Программа внеурочной деятельности. Объединение "Пресс-центр"

Разделы: Русский язык


Концептуальные основы программы.

Программа предусматривает организацию взаимодействия педагога дополнительного образования, учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

Цель полного среднего образования – воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному жизненному утверждению.

За время обучения в школе ученик должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющая процесса самосовершенствования – самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.

Как поднять уровень внутренней мотивации подростка к учению? Через самоуправляющие механизмы развития личности, через включение в содержание образования знаний, умений и навыков самореализации.

Дополнительное образование даже в большей степени, чем урочная система, реализует деятельностный подход, так как создает пространство, в котором формируются практические умения и навыки. Ведь его цель – сделать жизнедеятельность ребенка творческой и продуктивной. Эта сфера развития личности направлена на подготовку к будущей самостоятельной жизни, на обеспечение успешности в социуме. Дополнительное образование дает ребенку возможность к саморазвитию, развитию творческих способностей.

Социально-педагогическая задача средней образовательной школы состоит в том, чтобы с помощью дополнительного образования помочь личности подростка самоопределиться – осознать происходящие процессы развития, вызвать их мотивацию, научить ребенка самостоятельно управлять ими, ставить цели своего развития и самосовершенствования.

Самоопределение личности включает процесс познания себя, прогнозирование, планирование своего места в окружающем мире. Потребность в активной деятельности, ее успешное решение выводят ребенка на этап самоактуализации и самореализации.

Формировать соответствующие умения через практическую деятельность в условиях образовательной школы нужно используя систему дополнительного образования.

Технология проектов, или метод проектов, (используется на практических занятиях по выпуску газеты) позволяет эффективно формировать коммуникативные навыки, а также решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления, что наиболее полно решает проблемы формирования коммуникативных навыков.

Пояснительная записка.

Целесообразность разработки Программы обусловлена особенностями подросткового возраста. Курс ориентирован на дополнительное образование учащихся 8–9-х классов и рассчитан на два года. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.

Суть программы сводится к предоставлению возможности учащимся самостоятельно выбрать сферы приложения сил и добиться успеха, реализовав свои потенциалы. Объединение дополнительного образования рассчитано на детей, которые проявляют устойчивый интерес к журналистике, информатике. Объединение дополнительного образования создано с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и практических навыков в работе с компьютером. Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они могут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Школьное компьютерная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышение интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Подготовка газеты требует вовлечение детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Кроме того, над газетой трудится группа детей-художников; некоторые из них готовят рисунки на бумаге, другие сканируют их с последующей вставкой в номер.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.

Основные направления программы учитывают рекомендации нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации “Об образовании”, “Конвенция о правах ребенка”. Занятия проводятся в соответствии с требованиями СанПиНа.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений и навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Область обучения:

  • Формирование творческих качеств личности;
  • Развитие креативного мышления.

Область воспитания:

  • Развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
  • Формирование умения самовоспитания и самообразования;
  • Создание условий для самореализации;
  • Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей потребность в самосовершенствовании.

Область социализации:

  • Формирование социальной активности;
  • Обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности;
  • Подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.

Программа имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, обществознание, информатика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи.

Целевой блок.

Цели: создание в образовательном пространстве школы условий для формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.

Задачи

Обучающие:

  • Изучение основ журналистского творчества;
  • Получение знаний и умений по созданию печатного издания;
  • Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся, их творческую индивидуальность;
  • Развитие навыков установления межпредметных связей.

Познавательные:

  • Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, обществознания, компьютерных технологий;
  • Изучение истории журналистики.

Воспитательные:

  • Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, развитие коммуникационных умений;
  • Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей среды;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Практико-деятельностные:

  • Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
  • Формирование практических навыков создания печатного издания.

Мотивационные:

  • Создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;

Социально-педагогические:

  • Формирование профессионального интереса к журналистике;
  • Развитие ученического самоуправления;
  • Формирование активной созидающей личности, такого типа, который востребован современным российским обществом.

Содержание программы (Приложение 1).

К концу первого года учащиеся должны знать:

  • Основы истории журналистики;
  • Нормы профессиональной этики журналиста;
  • Основы психологической готовности будущих журналистов;
  • Основные жанры;
  • Особенности литературной правки.

Уметь:

  • Выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
  • Собирать информацию из разных источников и работать с ней;
  • Различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
  • Общаться, не бояться выступать перед аудиторией;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • Создавать тексты различных жанров;
  • Работать над выпуском газеты.

К концу второго года учащиеся должны знать:

  • Правила и нормы газетного языка;
  • Особенности оформления газеты;
  • Этапы создания печатного издания;
  • Обязанности каждого члена редакции.

Уметь:

  1. Использовать в работе тексты различных жанров;
  2. Свободно владеть печатным словом;
  3. Редактировать записи;
  4. Верстать печатное издание в текстовом редакторе;
  5. Готовить примерный макет газеты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • Создавать тексты различных жанров, сопровождая их иллюстрациями;
  • Использовать возможности компьютера при оформлении газеты;
  • Участвовать в конкурсах на лучшую статью, газету.

Учебно-тематическое планирование (Приложение 2).

Учебно-методическое обеспечение (Приложение 3).

Формы работы, используемые при планировании деятельности редакции школьной газеты.

  1. “Круглый стол” – форма занятия, в основу его заложено несколько точек зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников позиции или решения.
  2. “Карусель” – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно определяют свою роль и долю участия в выпуске газеты, “перемещаясь” с роли ответственного редактора на роль корректора, иллюстратора, автора материала.
  3. “Мозговой штурм” – форма занятия, содержащая целенаправленный ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения участников, активного обдумывания и обсуждения вопроса.
  4. “Партнер” – форма занятия, на котором сотрудничают педагог дополнительного образования и два учащихся. Позволяет сохранить живую среду общения, эффективно расходовать время. Пары могут быть сформированы по желанию учащихся или руководителя.