Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
  • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
  • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Форма урока -урок - путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.

Методы:

  • По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
  • По характеру деятельности учителя: проблемный.
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)

Загадки:

1.

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

2.

Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)

3.

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

4.

Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6. Нота. Часть танца (репа)

7.

Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные.

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

  • Остановка на станции "Определительная"
  • Остановка на станции "Музейная"
  • Остановка на станции "Познавательная"
  • Завершение путешествия на таможне.

Ну что, в путь?

Контрольный пункт.

Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

Вариант №1.

Задание №1.

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1. Плод-стручок или стручочек.

2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

3. Плод - боб

4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7. Тычинок в цветке много

8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты.

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, белена черная, капуста.

Вариант № 2

Задание №1

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1. Корень стержневой

2. Листья с сетчатым жилкованием

3. В цветке шесть тычинок и один пестик

4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6. Плод - стручок или стручочек

7. Пдлод - ягода или коробочка

8. Пастушья сумка

9. Паслен черный

10. Картофель

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Путешествие продолжается дальше и следующая остановка - станция "Познавательная".

Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

Ход работы

1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3. Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы:

семейство включает около 3200 видов растений;

- цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

- соцветие - кисть;

- плоды - стручки или стручочки;

- корневая система - стержневая.

Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка - станция "Музейная".

Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация

А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная"

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

Вариант №1.

Отметьте признаки крестоцветных:

1.Тычинок много.

2. Венчик состоит из пяти лепестков

3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

4. Плод стручок

5. Плод костянка

6. Венчик состоит из четырех лепестков.

7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Вариант №2.

Выбрать правильные утверждения:

1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

2. Все крестоцветные имеют простые листья

3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

4. Все крестоцветные -двулетние растения.

5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.

  • О чем вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

Приложение к уроку. Приложение 3

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки ::::.. 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный.

0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

Желтушник левкойный.

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Клоповник сорный.