Растровая и векторная графика. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока.

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувства ответственности, самодисциплины и самоорганизации, ответственное отношение к разработке индивидуальных проектов.

Развивающие:

  • развивать внимание, творческие способности, познавательный интерес, способности к сотрудничеству и диалогу.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический (разработка индивидуальных проектов – разработка растрового и векторного изображений).

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

ТСО: интерактивная доска, ЭВМ, мультимедиа проектор.

Программное обеспечение.

  1. Операционная система Microsoft Windows XP Professional и Linux.
  2. Пакет офисных приложений Microsoft Office
  3. Растровый графический редактор KolourPaint.
  4. Векторный графический редактор Inkscape.
  5. Программа Таймер-секундомер (freeware).
  6. Проигрыватель Windows Media Player.

Структура урока.

  1. Постановка темы и цели урока (1 минута).
  2. Актуализация пройденного материала (7 минут).
  3. Контроль и самопроверка знаний (кроссворд) (10 минут).
  4. Разработка индивидуальных проектов в графических редакторах (25 минут).
  5. Подведение итогов урока (2 минуты).

Презентация

I. Постановка темы и цели урока (1 минута)

Ребята, здравствуйте. Записали число, д.з. п.1.3 повторить, тему урока – “Растровая и векторная графика”. Мы продолжаем с Вами изучать тему “Кодирование и обработка графической информации”. Сегодня на уроке мы вспомним, что нам известно про растровые и векторные изображения и проверим ваши умения и навыки создавать изображения в графических редакторах KolourPaint и Inkscape.

II. Актуализация пройденного материала (7 минут)

Внимательно рассмотрите изображения:

Что общего в изображениях?

Ответ: все эти изображения состоят из множества цветных точек (пикселей).

Какого вида эти изображения?

Ответ: Растровые.

А что общего в этих изображениях?

Ответ: все эти изображения состоят из простых геометрических фигур: линий, дуг, прямоугольников, окружностей, точек и т.д.

Какого вида эти изображения?

Ответ: Векторные.

Давайте вспомним как кодируются растровые и векторные изображения.

Растровые: Каждый пиксель имеет свой цвет, для кодирования которого требуется определенное количество бит информации. Перед Вами двоичный код двухцветного изображения, восстановите это изображение. В результате получится ЗАЯЦ.

Векторные: Векторные изображения формируются из графических примитивов, которые описывают математическими формулами. Перед Вами заданы графические примитивы, нарисуйте векторный рисунок.

III. Контроль и самопроверка знаний (10 минут)

Теперь я предлагаю Вам проверить свои знания о растровых и векторных изображениях с помощью кроссворда, название которого зашифровано и Вам нужно его будет разгадать. 5 минут Вы разгадываете самостоятельно, ну а потом все вместе проверим на доске. По окончании времени один учащийся зачитывает вопросы, остальные по очереди выходят и записывают ответы на ИД.

Кроссворд “Графика”

Вопросы:

  1. Этот цвет получается при смешении зеленого и синего цвета в цветовой модели RGB и является основным цветом в модели CMYK. (Голубой)
  2. Как называется процесс преобразования изображения из аналоговой формы в двоичный код? (Дискретизация)
  3. Этот цвет является основным в цветовой модели RGB. (Красный)
  4. Как называется основной цвет или тон, на котором размещается изображение? (Фон)
  5. Что является минимальным элементом растрового изображения? (Пиксель)
  6. Этот инструмент графического редактора предназначен для стирания отдельных частей рисунка. (Ластик)
  7. Из этой совокупности цветов мы выбираем любой цвет. (Палитра)

IV. Разработка индивидуальных проектов в графических редакторах (25 минут)

Все помнят, что с 14 по 25 октября 2010 года на всей территории Российской Федерации проходила Всероссийская перепись населения. Этот коллективный портрет страны был отображен на эмблеме, которую мы видели на шарфах, бланках, ленточках и даже на Юбилейной монете в 10 рублей. Ваша задача – нарисовать эту эмблему без надписей с помощью растрового графического редактора KolourPaint.

В векторном графическом редактор Inkscape нарисуйте любого по желанию позитивного кота Гарфилда.

V. Подведение итогов урока (2 минуты)

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке.

Рефлексия: Наш урок подошел к концу. Ребята, а теперь я прошу каждого из вас оценить свою работу (на сколько вы были активны, всё ли вам удалось на уроке, оцените своё состояние на уроке). На доске нарисован нотный стан со скрипичным ключом, оцените своё эмоциональное состояние с помощью нот (чем выше настроение, тем выше нота на стане).

Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.

Резерв: 7-23 февраля 2014 г. в городе Сочи будут проходить XXII Олимпийские зимние игры. Зимой 2009 г. уже была принята официальная эмблема Зимних Олимпийских игр и был объявлен конкурс на разработку талисмана игр. Я предлагаю Вам на альбомных листах придумать талисман Зимних Олимпийских игр, а на следующем уроке воспроизвести его в растровом или векторном графическом редакторе.

Литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.
  2. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.
  3. Интернет-ресурсы.