Тематический досуг "Про все на свете"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  • Воспитывать у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака.
  • Развивать память, логическое мышление.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей .
  • Создать у детей радостное настроение.

Материал.

1. Для оформления группы: портрет С.Я.Маршака, выставка книг С.Я.Маршака, иллюстрации разных художников к произведениям С.Я.Маршака, детские рисунки к произведениям С.Я.Маршака.

2. Для игры “Меморина”: набор парных картинок к произведениям С.Я.Маршака.

3. Для игры “Чёрный ящик”: коробка чёрного цвета с конвертами, в которые вложены карточки со словами: платок, корзина, подснежники; сковорода, чемодан, перчатки; кошка, дом, огонь; кровать, мышка, кошка.

4. Для обыгрывания стихотворения “Детки в клетке” плоскостной театр с изображением героев произведения, ворота с надписью “Зоосад”.

5. Для инсценировки стихотворения “Волк и лиса” на выбор детей плоскостной театр, “Би-ба-бо”, маски-шапочки, ширма.

6. Набор карточек с буквами для прочтения стихотворения “Про всё на свете”.

7. Набор цифр на одноразовых тарелочках для прочтения стихотворения “Весёлый счёт”.

8. Для инсценировки “Сказки о глупом мышонке”: кроватка, стульчик, мешок с “овсом”, карта-подсказка с последовательным изображением героев сказки для автора, маски-шапочки: мышонок, мышка, утка, курица, щука, лошадь, свинья, кошка.

9. Фуражка почтальона, сумка с письмами, в каждом именном конверте стихотворение “Пожелание друзьям” и портрет С.Я.Маршака.

10. Аудио-касета “С.Маршак “На улице Бассейнной” - сборник стихов и сказок

11. Книги С.Маршака в подарок детям.

12. Зашифрованные строчки из произведений С.Маршака для конкурса среди родителей.

13. Медали “Знаток творчества С.Маршака”, жетоны (лучше на ленточках для удобства).

Предварительная работа.

  • Чтение произведений С.Маршака, кроме “Сказки об умном мышонке”.
  • Разучивание стихов “Про всё на свете”, “Весёлый счёт”, “Детки в клетке”, “Волк и лиса”, “Сказка о глупом мышонке”.
  • Оформление выставки детских рисунков по произведениям С.Я.Маршака.

Работа с родителями.

  • Подбор книг С.Маршака в домашней библиотеке.
  • Чтение дома книг детям.
  • Помощь в изготовлении шапочек – масок.

Ход досуга

Дети и родители сидят на стульчиках.

Ведущий:

Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик. Родился Самуил Яковлевич 1887 году в городе Воронеже. Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.

В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.

- Какие английские народные песенки в переводе С.Маршака вы помните?

Ответы детей.

Ведущий: Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов “Детский городок”. Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.

Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.

Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.

Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.

- Расскажите, о чём вы узнали из произведений С.Я.Маршака.

Ответы детей.

Ведущий: Предлагаю вам, ребята, поиграть с родителями в игру, которая называется “Угадай, откуда эти строки?” За правильные ответы вы будете получать жетоны, кто больше всех соберёт жетонов, тот получит медаль знатока творчества С.Я.Маршака.

Родители читают отрывки из произведений, а дети отгадывают произведение и его жанр.

Ведущий: Сейчас мы с вами узнаем, кто же самый внимательный и поиграем в игру “Что лишнее?”

- Подойдите, ребята, к доске, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая из них лишняя и почему?

(На доске картинки к произведениям С.Маршака “Почта”, “Багаж”, “Усатый-полосатый”, “Репка”; “Сказка о глупом мышонке”, “Рассказ о неизвестном герое”, “Вот какой Рассеянный”, “Золушка”).

Ведущий: Проходите на свои места. Умеете, ли вы отгадывать загадки? Сейчас проверим:

Кто зимой холодной
Рыщет злой, голодный? (Волк)

Рыжая плутовка в лесу живёт,
В деревне кур крадёт? (Лиса)

Ведущий: Вы правильно отгадали эти загадки, а кто из вас вспомнит произведения С.Я.Маршака, в котором есть эти герои? (“Теремок”, “Волк и лиса”). Предлагаю желающим показать стихотворение “Волк и лиса”, используя разные виды театра.

Дети обыгрывают стихотворение.

Ведущий: Ой, ребята, что это за чёрная коробка лежит на ковре?

- Хотите посмотреть, что в ней? Располагайтесь на ковре поудобнее.

- На коробку прикреплена какая-то записка. Кто может прочитать её?

Дети читают: “Дорогие ребята, помогите! В чёрном ящике лежат конверты, в каждом конверте карточки со словами. Прочтите слова и отгадайте, из какого они произведения С.Я.Маршака.

Лодыри из стихотворения “Кот и лодыри””.

Ведущий: Поможем лодырям?

- Разделитесь на команды, возьмите из конверта карточки, прочтите слова и решите командой, из какого произведения эти слова. Дополнительный жетон можно получить, если вы вспомните строки из этого произведения.

Дети читают и отгадывают произведение.

(Если дети затрудняются в цитировании произведения, можно предложить это задание взрослым).

Ведущий: Лодырям мы помогли. Чтобы не забыть, попросим одну из мам записать на листе названия произведений, которые были зашифрованы, а другую маму попросим подписать конверт.

- Присаживайтесь на свои места.

