Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология


"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием."
К.Д. Ушинский

    В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.

Цель исследования - активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии при помощи технологии организации исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал об использовании технологии организации исследовательской деятельности.
  • Разработать методическую базу.
  • Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

Гипотеза:

Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволит:

  • Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
  • Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
  • Изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  • Представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы.

Один из известных философов как-то заметил, что образование - это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно - творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам, т. е. творческие умения. И здесь на помощь нам приходит метод - организации научно - исследовательской деятельности. Прежде всего в ходе работы углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. Развиваются разнообразные навыки самостоятельной, исследовательской работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Есть возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение; развивают системное мышление). Особое внимание уделяю краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания.

 В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу.

Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую; на развитие творческих способностей, логического мышления, она формирует у детей способности самостоятельно применять знания из разных областей, учебных предметов. Работу, в ней я осуществляю по следующим направлениям:

  1. Интеграции уроков.
  2. Реализация работ в форме:
    1. проведения конференций, предметных вечеров и игр, викторин;
    2. научно-исследовательской работы с учащимися;
    3. проектной деятельности старшеклассников по изучению глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
    4. тематических выставок творческих работ учащихся;
    5. индивидуальных занятий с одаренными учащимися;
    6. проведения мастер-классов, семинаров, конференций.
  3. Систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронных учебников, сети Интернет и др.) в процессе обучения и внеклассной работе по предмету.
  4. Повышение эффективности работы учебного кабинета биологии.(по принципу учебное пособие не экспонат).
  5. Сотрудничество с библиотекарем школы по формированию естественно-научного мировоззрения школьников.
  6. Просветительская работа с родителями через проведение тематических лекториев, урочных и внеклассных мероприятий.

За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я  убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам, в увеличении количества участников и призеров школьных и районных олимпиад, конкурсов, НПК, многие из которых поступают в ВУЗы и техникумы на факультеты естественно-научного цикла.

Особое внимание я уделяю практической направленности в работе с детьми, привлекая их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ребята на собственном опыте учатся вести наблюдения за явлениями и объектами природы, анализировать результаты экспериментов, делать выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети, без которой сейчас невозможно представить деятельность учителя и организацию научно-исследовательской работы с учащимися.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией - не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.

Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями  дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни.