Цели.
Материал.
1. Для оформления группы: портрет С.Я.Маршака, выставка книг С.Я.Маршака, иллюстрации разных художников к произведениям С.Я.Маршака, детские рисунки к произведениям С.Я.Маршака.
2. Для игры “Меморина”: набор парных картинок к произведениям С.Я.Маршака.
3. Для игры “Чёрный ящик”: коробка чёрного цвета с конвертами, в которые вложены карточки со словами: платок, корзина, подснежники; сковорода, чемодан, перчатки; кошка, дом, огонь; кровать, мышка, кошка.
4. Для обыгрывания стихотворения “Детки в клетке” плоскостной театр с изображением героев произведения, ворота с надписью “Зоосад”.
5. Для инсценировки стихотворения “Волк и лиса” на выбор детей плоскостной театр, “Би-ба-бо”, маски-шапочки, ширма.
6. Набор карточек с буквами для прочтения стихотворения “Про всё на свете”.
7. Набор цифр на одноразовых тарелочках для прочтения стихотворения “Весёлый счёт”.
8. Для инсценировки “Сказки о глупом мышонке”: кроватка, стульчик, мешок с “овсом”, карта-подсказка с последовательным изображением героев сказки для автора, маски-шапочки: мышонок, мышка, утка, курица, щука, лошадь, свинья, кошка.
9. Фуражка почтальона, сумка с письмами, в каждом именном конверте стихотворение “Пожелание друзьям” и портрет С.Я.Маршака.
10. Аудио-касета “С.Маршак “На улице Бассейнной” - сборник стихов и сказок
11. Книги С.Маршака в подарок детям.
12. Зашифрованные строчки из произведений С.Маршака для конкурса среди родителей.
13. Медали “Знаток творчества С.Маршака”, жетоны (лучше на ленточках для удобства).
Предварительная работа.
- Чтение произведений С.Маршака, кроме “Сказки об умном мышонке”.
- Разучивание стихов “Про всё на свете”, “Весёлый счёт”, “Детки в клетке”, “Волк и лиса”, “Сказка о глупом мышонке”.
- Оформление выставки детских рисунков по произведениям С.Я.Маршака.
Работа с родителями.
- Подбор книг С.Маршака в домашней библиотеке.
- Чтение дома книг детям.
- Помощь в изготовлении шапочек – масок.
Ход досуга
Дети и родители сидят на стульчиках.
Ведущий:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик. Родился Самуил Яковлевич 1887 году в городе Воронеже. Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.
В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.
- Какие английские народные песенки в переводе С.Маршака вы помните?
Ответы детей.
Ведущий: Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов “Детский городок”. Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.
Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.
Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.
Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.
- Расскажите, о чём вы узнали из произведений С.Я.Маршака.
Ответы детей.
Ведущий: Предлагаю вам, ребята, поиграть с родителями в игру, которая называется “Угадай, откуда эти строки?” За правильные ответы вы будете получать жетоны, кто больше всех соберёт жетонов, тот получит медаль знатока творчества С.Я.Маршака.
Родители читают отрывки из произведений, а дети отгадывают произведение и его жанр.
Ведущий: Сейчас мы с вами узнаем, кто же самый внимательный и поиграем в игру “Что лишнее?”
- Подойдите, ребята, к доске, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая из них лишняя и почему?
(На доске картинки к произведениям С.Маршака “Почта”, “Багаж”, “Усатый-полосатый”, “Репка”; “Сказка о глупом мышонке”, “Рассказ о неизвестном герое”, “Вот какой Рассеянный”, “Золушка”).
Ведущий: Проходите на свои места. Умеете, ли вы отгадывать загадки? Сейчас проверим:
Кто зимой холодной
Рыщет злой, голодный? (Волк)Рыжая плутовка в лесу живёт,
В деревне кур крадёт? (Лиса)
Ведущий: Вы правильно отгадали эти загадки, а кто из вас вспомнит произведения С.Я.Маршака, в котором есть эти герои? (“Теремок”, “Волк и лиса”). Предлагаю желающим показать стихотворение “Волк и лиса”, используя разные виды театра.
Дети обыгрывают стихотворение.
Ведущий: Ой, ребята, что это за чёрная коробка лежит на ковре?
- Хотите посмотреть, что в ней? Располагайтесь на ковре поудобнее.
- На коробку прикреплена какая-то записка. Кто может прочитать её?
Дети читают: “Дорогие ребята, помогите! В чёрном ящике лежат конверты, в каждом конверте карточки со словами. Прочтите слова и отгадайте, из какого они произведения С.Я.Маршака.
Лодыри из стихотворения “Кот и лодыри””.
Ведущий: Поможем лодырям?
- Разделитесь на команды, возьмите из конверта карточки, прочтите слова и решите командой, из какого произведения эти слова. Дополнительный жетон можно получить, если вы вспомните строки из этого произведения.
Дети читают и отгадывают произведение.
(Если дети затрудняются в цитировании произведения, можно предложить это задание взрослым).
Ведущий: Лодырям мы помогли. Чтобы не забыть, попросим одну из мам записать на листе названия произведений, которые были зашифрованы, а другую маму попросим подписать конверт.
- Присаживайтесь на свои места.
- Подскажите, пожалуйста, где можно увидеть одновременно и животных жарких стран, и животных стран с холодным климатом?
