Одной из главных задач школы является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму. Образовательный процесс должен быть организован так, чтобы давать возможность развития и реализации способностей школьников, навыков исследовательской работы. [1, с. 195]
Исследовательская деятельность учащихся является одной из наиболее эффективных образовательных технологий. Именно учебные исследования способствуют развитию мотивации учащихся, их профессиональной ориентации. [1, с. 196]
Одним из видов внеклассных мероприятий, активизирующих научно-исследовательскую деятельность учащихся, их познавательную активность являются научно-практические конференции. Такие мероприятия способствуют более полному формированию представлений учащихся о будущей профессиональной деятельности, активизируют творческую мысль, усиливают мотивацию к учению. Однако для педагога, особенно молодого, иногда бывает сложен процесс подготовки и организации подобного рода внеклассного мероприятия. С целью оказания помощи в организации и проведении конференции и была составлена данная разработка. В ней представлена вся необходимая организационная документация для проведения научно-практической конференции среди старшеклассников на тему “Современные информационные технологии в профессиональной деятельности”. Данная тема предполагает, что на этапе подготовки конференции школьники “пробуют” себя в той или иной профессиональной деятельности, и во время проведения конференции могут поделиться “опытом” применения различных специализированных программ, предназначенных для работы в той или иной сфере, продемонстрировать результаты своей работы в них. Кроме того, многие старшеклассники при подготовке материала конференции отслеживали последние новинки программного обеспечения, применяемого в различной профессиональной деятельности, с чем также ознакомили всех участников конференции.
При подготовке к конференции часть учащихся готовила выступления с докладами. Для проведения первой конференции можно рекомендовать следующие темы докладов: “PUBLISHER в издательском деле”, “EXCEL для экономиста”, “Правовые системы (Гарант, Консультант, …)”, “Использование математических пакетов в расчетах”, “Построение чертежей”, “3D графика” и др. Другая группа участников готовила презентации, которые были представлены во втором блоке конференции.
Данная разработка включает в себя Положение о проведении общешкольной научно-практической конференции, План проведения конференции, Проект решения и Отчет о проведенной конференции.
Положение об организации и проведении
общешкольной научно-практической конференции
“Современные информационные технологии в
профессиональной деятельности”
1. Общие положения
1.1. Общешкольная научно-практическая конференция “Современные информационные технологии в профессиональной деятельности” (далее – конференция) проводится в целях активизации научно – исследовательской деятельности школьников.
1.2. Ответственными за организацию и проведение конференции являются (ФИО организаторов).
2. Цель, задачи и принципы конференции
2.1. Цель конференции: активизация научно-исследовательской деятельности школьников, их познавательной активности, превращение учащихся из пассивных наблюдателей в системе традиционного обучения в активных субъектов познавательного процесса в условиях использования современных информационных технологий в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.
2.2. Задачи конференции:
- обмен исследовательскими и научными материалами по теме конференции с целью комплексного рассмотрения современных достижений науки и техники в области информационных технологий;
- выявление проблем при использовании информационных технологий в профессиональной деятельности.
2.3. Принципы конференции устанавливают общие правила работы конференции и обязательны для исполнения всеми участниками конференции. Они включают:
- принцип толерантности, уважения к высказываемым мнениям;
- принцип открытости работы конференции для всех участников;
- принцип ответственности за высказываемые мнения, идеи и предложения;
- принцип поддержки творческой инициативы участников конференции;
- принцип разнообразия содержания и формы представляемых материалов.
3. Участники конференции
3.1. Участники конференции подразделяются на следующие категории:
- собственно участники конференции (учащиеся “наименование оу”);
- организационный комитет конференции;
- гости конференции (все желающие).
3.2. Участники конференции выступают на конференции с докладами и презентациями.
3.3. Оргкомитет конференции организует подготовку и проведение конференции.
3.4. Гостем конференции может быть любой желающий. Гости имеют возможность присутствовать на конференции, принимать участие в обсуждении докладов и задавать докладчикам вопросы.
4. Организация работы конференции
4.1. Дата проведения:
4.2. Место проведения: наименование оу, № кабинета.
4.3. Условия участия в конференции:
Соблюдение условий, указанных в данном положении, обязательно для всех участвующих в конференции. Не соблюдение одного или нескольких условий является основанием для исключения из числа участвующих в конференции. Условия складываются из следующих элементов:
- сроки предоставления материалов участниками конференции;
- требования к оформлению материалов;
- регламент выступлений;
- этика конференции.
4.4. К материалам конференции предъявляются следующие требования:
Требования по содержанию:
- соответствие теме и научно-практической направленности конференции;
- чёткость и непротиворечивость изложения, стилистическая выдержанность текста.
4.5. В рамках работы конференции устанавливается следующий регламент:
- на доклад предоставляется 4-5 мин;
- на вопросы и комментарии до 5 мин;
- на вступительное и завершающее слово ведущего до 10 мин.
4.6. Этика конференции предполагает соблюдение принципов конференции, следование традициям выступлений и дискуссий, деловому этикету. Решение о несоответствии поведения участвующего этике конференции и ответственности участвующего принимает организационный комитет конференции.
