Цель:
- Составить правила толерантного поведения и сосуществования в классе, основанных на принципах терпимости, уважения достоинства и прав каждого человека в классе.
- Повышение уровня толерантности, поддержание дружелюбной атмосферы в классе.
Оформление:
На стене вывешены эпиграфы:
- "Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе".
- "Доброта спасет мир"
Рисунки детей по теме: "Толерантный мир", "Толерантная семья", "Толерантная школа", "Самое утреннее из чувств", "Доброта спасет мир" и др.
Ход занятия
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный час общения. Вам предстоит не только ответить на вопрос "Что такое толерантность", но и составить правила толерантного поведения и сосуществования в классе.
1. Актуализация знаний
- Попробуйте подобрать слова- ассоциации к словам: "толерантность", "право", "обязанность".
- Какие слова- ассоциации встречаются у всех трех понятий? (учащиеся называют ассоциации, учитель записывает на доске.
(Примеры ответов таблица №1)
- 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) в 1995 году по случаю 50-летия этой организации. Тогда же, 16 ноября 1995 года, Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности. Вот как определяется толерантность в Декларации:
"Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности:
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям:"
Другими словами:
Толерантность - способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность - это признание права каждого человека быть различным.
Толерантное отношение - уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
Интолерантное (нетолерантное) - нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.
Вопросы толерантности, терпимости и взаимоуважения в России с ее более чем 160 нациями и народностями чрезвычайно актуальны. Очень часто в СМИ мы можем читать и слышать о конфликтах на национальной почве и это очень трагично.
Что же такое толерантность? Дань моде? Веяние времени? Или это нечто очень нужное всем нам, но мы пока ещё в этом не уверены?
Толерантный мир создаем мы сами, он во многом зависит от того, насколько толерантен каждый из нас. Давайте попробуем построить модель под названием "Толерантный Я в толерантном мире". Вам предлагается на листе ватмана схема по уровням: Я - Индивидуум, Я в семье, Я в школе, Я и мои друзья, Я - гражданин России, Я - землянин. Для этого вам необходимо разделиться на группы от 3-6 групп и обсудить, в течение 5 -7 мин, необходимые качества на каждом уровне, словесно нарисовать образ человека, стремящегося к культуре мира и согласия. А затем каждая группа зачитывает качества толерантного человека на каждом уровне (примеры ответов учащихся №2)
Беседа с учащимися:
- Когда мир можно считать толерантным? Когда толерантен каждый уровень? А надо начинать с себя. Все согласны? Может кто-то хочет что-то добавить?
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в фанты. Но вопросы будут именно по нашей теме (учащиеся из мешочка достают фанты и отвечают на вопросы)
Вопросы для фант:
- "Что такое толерантность в твоем понимании?"
- "Как ты представляешь себе свою толерантную среду: дома, в школе, на улице?"
- "Готов ли ты начать путь к толерантному миру с себя?"
- "Каковы проблемы молодежи в интолерантном окружении?"
- "Какой лидер авторитетнее: толерантный или агрессивный? Почему?"
- "Совместима ли толерантность, например, учителя, с авторитарностью?"
- "Влияют ли СМИ на распространение идей добра, терпимости, предрассудков, вражды, насилия?"
- "Почему детям так нравятся фильмы и книги о насилии?"
- "Мир, ненасилие и толерантность - за ними ли будущее?
- Почему нужно быть толерантным? Потому что:
1. Толерантность позволяет приобретать друзей
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе?
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.
Быть толерантным - означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
2. Толерантность - путь к миру
Почему в мире по-прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...
Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность - это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того, чтобы защищать слабых.
Проявлять толерантность - это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием, бедностью и нетерпимостью!
Проявлять толерантность - это значит понимать друг друга, помогать друг другу, чтобы строить мирное будущее.
3. Толерантность проявляется прежде всего дома
В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Возможно, потому, что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными, мы становимся интолерантными, и, вместо того чтобы стать лучше, мы оказываемся в одиночестве!
Как нам стать толерантными? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.
Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем, чтобы стать сильнее, и использовать свою силу для защиты более слабых.
Проявлять толерантность дома - значит, проявлять толерантность и в остальном.
4. Толерантность позволяет остановить насилие:
В повседневной жизни, мы зачастую боимся оказаться ни на что не способными! В этом случае для того, чтобы защититься, иногда мы начинаем играть не по правилам, проявлять жестокость и эгоизм. Для того, чтобы казаться лучшим игроком или лучшей командой, для того, чтобы выиграть, мы даже пытаемся обмануть, подавить или унизить других.