- Совершенно верно в зоопарке! Приглашаю вас, дорогие гости, на экскурсию в Зоосад, а проведут экскурсию герои стихотворения С.Маршака “Детки в клетке” с помощью наших детей.
На столе устанавливается ширма “ворота” с надписью “Зоосад”, дети по очереди рассказывают стихи, используя фигурки плоскостного театра, которые можно сделать из иллюстраций старых книг, наклеенных на картон, подставки для картинок можно сделать из половинок яиц “киндр-сюрпризов” или пробок для бутылок.
Ведущий: В заключение нашей экскурсии предлагаю всем поиграть в игру “Расскажи-ка, воробей”. Вставайте все в кружок, вот воробей, который в зоопарке бывал, всех животных видал, и многое узнал!
Проводится подвижная игра “Расскажи-ка, воробей”./
Ход игры: Ведущий берёт на себя роль водящего. Игроки идут по кругу, говоря слова: “Расскажи-ка, воробей, расскажи-ка воробей, как …… ходят”. Воробей называет, какое-либо животное, а игроки имитируют движения этого животного.
Ведущий: Молодцы! Проходите на свои места. Дорогие гости, понравилась вам экскурсия? А сейчас мы проверим, хорошая ли у вас память. Я предлагаю поиграть в одну из самых любимых игр детей нашей группы “Меморину”. Приглашаю двоих желающих взрослых, дети могут помогать своим родителям, а остальных прошу не подсказывать!
На наборном полотне выставляются парные картинки с иллюстрациями к произведениям С.Я.Маршака в хаотичном порядке по 4 картинки в 3 ряда.
Ведущий: Кто из ребят может объяснить правила игры?
Один из детей рассказывает правила игры.
Ведущий, в случае необходимости уточняет правила:
- внимательно посмотреть и запомнить расположение картинок в течение секунд 20,
- затем карточки переворачиваются вниз картинками,
- по очереди игроки открывают парные картинки и называют произведение,
- если ошибся, открыл не парные картинки, карточки переворачиваются вниз картинками,
- выигрывает тот, кто больше парных картинок открыл.
Проводится игра, определяется победитель. По желанию игру можно повторить с другими участниками.
Ведущий: Нелегко было взрослым! Стихи С.Я.Маршака знакомят нас не только с разными животными, жизнью детей, но и помогают нам учить цифры и буквы!
- Вспомним стихотворение “Весёлый счёт”. Выбирайте цифры, вставайте по порядку.
Дети читают стихотворение “Весёлый счёт”.
Ведущий: Молодцы, цифры вы запомнили хорошо, положите цифры в коробочку, возьмите карточки с буквами и вспомните стихотворение С.Я.Маршака “Про всё на свете”.
Дети читают стихотворение “Про всё на свете”
Ведущий: Молодцы, ребята, буквы вы тоже хорошо знаете! Кладите буквы в коробочку, садитесь на свои места.
- Дорогие гости отгадайте загадки:
Под полом-полом
Шевелит хвостом,
В щели глядится,
Вылезти боится. (Мышка)
Лапка мягонька,
А коготок востёр. (Кошка)
- Как называется произведение С.Я.Маршака, в котором есть эти герои?
- Сейчас мы покажем гостям “Сказку о глупом мышонке”
Показ детьми “Сказки о глупом мышонке”.
Ведущий: Как вы думаете, что случилось с мышонком дальше?
- Если вам интересно, послушайте “Сказку об умном Мышонке”.
Звучит аудиокассета.
(Если дети устали можно прослушать запись в другое время после досуга).
Стук в дверь. Приходит почтальон с письмами и посылкой с книгами С.Я.Маршака.
Ведущий: Кто стучится в дверь ко мне?
Почтальон:
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ведущий: Это он, это он…..помогайте!
Дети: Ленинградский почтальон!
Почтальон: Здравствуйте! Правильно ли я пришёл? Это город Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 56, корпус 3, группа “Дружные ребята”?
Дети: Да.
Почтальон: Тогда эти письма и посылка вам. Распишитесь вот здесь в квитанции, пожалуйста.
Ведущий: Что это за письма?
Почтальон: Это письма для ребят. Сейчас я вручу письма адресатам.
Почтальон раздаёт подписанные письма детям.
Ведущий: Взрослые, помогите, пожалуйста, прочитать нам письма.
Зачитывается одно письмо со стихотворением “Пожелание друзьям”.
Ведущий: Вам интересно, что в посылке? Давайте посмотрим.
Открывают посылку, в ней лежат книги С.Я.Маршака.
Дети узнают и называют, какие книги получили.
Воспитатель: Спасибо, вам огромное, уважаемый почтальон, за ваш нелёгкий труд. Можем ли мы с Вами передать письмо Лодырям.
Почтальон: Да, конечно, это же моя работа.
Ведущий: Спасибо.
Почтальон: До свидания. Мне пора. У меня сегодня много писем в сумке на боку…..
Почтальон уходит.
Ведущий: А теперь давайте подсчитаем, у кого больше жетонов.
Награждение медалями “Знаток творчества С.Я.Маршака”.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча с героями книг С.Я.Маршака, но я надеюсь, что книги будут вашими верными друзьями по жизни!