя информационные технологии.
Оборудование. Компьютеры. Время работы на компьютере для учащихся 1 класса не более 10 минут, что соответствует санитарным нормам.
Учебник “Букварь” под редакцией Т.М. Андриановой, индивидуальные карточки для звуковых схем.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Для чего нам необходимо повторять изученный материал?
Дети. Чтобы хорошо запоминать и эти знания использовать в будущем.
У. Какая пословица о важной роли повторения вам известна?
Д. “Повторение – мать учения”.
Устный опрос (с опорой на ленту букв на с. 157 Букваря)
У. На какие группы можно разделить все буквы русского алфавита?
Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки.
Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки.
Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
С какой буквой мы познакомились на последних уроках?
Д. Мы познакомились с буквой Ё.
Работа на компьютере.
У. Эта буква встретится вам в словах-отгадках. Для этого нужно разгадать кроссворд, помещённый на экране компьютера. В каком порядке нужно выполнять это задание?
Д. Прочитать загадку, отгадать её. Найти соответствующую горизонталь или вертикаль. Записать слово, перетаскивая буквы курсором.
У. На какую кнопку мыши надо нажимать?
Д. На левую.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка.
У. Прочитайте загадку, назовите отгадку.
Д. Осёл, самолёт, ёлки, ёжик.
У. На какие две группы можно разделить слова?
Д.
- по количеству слогов;
- живая природа и вещи;
- буква Ё обозначает звук [о] после мягкого согласного в слиянии
- (осёл, самолёт); Ё обозначает [йо] в начале слова (ёжик, ёлки)
У. Когда ещё буква Ё обозначает слияние двух звуков?
Д. После гласной буквы.
У. Что можно сказать о количестве звуков и букв в таких словах?
Д. Звуков больше, чем букв.
III. Знакомство с новым материалом.
У. А вот в слове, которое вы назовёте, звуков столько же, сколько букв.
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
Д. Солнечный зайчик.
У. Выложите схему этого слова.
(Дети выполняют работу на парте, один ученик – на демонстрационном наборном полотне)
Проверка: звуко-буквенный анализ слова.
У. Произнесите третий звук. Дайте характеристику.
Д. [й] – согласный, всегда мягкий, звонкий, непарный.
У. Назовите слова с этим звуком, которые встретятся в сказке.
Что вы знаете о йогах?
“Что вы знаете о йогах?” - так называлась книжка, которую мышонок Мыша нашёл в саду. На обложке был нарисован голый дяденька – йог, который, как ни в чём не бывало, лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
- Надо попробовать! – решил Мыша. – Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа открывает печку, а я там сижу на углях и говорю: “Что, йога не видел, что ли?”
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилёг, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: - Ой-е-е-е-ей!!!
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжёт! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: “Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет”.
(Г. Юдин)
У. Звук [й] в письменной речи обозначается буквой й.
Букву Й зовут “и кратким”.
[Й], как И в твоей тетрадке.
Чтобы [Й] не путать с И,
Сверху галочку пиши.
IV. Физкультминутка.
Выскочили маленькие зайчики. Лапки поджали к груди.
Им весело, они скачут.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка – прыг – и убежал.
V. Закрепление нового материала.
Работа с текстом на компьютере.
У. Зайчики такие шустрые, озорные, так прыгали, что слова из текста высыпались. Что делать?
Д. Восстанавливать текст.
У. Прочитайте вполголоса текст “В роще” и найдите слова с буквой Й.
Дополните предложения подходящими по смыслу словами, помещёнными в рамке.
Подготовьте пересказ.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка: чтение текста (2-3 учащимися).
У. Где были дети?
Понравилось ли ребятам? Прочитайте предложение, в котором об этом говорится. Чем заняты обитатели рощи?
Какие встретились правила?
Д. Начало и конец предложения, гласные после шипящих.
У. Кто заметил ошибку?
Д. Нет точки в последнем предложении.
У. Докажите, что это предложение.
Перескажите текст как запомнили.
VI. Итог.
- Понравился ли вам урок? Чем? Что нового вы узнали, чему учились?
- А как вы работали? (Дружно)
- Какие пословицы о дружбе вам известны?
- Составьте из данных слов ещё одну.
С помощью карточек со словами товарища, сам, выручай, а, погибай дети собирают пословицу, читают её и объясняют смысл.