Цель: способствовать воспитанию любви к родной природе через стихотворные произведения, музыку, картины известных русских художников о березе.
Задачи:
- расширять знания ребят о березе;
- формировать бережное отношение к природе;
- развивать интеллектуальные способности и активную позицию юных патриотов.
Оборудование:
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- экран
- Презентация “Русская красавица” (Приложение)
- Русские народные костюмы для выступающих
- Выставка детских рисунков
- Выставка поделок из березы
- Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский “Апрель”, песня А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной “На лугу, на лугу зеленешеньком”, песня Г. Струве "Моя Россия", слайд фильм на песню Л. Семеновой “Кто березку причесал”, “Ай, да березка” Сл. Ж.Агаджановой, муз. Т.Потапенко.
Песню Г.Струве "Моя Россия" можно получить у автора статьи.
Ход праздника |
Слайд |
Ведущий в русском народном костюме. – Здравствуйте, дорогие гости. Я приветствую вас на празднике, посвященном, дереву – символу нашей Родины.
– Надеюсь, вы уже догадались, о каком дереве идет речь? (О березе.) – Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж! Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе! |
Слайд 2 |
Ведущий в русском народном костюме. – М. И. Глинка – великий русский композитор жил за границей и когда возвращался домой, остановил свой экипаж, вышел и низко поклонился березе. |
Слайд 3 |
Ведущий. И сегодня мы
встречаем русскую красавицу.
Под музыку П. И. Чайковского “Апрель” появляется “Березка” (девочка в белом платье с зеленым венком на голове), за ней появляется мальчик. Береза. Мальчик. Береза. Мальчик. Береза. Мальчик. Береза. Мальчик. |
Слайд 4 |
Ведущий.
– Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”. Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Он увидел одинокую березу. Он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, а через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами сияло на нем. – Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе? (Дети отвечают.) |
Слайд 5 |
Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 3.
|
Слайд 6 |
Ведущий.
Друзья, как же больно бывает березке, когда мы с ней неправильно обращаемся. Как вы думаете, как можно помочь березке? А ученики из моего класса участвовали в проекте “Березкины слезки”. Лесники из НП “Мещера” предоставили нам специальную смесь для замазывания ранок у березки. Ребята развешивали листовки и замазывали ранки. Как это происходило, вы можете увидеть на слайде. |
Слайд 7 |
Девочки в русских народных сарафанах
инсценируют песню А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной “На лугу, на лугу
зеленешеньком”
Береза. – Это просто здорово, что вы мне помогаете! Мои друзья: зайцы, лоси, рябчики, глухари, тетерева, которые питаются моими почками будут очень довольны. Я могу быть полезна вам. Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю. Ведущий. Значит, береза – это еще и лекарственное растение. Ученик 4.
Ученик 5.
|
Слайд 8 |
Ребята исполняют песню “Моя Россия” Г. Струве | Видео слайд 9 |
Ученик 6.
Ученик 7.
Ученик 8.
Ученик 9.
Ученик 10.
|
Слайд 10 |
Ведущий. – Много прекрасных песен
сложено про березу, много написано замечательных стихотворений. Но и
русские художники не забыли о ней. (Просмотр презентации “Береза на картинах русских художников”. Во время показа слайдов звучит стихотворение Татьяны Лавровой “Березы”.)
– Друзья, кто из вас может назвать, какие картины известных художников вы запомнили? (Взрослые и дети называют известные им картины с изображением березы.) |
Слайды 11–25 |
Ведущий. А вы знаете, что русские люди отмечали через семь недель после Пасхи праздник русской березки – Троицу. Девушки в красивых сарафанах украшали березку разноцветными лентами, пели русские народные песни. | Слайд 26 |
Просмотр слайд фильма “Кто березку
причесал”, слова А. Горской, музыка Л. Семеновой. Ученик 11.
Ученик 12.
Ученик 13.
Ученик 14.
Ученик 15.
|
Слайд 27 |
Ведущий.
– Ребята, а вы знаете, какие удивительные поделки делают из
березы? Экскурсовод. – Береза – наше, "российское" дерево, оно очень близко
каждому русскому человеку. |
Слайды 28–36 Просмотр презентации “Русская береста”. |
Ведущий. – Друзья, а вы знаете, что березка может предсказывать погоду? Что вы об этом знаете?
|
Слайд 37 |
Инсценировка – танец “Ай, да березка” Сл. Ж.Агаджановой, муз. Т.Потапенко | Слайд 38 |
Ученик 16.
Ведущий. – Мы услышали много интересного и полезного о березе. Надеюсь, что вы все это запомните и будете применять в своей жизни. |
Слайд 39 |
Источники информации.
Сайты в Интернете:
- http://www.berestok.ru/articles/11-krasotaberesty.html
- http://drevospas.stylink.ru/inside.html?action=razdely_prod&act=prod&ids=12&pid=6&id=23&idt=6
- http://sheg-school1.edu.tomsk.ru/files/File/bikanova%20ekolkog%20kopilka%20puteschestvije%20po%20lesu%20.doc
- http://withlightsteam.com/wp-content/uploads/2010/09/Birch-Trees.jpg
- http://www.stihi.ru/pics/2009/04/13/1182.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/12/grushenka42.0/0_4beb_2f96c84f_XL
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/weboxotnik.1a/0_527f9_2a735c2_XL
- http://karat773.ru/post135712317/
- http://www.berestok.ru/articles/11-krasotaberesty.html
- http://s-f-k.forum2х2.ru/t961-topic
- Зверев И.Д. “С любовью к природе”. Дидактический материал по природоведению для начальной школы, М.: Педагогика, 1976. – 163 – 164 с.