Цель. Создание условий для повышения интереса к изучению родного края, к его истории.
Задачи.
- Познакомить детей с историей возникновения города Гусь-Хрустальный, его достопримечательностями.
- Развивать познавательную и творческую активность учащихся через произведения искусства.
- Воспитывать интерес к изучению родного края, своих корней через использование краеведческого материала.
Оборудование:
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- экран
- презентация Microsoft Office Power Point "Виртуальная экскурсия в город русского хрусталя"
- русские народные костюмы для выступающих
Музыкальное сопровождение:
- песни "Надежда Российской земли", "Звезда Хрусталя" слова учителя МБОУ Уршельская сош Седовой И. В., музыка Беликовой И. И.;
- песня "Музыка стекла", слова учителя МБОУ Уршельская сош Седовой И. В, музыка Чиркуновой О. В.,
- "Осенняя мелодия" М. Осетровой.
- видеофайлы "Песня о Гусь-Хрустальном", "Стеклодувы режут стекло ножницами и лепят фигуры из хрусталя".
- жетоны красного, синего цветов для рефлексии.
Подготовка к экскурсии:
Ход мероприятия
На фоне слайда 1 звучит песня "Надежда
Российской земли", слова учителя МБОУ
Уршельская сош Седовой И. В., музыка Беликовой И.
И. Исполняет хор учащихся в русских народных костюмах 1.
2.
3.
Учитель начальных классов (в русском народном костюме) - Здравствуйте, дорогие ребята. Вы, наверное, уже догадались, в какой же уголок нашей земли мы совершим экскурсию. (Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Гусь-Хрустальный) - Ребята, а что вы уже знаете об этом городе? - А что хотели бы вы узнать? - Чтобы ответить на ваши вопросы, мы приглашаем Вас на виртуальную экскурсию в город русского хрусталя. А нашими помощниками будут экскурсоводы (подготовленные ребята из нашего класса) |
Слайд 1 |
Экскурсовод 1 (ученик в
русском народном костюме) - Гусь-Хрустальный относится к малым городам России, однако является центром отечественного стеклоделия. |
Слайд 2 |
Экскурсовод 2 (ученик в русском
народном костюме) - Какое необычное название для города - Гусь-Хрустальный! Этот город - старейший центр стекольной промышленности, расположен в Мещёрской низменности во Владимирской области. |
Слайд 3 |
Учитель музыки (в русском
народном костюме) - Ребята, про Гусь-Хрустальный написана песня "Звезда Хрусталя". Слова к этой песне написала Седова И. В. , а музыку Беликова И. И. (Звучит песня "Звезда Хрусталя" в исполнении хора учащихся в русских народных костюмах) 1.
2.
3.
|
Слайд 4 |
Учитель начальных классов - Интересна история города. В 1747 году вышел Сенатский указ, запрещавший строительство стекольных и железных заводов вблизи Москвы в целях сохранения лесных массивов, а у нас были богатые леса. Было приказано также удалить от столиц не менее чем за 200 верст некоторые существующие заводы. В списке ликвидируемых заводов числилась стеклянная и хрустальная фабрика содержателей Мальцовых в Можайском уезде. Поэтому пришлось искать место для завода. Аким Васильевич Мальцов на реке Гусь облюбовал место для своего хрустального завода. Экскурсовод 1 - А в 1756 году Акимом Васильевичем Мальцовым, на реке Гусь был основан хрустальный завод, положивший начало нынешнему городу. Экскурсовод 2 - Аким Васильевич Мальцов создал хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры не только владимирской земли, но и России. |
Слайд 5 |
Экскурсовод 1 - Перед вами памятник. Как вы думаете, кому гусевчане воздвигли памятник? (Акиму Мальцову). - Что он держит в руке? (В руке он сжимает свиток) - В какой одежде Аким Мальцов? - Седова И. В., учитель нашей школы, написала стихотворение "Памятник Мальцову", послушайте его. Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ученик 4
|
Слайд 6 |
Экскурсовод 2 - А знаете ли Вы, откуда произошло такое интересное название Гусь-Хрустальный? Хотите узнать? - По первой версии свое название город получил по реке Гусь, на которой был построен. Экскурсовод 2 - По второй версии, "Гусь" в переводе с угро-финского языка на русский означает "Еловая". А в наших лесах было, действительно, много ёлок. |
Слайд 7 |
Экскурсовод 2 -Вторая часть названия "Хрустальный" отражает профессиональную принадлежность жителей города - выпуск и обработка стекла. Экскурсовод 1 - Статус города Гусь-Хрустальному был присвоен в 1931 году. В настоящее время город является одним из центров стекольной промышленности России. |
Слайд 8 |
Экскурсовод 2 - Герб Гусь-Хрустального появился в 1931 году.