- Подскажите, пожалуйста, где можно увидеть одновременно и животных жарких стран, и животных стран с холодным климатом?

- Совершенно верно в зоопарке! Приглашаю вас, дорогие гости, на экскурсию в Зоосад, а проведут экскурсию герои стихотворения С.Маршака “Детки в клетке” с помощью наших детей.

На столе устанавливается ширма “ворота” с надписью “Зоосад”, дети по очереди рассказывают стихи, используя фигурки плоскостного театра, которые можно сделать из иллюстраций старых книг, наклеенных на картон, подставки для картинок можно сделать из половинок яиц “киндр-сюрпризов” или пробок для бутылок.

Ведущий: В заключение нашей экскурсии предлагаю всем поиграть в игру “Расскажи-ка, воробей”. Вставайте все в кружок, вот воробей, который в зоопарке бывал, всех животных видал, и многое узнал!

Проводится подвижная игра “Расскажи-ка, воробей”./

Ход игры: Ведущий берёт на себя роль водящего. Игроки идут по кругу, говоря слова: “Расскажи-ка, воробей, расскажи-ка воробей, как …… ходят”. Воробей называет, какое-либо животное, а игроки имитируют движения этого животного.

Ведущий: Молодцы! Проходите на свои места. Дорогие гости, понравилась вам экскурсия? А сейчас мы проверим, хорошая ли у вас память. Я предлагаю поиграть в одну из самых любимых игр детей нашей группы “Меморину”. Приглашаю двоих желающих взрослых, дети могут помогать своим родителям, а остальных прошу не подсказывать!

На наборном полотне выставляются парные картинки с иллюстрациями к произведениям С.Я.Маршака в хаотичном порядке по 4 картинки в 3 ряда.

Ведущий: Кто из ребят может объяснить правила игры?

Один из детей рассказывает правила игры.

Ведущий, в случае необходимости уточняет правила:

- внимательно посмотреть и запомнить расположение картинок в течение секунд 20,

- затем карточки переворачиваются вниз картинками,

- по очереди игроки открывают парные картинки и называют произведение,

- если ошибся, открыл не парные картинки, карточки переворачиваются вниз картинками,

- выигрывает тот, кто больше парных картинок открыл.

Проводится игра, определяется победитель. По желанию игру можно повторить с другими участниками.

Ведущий: Нелегко было взрослым! Стихи С.Я.Маршака знакомят нас не только с разными животными, жизнью детей, но и помогают нам учить цифры и буквы!

- Вспомним стихотворение “Весёлый счёт”. Выбирайте цифры, вставайте по порядку.

Дети читают стихотворение “Весёлый счёт”.

Ведущий: Молодцы, цифры вы запомнили хорошо, положите цифры в коробочку, возьмите карточки с буквами и вспомните стихотворение С.Я.Маршака “Про всё на свете”.

Дети читают стихотворение “Про всё на свете”

Ведущий: Молодцы, ребята, буквы вы тоже хорошо знаете! Кладите буквы в коробочку, садитесь на свои места.

- Дорогие гости отгадайте загадки:

Под полом-полом
Шевелит хвостом,
В щели глядится,
Вылезти боится. (Мышка)

Лапка мягонька,
А коготок востёр. (Кошка)

- Как называется произведение С.Я.Маршака, в котором есть эти герои?

- Сейчас мы покажем гостям “Сказку о глупом мышонке”

Показ детьми “Сказки о глупом мышонке”.

Ведущий: Как вы думаете, что случилось с мышонком дальше?

- Если вам интересно, послушайте “Сказку об умном Мышонке”.

Звучит аудиокассета.

(Если дети устали можно прослушать запись в другое время после досуга).

Стук в дверь. Приходит почтальон с письмами и посылкой с книгами С.Я.Маршака.

Ведущий: Кто стучится в дверь ко мне?

Почтальон:

С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…

Ведущий: Это он, это он…..помогайте!

Дети: Ленинградский почтальон!

Почтальон: Здравствуйте! Правильно ли я пришёл? Это город Санкт-Петербург, проспект Маршала Жукова, дом 56, корпус 3, группа “Дружные ребята”?

Дети: Да.

Почтальон: Тогда эти письма и посылка вам. Распишитесь вот здесь в квитанции, пожалуйста.

Ведущий: Что это за письма?

Почтальон: Это письма для ребят. Сейчас я вручу письма адресатам.

Почтальон раздаёт подписанные письма детям.

Ведущий: Взрослые, помогите, пожалуйста, прочитать нам письма.

Зачитывается одно письмо со стихотворением “Пожелание друзьям”.

Ведущий: Вам интересно, что в посылке? Давайте посмотрим.

Открывают посылку, в ней лежат книги С.Я.Маршака.

Дети узнают и называют, какие книги получили.

Воспитатель: Спасибо, вам огромное, уважаемый почтальон, за ваш нелёгкий труд. Можем ли мы с Вами передать письмо Лодырям.

Почтальон: Да, конечно, это же моя работа.

Ведущий: Спасибо.

Почтальон: До свидания. Мне пора. У меня сегодня много писем в сумке на боку…..

Почтальон уходит.

Ведущий: А теперь давайте подсчитаем, у кого больше жетонов.

Награждение медалями “Знаток творчества С.Я.Маршака”.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча с героями книг С.Я.Маршака, но я надеюсь, что книги будут вашими верными друзьями по жизни!

Приложение