Вместе с тем всем известно, что насилие порождает насилие. Что победа, одержанная с помощью жестокости, ничего не стоит. Агрессивность можно превратить в позитивную энергию и стать более совершенным. Проявлять толерантность - это значит уметь относиться к своим противникам так, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.
Проявлять толерантность - это быть готовым зачастую быть хуже, чем другие, но не терять при этом уверенности в себе. Проявлять дух коллективизма и чувство локтя - это значит уметь разделять поражения и победы. Проявляя толерантность, вы ничего не теряете, напротив, внутренне вы становитесь сильнее.
- Предлагаю еще одно творческое задание. Вам необходимо закончить предложения о правах. В это вам помогут голуби мира, на каждом напечатаны ваши права, которые необходимо расшифровать:
Я имею право на счастье и доброе отношение в классе. Это значит:..что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.
Я имею право быть самим собой. Это значит::что никто не будет относиться ко мне несправедливо из-за того, что я непохож на других.
Я имею право на безопасность. Это значит:..что меня никто не будет толкать, щипать, унижать.
Я имею право слушать и быть услышанным в классе. Это значит:.что никто здесь не будет кричать, и мое мнение и желание будут учитывать при планировании совместных действий.
Я имею право проявить свою индивидуальность в классе. Это значит:.что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения, и меня не будут прерывать и наказывать.
Учащиеся зачитывают. Голуби мира можно поместить в классном уголке под эпиграфами: "Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе", "Доброта спасет мир".
-Вот вы и составили правила толерантности нашего класса, основанные на принципах терпимости, уважения достоинства и прав каждого человека в классе. Я надеюсь, что вы будете помнить и соблюдать наши правила толерантности, и они помогут нам стать самым дружным классом и каждому из вас будет комфортно и приятно быть вместе до окончания школы.
И в конце занятия каждый из вас ответит на вопрос "Что такое толерантность?"
Ответы учащихся: "Толерантность -это: (норма жизни, правило поведения, нравственное качество человека, право человека, считаться человеком, закон, обязанность человека относиться уважительно к другим, этическая норма и т.п.). Всем большое спасибо за участие.
Таблица №1. Примеры ответов учащихся "Слова-ассоциации"
"Толерантность" | "Права" | "Обязанности" |
солидарность, сотрудничество, взаимопонимание, открытость, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, чуткость, закон, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, гуманизм, человечность, уважение прав других, основа демократии и прав человека, норма, правила жизни | Правила жизни, демократия, терпимость, культура мира, уважение, норма, закон, льгота, преимущество, закон, уважать права других | Обязательство, долг, призвание, закон, нужно выполнять, уважительно относиться к обязанностям |
Схема №2. Примеры ответов учащихся "Толерантный я в толерантном мире"
Я - Индивидуум | Терпимый, считаюсь с чужими мнениями и интересами, приветливый и заботливый, знаю и уважаю права свои и других, заботливый, спортивный, патриот, берегу природу и культуру, успешный, обеспеченный, независимый, счастливый. |
Я в семье | Все здоровые, добрые, любящие, все окружены заботой и уважением, внимательные, отзывчивые, понимающие, не агрессивные, проявляющие интерес ко всем членам семьи, все уважают права друг друга, считаются с друг другом. |
Я в школе | Учителя: умные, добрые и справедливые,
вежливые, понимают нас, учат, поддерживают нас,
любят свою работу, современные, понимающие
потребности и интересы учащихся. Учащиеся: доброжелательные, не обзывающие никого, не унижающие друг друга, не ущемляющие ничьи интересы, не презирающие за принадлежность к другой национальности, добрые, умные и справедливые, умеющие слушать, слышать и помочь - все лучшие друзья, понимающие и поддерживающие друг друга. |
Я и мои друзья | Доброжелательные, без агрессии, вежливые, нарядные, готовы прийти на помощь, соблюдают правила и законы, ведут здоровый образ жизни, думают о будущем, умные, гуманные, уважают права других, друзьям можно доверить самые сокровенные тайны |
Я - гражданин России | Умные, уважающие право каждого быть самим собой, справедливые, граждане заботятся друг о друге и государство им помогает, народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, патриоты, берегут свою Родину, везде мир, согласие, доброта, справедливость |
Я - Землянин | Земля красивая, миролюбивая, никаких войн и террора; экологически чистая, здоровая, страны сотрудничают, их население здоровое, свободное и довольное; нет нищеты, притеснений, расовых предрассудков |
Список используемых источников.
- Пособие по воспитанию толерантности учащихся //Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001г.
- http://www.unesco.ru Толерантность, международная программа ЮНЕСКО
- Региональный центр Интернет-образования, занятия по толерантности для старшеклассников.
- http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm как воспитать толерантность.