Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию:
- Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
- Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
- Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Форма урока -урок - путешествие с элементами ролевой игры.
Тип урока - комбинированный.
Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).
Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.
Методы:
- По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
- По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
- По характеру деятельности учителя: проблемный.
- Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.
С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.
Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?
Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)
Загадки:
1.
На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)
2.
Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)
3.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)
4.
Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)
5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)
6. Нота. Часть танца (репа)
7.
Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).
Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.
Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные.
Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.
Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.
- Остановка на станции "Определительная"
- Остановка на станции "Музейная"
- Остановка на станции "Познавательная"
- Завершение путешествия на таможне.
Ну что, в путь?
Контрольный пункт.
Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1
Вариант №1.
Задание №1.
Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:
1. Плод-стручок или стручочек.
2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
3. Плод - боб
4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха
5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок
6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок
7. Тычинок в цветке много
8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
Задание №2
Игра "Третий лишний"
1. Соя, фасоль, томаты.
2. Перец, баклажаны, арахис
3. Картофель, белена черная, капуста.
Вариант № 2
Задание №1
Выбрать признаки растений семейства пасленовых:
1. Корень стержневой
2. Листья с сетчатым жилкованием
3. В цветке шесть тычинок и один пестик
4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.
5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.
6. Плод - стручок или стручочек
7. Пдлод - ягода или коробочка
8. Пастушья сумка
9. Паслен черный
10. Картофель
Задание №2
Игра "Третий лишний"
1. Соя, фасоль, томаты
2. Перец, баклажаны, арахис
3. Картофель, розы, капуста.
После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.
Критерии оценивания указаны на карточке.
Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.
Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?
Путешествие продолжается дальше и следующая остановка - станция "Познавательная".
Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."
(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2
Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.
Ход работы
1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
3. Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?
4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).
5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.
6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.
7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь
10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11. Зарисуйте и подпишите плод.
Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.
Ребята делают следующие выводы:
семейство включает около 3200 видов растений;
- цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;
- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;
- соцветие - кисть;
- плоды - стручки или стручочки;
- корневая система - стержневая.
Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.
А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.
Следующая остановка - станция "Музейная".
Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.
Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация
А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная"
Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3
Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.
Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.
Ход работы:
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.
2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.
3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.
4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.
Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4
Вариант №1.
Отметьте признаки крестоцветных:
1.Тычинок много.
2. Венчик состоит из пяти лепестков
3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков
4. Плод стручок
5. Плод костянка
6. Венчик состоит из четырех лепестков.
7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие
8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.
Вариант №2.
Выбрать правильные утверждения:
1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья
2. Все крестоцветные имеют простые листья
3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки
4. Все крестоцветные -двулетние растения.
5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..
6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.
Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.
Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.
Рефлексия.
- О чем вы сегодня узнали на уроке?
- Достигнута ли цель урока?
- Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
- Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?
Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.
Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.
Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.
Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:
Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.
Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.
Приложение к уроку. Приложение 3
Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.
1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2
0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5
2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.
Редька дикая.
0. Плоды без перетяжки ::::.. 3
3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.
Горчица белая
0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4
4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные
Гулявник лекарственный.
0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.
Желтушник левкойный.
5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.
Пастушья сумка.
0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6
6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку
Ярутка полевая
0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7
7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья
Икотник серо-зеленый
0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0
Клоповник сорный.