4.7. В рамках конференции проводится конкурс презентаций на тему “Hi-tech – мир высоких технологий”, в котором могут принять участие все желающие учащиеся школы. Срок предоставления работ на конкурс – (дата).
4.8. Итогом конференции является принятие выработанного решения конференции. Решение должно отражать основные выводы, к которым пришли участники конференции в результате обсуждения её проблематики. Решение конференции готовится организационной группой конференции. Решение конференции принимается после подведения итогов простым большинством голосов, присутствующих на конференции.
Программа конференции
Организационный комитет
- ФИО – должность;
- …
Цели мероприятия:
- стимулирование учебного творчества школьников и выработка практических навыков работы в информационных технологиях;
- углубление и расширение знаний, умений и навыков старшеклассников;
- развитие творческой и познавательной активности учащихся;
- формирование навыков сотрудничества и планирования деятельности;
- развитие презентационных умений и навыков;
- обобщение и анализ информации о возможной будущей профессиональной деятельности (профориентационная направленность).
Техническое обеспечение: (указать ТС).
План проведения мероприятия.
- Презентация “Мой край”. (5 мин.)
- Вступительное слово оргкомитета. (5 мин.)
- Основная часть конференции. (40 мин.)
- Заключительное слово оргкомитета. Голосование, подведение итогов. (10 мин.)
Участники конференции.
Выступления с докладами – учащиеся классов (указать каких).
Слушатели – учащиеся классов (указать каких), ведущие учителя, представители администрации школы.
Слушатели конференции могут принимать участие в обсуждении докладов, задавать вопросы докладчикам, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.
По окончании мероприятия подводятся итоги, награждаются участники и активные слушатели конференции.
Проведение конференции.
Первый блок. Доклады с презентацией на тему конференции (не более 5 минут на выступление).
№ п/п |
Ф.И.О. учащегося |
Тема доклада |
Класс |
1 |
|||
… |
Второй блок. Мультимедийные презентации на тему “Hi-Tech. Мир высоких технологий” (не более 3 минут).
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Тема презентации | Класс |
1 | |||
… |
Проект решения
(Название конференции)
Участники общешкольной информационной научно-практической конференции, заслушав доклады учащихся школы и в процессе работы конференции, отмечают:
- В текущем учебном году существенно активизировалась научная и исследовательская деятельность школьников, результаты которой включены в программу конференции.
- В качестве докладчиков и авторов работ в конференции участвовали (указать количество учащихся, классы), научное руководство их работой осуществляли учителя (указать ФИО учителей и преподаваемый предмет).
Участники конференции решили:
- Основными целями вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность являются стимулирование у них научного творчества, выработка практических навыков работы в информационных технологиях, углубление и расширение знаний в области современных информационных технологий.
- Для достижения поставленных целей необходимо:
- увеличение числа учащихся, активно участвующих в выполнении научно-исследовательских и творческих работ;
- введение обязательного планирования исследовательских и практических работ учащихся методическими объединениями и в школе в целом;
- формирование банка тем реферативных, творческих, исследовательских и научных работ учащихся с назначением руководителей по каждому направлению.
С учетом результатов участия школьников в научно-практической конференции, проведенной внутри школы (или на уровне края, региона) признать работу по организации и проведению научно-исследовательской деятельности школьников удовлетворительной.
Отчет о проведении общешкольной
научно-практической конференции
“Современные информационные технологии в
профессиональной деятельности”
(Дата) в нашей школе среди учащихся (указать классы) была проведена общешкольная научно – практическая конференция “Современные информационные технологии в профессиональной деятельности”. Организаторами конференции стали (ФИО и должности организаторов)
Цели конференции: (указать из программы конференции)
Задачи конференции: (указать из положения о конференции)
На конференции выступили с докладами учащиеся (ФИО, классы).
После каждого выступления слушатели конференции становились активными ее участниками: высказывали свои мнения по темам сообщений, задавали вопросы докладчикам. В некоторые моменты даже разгорались настоящие дискуссии по темам выступлений.
Во втором блоке конференции были представлены мультимедийные презентации на тему "Hi-Tech – Мир высоких технологий ", подготовленные (ФИО, классы)
По окончании выступлений было проведено рейтинговое голосование, в котором приняли участие все присутствующие на конференции. По результатам голосования самой интересной и актуальной была признана тема (название), подготовленная (ФИО учащегося).
После подведения итогов все докладчики были награждены дипломами участников.
По результатам конференции было выработано решение, в котором участники отметили, что необходимо в дальнейшем регулярно проводить научно – практические конференции по различным тематикам и привлекать к активному участию в них большее количество учащихся. Школьниками было решено признать работу по организации и проведению научно-исследовательской деятельности учащихся удовлетворительной.
Отчет подготовила (ФИО).
Список литературы
- Волошина, И.В. Научная конференция учащихся / И.В. Волошина // Традиции и новации образовательной системы: Материалы международных педагогических чтений. Чебоксары, 14 июня 2011 г. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011.
- Пушкарева Е.В. Студенческая научно-практическая конференция “Современные информационные технологии в профессиональной деятельности” / Е.В. Пушкарева // Традиции и новации образовательной системы: Материалы международных педагогических чтений. Чебоксары, 14 июня 2011 г. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011, с. 610.