Концептуальные основы программы.
Программа предусматривает организацию взаимодействия педагога дополнительного образования, учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.
Цель полного среднего образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному жизненному утверждению.
За время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющая процесса самосовершенствования – самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Как поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению? Через самоуправляющие механизмы развития личности, через включение в содержание образования знаний, умений и навыков самореализации.
Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система, реализует деятельностный подход, так как создает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной. Эта сфера развития личности направлена на подготовку к будущей самостоятельной жизни, на обеспечение успешности в социуме. Дополнительное образование дает ребенку возможность к саморазвитию, развитию творческих способностей.
Социально-педагогическая задача средней образовательной школы состоит в том, чтобы с помощью дополнительного образования помочь личности подростка самоопределиться – осознать происходящие процессы развития, вызвать их мотивацию, научить ребенка самостоятельно управлять ими, ставить цели своего развития и самосовершенствования.
Самоопределение личности включает процесс познания себя, прогнозирование, планирование своего места в окружающем мире. Потребность в активной деятельности, ее успешное решение выводят ребенка на этап самоактуализации и самореализации.
Формировать соответствующие умения через практическую деятельность в условиях образовательной школы нужно используя систему дополнительного образования.
Технология проектов, или метод проектов, (используется на практических занятиях по выпуску газеты) позволяет эффективно формировать коммуникативные навыки, а также решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления, что наиболее полно решает проблемы формирования коммуникативных навыков.
Пояснительная записка.
Целесообразность разработки Программы обусловлена особенностями подросткового возраста. Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 8–9-х классов и рассчитан на два года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Суть программы сводится к предоставлению возможности учащимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. Объединение дополнительного образования рассчитано на детей, которые проявляют устойчивый интерес к журналистике, информатике. Объединение дополнительного образования создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером. Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они могут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Школьное компьютерная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышение интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Подготовка газеты требует вовлечение детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Кроме того, над газетой трудится группа детей-художников; некоторые из них готовят рисунки на бумаге, другие сканируют их с последующей вставкой в номер.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Основные направления программы учитывают рекомендации нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации “Об образовании”, “Конвенция о правах ребенка”. Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиНа.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений и навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Область обучения:
- Формирование творческих качеств личности;
- Развитие креативного мышления.
Область воспитания:
- Развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
- Формирование умения самовоспитания и самообразования;
- Создание условий для самореализации;
- Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей потребность в самосовершенствовании.
Область социализации:
- Формирование социальной активности;
- Обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности;
- Подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, обществознание, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи.
Целевой блок.
Цели: создание в образовательном пространстве школы условий для формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
Задачи
Обучающие:
- Изучение основ журналистского творчества;
- Получение знаний и умений по созданию печатного издания;
- Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся, их творческую индивидуальность;
- Развитие навыков установления межпредметных связей.
Познавательные:
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, обществознания, компьютерных технологий;
- Изучение истории журналистики.
Воспитательные:
- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, развитие коммуникационных умений;
- Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей среды;
- Формирование активной жизненной позиции.
Практико-деятельностные:
- Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
- Формирование практических навыков создания печатного издания.
Мотивационные:
- Создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;
Социально-педагогические:
- Формирование профессионального интереса к журналистике;
- Развитие ученического самоуправления;
- Формирование активной созидающей личности, такого типа, который востребован современным российским обществом.
Содержание программы (Приложение 1).
К концу первого года учащиеся должны знать:
- Основы истории журналистики;
- Нормы профессиональной этики журналиста;
- Основы психологической готовности будущих журналистов;
- Основные жанры;
- Особенности литературной правки.
Уметь:
- Выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
- Собирать информацию из разных источников и работать с ней;
- Различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
- Общаться, не бояться выступать перед аудиторией;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- Создавать тексты различных жанров;
- Работать над выпуском газеты.
К концу второго года учащиеся должны знать:
- Правила и нормы газетного языка;
- Особенности оформления газеты;
- Этапы создания печатного издания;
- Обязанности каждого члена редакции.
Уметь:
- Использовать в работе тексты различных жанров;
- Свободно владеть печатным словом;
- Редактировать записи;
- Верстать печатное издание в текстовом редакторе;
- Готовить примерный макет газеты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- Создавать тексты различных жанров, сопровождая их иллюстрациями;
- Использовать возможности компьютера при оформлении газеты;
- Участвовать в конкурсах на лучшую статью, газету.
Учебно-тематическое планирование (Приложение 2).
Учебно-методическое обеспечение (Приложение 3).
Формы работы, используемые при планировании деятельности редакции школьной газеты.
- “Круглый стол” – форма занятия, в основу его заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решения.
- “Карусель” – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в выпуске газеты, “перемещаясь” с роли ответственного редактора на роль корректора, иллюстратора, автора материала.
- “Мозговой штурм” – форма занятия, содержащая целенаправленный ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения участников, активного обдумывания и обсуждения вопроса.
- “Партнер” – форма занятия, на котором сотрудничают педагог дополнительного образования и два учащихся. Позволяет сохранить живую среду общения, эффективно расходовать время. Пары могут быть сформированы по желанию учащихся или руководителя.