|
Слайд 9. |
Учитель музыки - Наш город знаменит Хрустальным заводом и Музеем Хрусталя. Давайте совершим небольшую экскурсию по этим местам. Мы вам предлагаем отправиться сначала на Хрустальный завод. (Учитель в презентации нажимает на значок Гусевской Хрустальный завод, и открывает поочерёдно слайды 11,12,13.14. Содержание слайдов прописано ниже) |
Слайд 10 |
Учитель музыки - Гусевской хрустальный завод - ведущее российское предприятие по производству изделий из хрусталя. С момента основания завода на нем варили и хрусталь. Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На первой Всероссийской выставке мануфактурных изделий Мальцов был награжден Большой золотой медалью за "отличный хрусталь". |
Слайд 11 |
Учитель музыки - Знаменитые гусевские графины с петухами, букетами стали известны по всей России и во всем мире. |
Слайд 12 |
Учитель музыки - На Хрустальном заводе трудятся стеклодувы. Стеклодув - профессия ныне редкая - Ребята, а хотите увидеть, как стеклодувы режут стекло ножницами и лепят фигуры из хрусталя? - Мы вам предлагаем посмотреть видео "Стеклодувы режут стекло ножницами и лепят фигуры из хрусталя" |
Слайд 13 |
(Просмотр видео "Стеклодувы
режут стекло ножницами и лепят фигуры из
хрусталя") (После просмотра видео ученики читают стихотворение Седовой И. В., учителя МБОУ Уршельская сош "Имен у нас немало громких") Ученик 7
Ученик 8
Ученик 9
Ученик 10
Ученик 11
|
Слайд 14 |
Учитель начальных классов - Ребята, вы прослушали стихотворение, а теперь давайте поиграем. Игра с залом - Попробуйте найти ошибку: изменив или добавив одну букву, вы назовёте фамилии, которыми гордится наша земля. (Ребята исправляют ошибки, назвав имя или фамилию правильно. Проверка осуществляется по щелчку мыши.) - Они прославили нашу Землю, Родину, Отечество. - Недаром говорят: "Где родился, там и пригодился". - Как вы понимаете эту пословицу? |
Слайд 15 |
(На фоне слайда звучит песня "Музыка
стекла", слова Седова И. В., музыка Чиркуновой О.
В. ) Музыка стекла. 1.
Припев:
2.
3.
(На 16 слайде по стрелочке возвращаемся к слайду 10. На слайде 10 нажимаем на картинку Музей хрусталя и переносимся на 17 слайд. Это сделано с тем условием, чтобы учитель мог продолжить эту экскурсию на следующем занятии, если необходим перерыв) |
Слайд 16 |
Учитель начальной школы -Самой яркой достопримечательностью города Гусь-Хрустальный является Музей Хрусталя, расположенного на месте собора Святого Георгия, подаренного городу Ю. С. Нечаевым-Мальцовым в 1904 году. Он был построен по проекту замечательного архитектора Л. Н. Бенуа. |
Слайд 17 |
Учитель начальной школы -Музей украшен картиной В.М.Васнецова "Страшный суд" и мозаикой "О тебе радуется, Благодатная!", выполненной В.А.Фроловым по эскизу В.М.Васнецова. |
Слайд 18 |
Учитель начальной школы - В настоящее время в экспозиции музея представлено около двух тысяч экспонатов. Это богатая коллекция продукции Гусевского хрустального завода, начиная со 2 половины XVIII столетия, до современных образцов производства. |
Слайды 19-20 |
Учитель начальной школы - Ребята, а знаете ли вы легенду о букете цветов? - Легенда гласит, что однажды зимой у одного крепостного мастера Гусевскского хрустального завода, Разумея Васильева, заболела единственная дочь - Ксюша. У неё было воспаление легких. От высокой температуры, девочка бредила, и в бреду вспоминала лето, луг, цветы, с которыми она летом играла на лугу. Отцу очень хотелось помочь своей дочке, но в поселке зимой негде было взять живых цветов. Тогда, отец в отчаянии идёт в гуту, где варился хрусталь и стекло. За одну ночь, из остатков цветного хрусталя и стекла, Разумей Васильев сделал для своей дочери вазу с целым букетом цветов. К утру, отец принес букет своей дочери. Увидев букет цветом, она очень обрадовалась и пошла на поправку. Вот такие чудеса. - Обратите внимание на этот букет. Как вы думаете, почему же девочка стала выздоравливать? Что вы можете сказать о мастере? |
Слайд 21 |
Ученик 12 читает стихотворение Седовой
И. В.
Экскурсовод 1 - Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены искусство и талант старых гусевских мастеров. Коллекция музея не перестает пополняться. |
Слайд 22 |
(На фоне сменяющихся слайдов
звучит легкая музыка и экскурсовод рассказывает) Экскурсовод 2 - После нашей продолжительной экскурсии мы приглашаем вас отдохнуть в одно из наиболее привлекательных мест города: искусственное водохранилище, которое часто называют озером |
Слайды 23-24 |
Учитель начальной школы - Наша экскурсия подошла к концу. Какой момент был для вас самым интересным - А кто-нибудь из вас захотел работать в музее, на заводе? - Если кому-то захотелось работать на заводе, то опустите в хрустальную вазу свой жетон синего цвета. - Если кому-то захотелось поработать в Музее, то в хрустальную вазу опустите жетон красного цвета. |
Слайд 24 |
Учитель начальной школы - Ребята, мы предлагаем посмотреть небольшой видеофильм "Песня о Гусь-Хрустальном" и завершить нашу экскурсию. До новых встреч. |
Слайд 25 |
Источники информации.
Сайты в Интернете:
- http://www.guscity.ru/overview/gerb/
- http://rctrostov.ru/tury-po-rossii-dlya-shkolnikov/zolotoe-kolco/gus-hrustalnyi.html
Ссылка на видео: (Песня о городе Гусь-Хрустальный.avi)
Ссылка на видео: (Стеклодувы режут стекло ножницами и лепят фигуры из хрусталя)
Сборник стихов "Сторона Мещёрская - Родина моя" (стихи учителя МБОУ Уршельская сош Седовой И. В.), // г. Гусь-Хрустальный - 2009